Куда съездить в Татарстане на машине: выбор маршрута, интересные места


Регион, ныне носящий название Республика Татарстан, был освоен еще в VIII веке до нашей эры. Тогда здесь стали появляться первые поселения кочевников (сарматов). С IX века нашей эры в этой местности существует Волжская Булгария, населенная тюркскими народами. В XIII столетии булгары покоряются монголам Чингисхана, а после распада Золотой Орды здесь появляется самостоятельное Казанское царство.

В 1552 году Иван Грозный захватывает Казань и включает царство в состав Московии. С того времени Казанское царство (позже – губерния) управлялась напрямую из Москвы, не имея собственной власти, как многие другие автономии. В 1920 году указом В. И. Ленина этот регион стал именоваться Татарской Республикой, в 1992 году – Республикой Татарстан.

Удобный способ путешествий по Татарстану — организованные экскурсии из Казани, подробнее можно посмотреть в этой статье.

Города Татарстана

Казань

Подробный гид по Казани и ее окрестностям

Казань — это, в первую очередь, великолепный Кремль, объединяющий в себе две религии (как и вся Казань) — Благовещенский Собор и мечеть Кул-Шариф. Есть в окрестностях города и Храм всех религий, решивший объединить всех верующих — в одном здании сочетаются иудейская синагога, православная и католическая церкви, мусульманская мечеть, китайская пагода, буддийский храм и другие характерные религиозные сооружения.

Чистополь

Как добраться от Казани: на автобусе Казань-Чистополь от автовокзала «Центральный». Время в пути – 2,5-3 часа. В Чистополь можно попасть, путешествуя на теплоходе по Каме.

Что посмотреть в Чистополе

Маленький купеческий городок на берегу Камы — географический центр Татарстана. Чистополь сохранил атмосферу уездных купеческих городов. В годы Великой Отечественной войны он стал приютом для более 200 членов Союза Советских писателей. Лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго» именно здесь.

В 2014 году здесь создан Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник.

Сайт: chisto-muzei.ru

Что посмотреть:

  • Дом Мельникова, где расположились художественный салон и детская библиотека.
  • В старинном особняке, принадлежавшем купцу А.А.Подуруеву, – экспозиция Музея уездного города, жемчужиной которой считаются 2 деревянных велосипеда, изобретенные местным умельцем.
  • Мемориальный музей Бориса Пастернака, который писал здесь в годы эвакуации.
  • Никольский собор, построенный на деньги купцов Поляковых архитектором Пятницким в 1838 году.
  • Скарятинский сад, который был заложен в 1867 году на средства местных купцов.
  • Недалеко от Чистополя сохранились остатки золотоордынского города Джукетау (X-XV вв.).

Набережные Челны

Подробный обзор города и его достопримечательностей

Прямо напротив Елабуги — город, где расположен завод, выпускающий КАМАЗы, Нижнекамское водохранилище и множество других интересных мест.

Елабуга

Что посмотреть в Елабуге

Елабуга — уездный городок, где переплелись судьбы многих замечательных людей. Здесь рисовал Шишкин, писала Цветаева, и для каждого знаменитого имени есть музеи, памятные места, парки и памятники.

Болгар

Подробнее о Болгаре и его окрестностях

Рядом с Болгаром — остатки древнего городища, археологического памятника. Храмы, мавзолеи, бани, палаты и дворцы — все это дошло до нас в виде развалин и отдельных камней.

Тетюши

Самое интересное в Тетюшах и вокруг

Тетюши — сам по себе интересный город со старой застройкой, но еще интереснее путешествовать рядом с ним. Например, на Долгую Поляну — место со странной энергетикой, откуда прекрасно видно Великий Болгар.

Белая мечеть

Современная мечеть находится в городе Болгаре. Строительство началось в 2010 году, архитектор – Сергей Шакуров.

Мечеть построена по стилю казанской мечети Кул-Шариф, но уступает ей по размерам. На оформление сооружения пошло 1200 тонн белого мрамора. Мечеть состоит из молельного зала, двух минаретов высотой 46,6 метров, медресе и резиденции муфтия. В комплекс входит большой водоем с фонтаном. Это придает мечети некоторое сходство с Тадж-Махалом.

Билярск и Билярское городище

Все самое важное в Билярске и на раскопках рядом

Сам Билярск — бывшая столица Волжской Булгарии — ныне небольшое село. Интересен в первую очередь остатками бывшего городища, превращенными в полноценный археологический музей. Сейчас, помимо экспонатов музея, можно увидеть остатки города, стен, мечети, цитадели.

Остров Свияжск

Самые важные достопримечательности острова Свияжска

Свияжск, хоть и село, на заслужил отдельной подробной статьи (по ссылке выше). Деревянную крепость здесь построил еще Иван Грозный, чтобы захватить Казань. Чтобы не привлекать внимания к строительству, все строения были собраны в Угличе, а потом по реке сплавлены до Свияжска.

Сейчас здесь осталось с десяток церквей, соборов, храмов и часовен и светские здания 19 века. Попасть сюда можно на катере от Казани или на машине по насыпной дамбе.

Виды спорта

Развитие самого различного спорта (как массового любительского, так и профессионального), является приоритетом для республики. Различные команды Татарстана стали чемпионами России, выиграли кубки страны и показали высокие результаты на международных соревнованиях. Казань получила звание спортивной столицы России, после достижений футбольного клуба «Рубин-Казань», хоккейного клуба «Ак Барс», команды по водному поло «Синтез», волейбольного клуба «Зенит-Казань», банды «Динамо-Казань», а также клуба баскетбола УНИКС.

На Олимпийских играх в Пекине Татарстан представил двенадцать спортсменов, пять из которых завоевали медали, в том числе три золотые. На стадионах городах проходят регулярно различные соревнования. Если вы являетесь спортивным болельщиком, то это отличный вариант, куда съездить в Татарстане на машине.

Мемориальный комплекс Габдуллы Тукая

Адрес: ул. Центральная, 4 (деревня Новый Кырлай, Арский район) Телефон: (84366) 5-67-10 Режим работы: с 8:00 до 17:00 (понедельник – выходной) Стоимость: 100 рублей – взрослые, 70 рублей – школьники/студенты и пенсионеры, 50 рублей – дети (до 5 лет вход бесплатный)

Габдулла Тукай считается основателем новой татарской поэзии и собственной поэтической школы. В небольшом поселении Кырлай, которое служило неиссякаемым источником вдохновения для поэта, в 1960-х годах основали музейный и мемориальный комплекс, посвященный Тукаю. Он разместился в двух зданиях, рядом с которыми пролегли тенистые аллеи, цветочный сад и небольшой хвойный парк.

В первом здании – двухэтажном деревянном доме – находится музей памяти Габдуллы. Первый этаж занимает экспозиция, из нее посетители могут узнать о жизни и творческом пути поэта. На втором этаже размещена выставка живописи, посвященная Тукаю. Общее количество экспонатов – 1700, самыми интересными являются личные вещи поэта и его родственников (свидетельство о рождении, рабочий типографский станок, предметы мебели). Второй дом, особняк Сагди (приемного отца Габдуллы), занимает выставка сельского быта кона XIX века. Именно тут в 1892-95-х годах поэт жил в селении Кырлай.

Доехать до комплекса можно из Арска. В этот город из Казани регулярно ходят поезда и автобусы. Из самого Арска следует проехать на маршрутке до деревни Новый Кырлай (маршрут до Нового Кишета, Шурабаша или Шушмабаша), в ее центре и расположен музей.

Арск

Арский район является одним из старейших районов регионов Казанского ханства. Здесь располагаются дома, которые находились в личных владениях губернаторов и дворян. Эта земля на протяжении веков существовала под большой и устойчивой поддержкой казанских ханов. Согласно легенде, Арск был основан Батей-ханом в 13 веке.Здесь расположены одни из самых красивых мест Татарстана. Куда съездить в Арске?

Посещая этот город, помните, что вы находитесь в «тылу Казани». Крепость Арск в древности являлась северным тылом форпоста Казанского ханства. Город был основан в XIII веке известным ханом. Он впервые упоминается в русских летописях в 1497 году. В наши дни Арск — небольшой, но совершенно современный город, располагающийся в северо-восточной части Татарстана, в 65 километрах от столицы.

Во время путешествия в Арске вы можете совершить захватывающее новогоднее путешествие в довольно экзотическое место — резиденцию Кыш Бабая и Кар Кызы (татарского Санта-Клауса и его внучки), располагающуюся в поселении Яна Кырлай.

Что посмотреть в Татарстане в Арске, помимо вышеперечисленного? Центральная площадь города украшена современными зданиями, выполненными из кирпича и высокотехнологичных материалов. Центральная башня была построена в честь жителей Арска — жертв ВОв. Поднимитесь по лестнице на смотровую площадку, и вы сразу увидите весь город и его пригороды. Местные жители рекомендуют это место в качестве начала изучающего путешествия по району.

Если вы устали от города и музеев — отправляйтесь на рыбалку! Существует развлекательный комплекс, расположенный в 8 километрах, где вы можете легко поймать карпа и другую рыбу в период с мая по октябрь.

Раифский монастырь

Адрес: поселок Раифа, Зеленодольский район Телефон: (84371) 3-47-59, (84371) 3-47-07 Режим работы: с 7:00 до 21:00 каждый день Стоимость: бесплатно

Крупнейший действующий монастырь в Республике Татарстан расположен в 30 километрах от Казани. Его возвели после захвата Иваном Грозным столицы Татарстана. В 1613 году на берегу Раифского озера построил келью монах Филарет. Постепенно вокруг него стали собираться православные паломники и монахи, общими усилиями построившие небольшую часовню. В 1661 году монастырь получил в дар копию иконы Грузинской Богоматери, которая ныне является главным достоянием обители. 1689 год ознаменовался пожаром, уничтожившим деревянные здания монастыря, и тогда же комплекс стал возводиться в камне. К 1708 году была построена церковь, а к 1717 закончилось строительство каменных стен с башнями. В 1842-х годах был сооружен Грузинский собор, в 1903-м – колокольня, а в 1910-м – Троицкий собор.

Сейчас на территории Раифского монастыря функционирует приют для сирот, регулярно проводятся богослужения. Интересной особенностью озера возле комплекса являются «молчаливые» лягушки – они здесь не квакают. По легенде, монахи монастыря молились Богу, чтобы тот избавил их от постоянно доносящихся с берегов озера звуков (здесь и сейчас очень много лягушек), которые мешали исполнять церковные пения. И до сих пор возле монастыря не слышно кваканья, причем тут замолкают и привезенные из других мест лягушки.

Монастырь расположен в центре селения, которое называется Местечко Раифа (или просто Раифа). Из Казани до монастыря можно доехать на автобусе, который идет до Кульбашей или Уразлы (маршрут проходит совсем рядом с объектом). Из Зеленодольска сюда ездит автобус №405.

Мамадыш

Поселение Древнего Булгара в окрестностях Мамадыша возникло в начале двенадцатого века. Установлено, что в 1151 году оно упоминалось как «Ак Кирмен», «Белый Кирмен»в летописях Киевской Руси, что означает «Белый замок» в переводе на русский язык. В настоящее время доподлинно известно, что укрепленный поселок Керменчук был центром совершенно самостоятельного княжества – Волжно-Камской Болгарии в 12-14 веках. И до некоторых пор остатки его стен располагались в 18 км от современного города, вблизи деревни Русские Кирмены.

Русские поселения стали появляться здесь с конца шестнадцатого века в низинах рек Вятка и Кама, после того, как Казань была захвачена Иваном Грозным в 1552 году, а земли Мамадыша были включены в Российское государство. Слово «Мамадыш» начало появляться в письменных источниках с конца XVI века.

Мамадыш расположен в 167 км от Казани. Поскольку этот город стоит на берегах реки Вятки, он отмечен невероятно красивыми и живописными пейзажами — набережная населенного пункта выглядит особенно очаровательной. Это хорошее место, куда съездить в Татарстане на рыбалку рекомендуют многие. Очень приятно сидеть в удобной беседке на берегу реки, покоящейся в тишине. Город славится своими винокуренными заводами с многовековыми традициями.

Куда можно съездить в Татарстане летом в этом районе? Традиционный праздник культуры Кряшен «Питрау» проводится ежегодно 12 июля на живописном лугу Тирлау в селе Зюри Мамадышского района, в память святых апостолов Павла и Петра. Это национальное событие переросло свой первоначальный масштаб и стало праздником дружбы народов. Каждый год он принимает более 50 тысяч участников и гостей. В народных играх и спортивных соревнованиях представлены различные виды занятий: армрестлинг, тяжелая атлетика, сумо, шашки и шахматы, битвы в бочках, бои, болотные сражения над водой, рыбалка руками, восхождение на вертикальные и наклонные столбы над водой, перетягивание каната, битва на пнях, беговые лыжи, гонки со связанными ногами, перенос веса в зубах, бег в мешках, поиск монет в непрозрачной субстанции, пересечение рек, распиловка деревьев, «очпочмак» (треугольник) и многие другие.

Волжско-Камский заповедник

Адрес: поселок Садовый, Зеленодольский район (и окружающая территория) Телефон: (84371) 34720 Режим работы: с 10:00 до 17:00 (касса – до 16:00, понедельник – выходной) Стоимость: 100 рублей для взрослых и 50 – для детей в дендрарий; 60 и 30 рублей соответственно – в музей природы (стоимость экскурсий: 200 рублей – взрослые, 100 – дети)

Раифский монастырь является частью большого комплекса – биосферного Волжско-Камского заповедника. Комплекс был основан в 1960 году с целью сохранения уникальных природных ландшафтов Поволжья. В 2005 году заповедник получил статус резервата ЮНЕСКО. Сейчас комплекс раскинулся на территории в 10 тысяч гектар (охраняемая площадь – больше 15 тысяч).

В коллекции заповедника числится один из самых древних лесов всей Восточной Европы (возраст отдельных деревьев доходит до 300 лет), 2038 видов растений, 12 из которых занесены в Красную книгу России, 2644 вида фауны. Для посещения доступны дендрарий и музей природы. В дендрарии, который ведет свою историю с 1921 года, можно увидеть коллекцию из 500 видов флоры (они организованы в экспозиции по частям света). Музей природы предлагает посетителям узнать о растительном и животном мире края, тут собрано более 50 чучел в нескольких композициях с сюжетами поведения животных.

Неподалеку от упомянутого Раифского монастыря находится специальный визит-центр, где туристы могут посмотреть фильм о заповеднике или совершить виртуальную экскурсию по территории.

Доехать до заповедника можно из Казани на автобусах в направлении Кульбашей или Бишни. Нужная остановка – Садовый.

Путеводитель по татарской истории в памятниках архитектуры

Татарская архитектурная традиция сформировалась в Средние века под влия­нием культурного многообразия мусульманских государств, кочевого образа жизни тюркских народов, городов Волжской Булгарии и Золотой Орды и татарских ханств. Многие элементы пережили столетия — это, например, формы минаретов, каменная резьба, оформление и облицовка фасадов, обилие геометри­ческих и растительных орнаментов, формы арок и проемов (стрель­чатые, килевидные и подковообразные), резные порталы,


(или ста­лак­титы), а также пестрая раскраска и росписи, изразцы в интерьерах и на фасадах, сельджукская цепь Сельджукская цепь, или китабе, — прямо­угольная или фигурная панель с надписями арабской графикой. Сельджуки — одно из западно-тюркских племен, а также название династий, созданных представи­телями этого племени в разных регионах мусульманского мира., некоторая асимметричность планировки, резные налич­ники, орнамен­ти­рованные решетки-ограждения и ворота и так далее. Татары, будучи частью глобального исламского мира, ориентировались на лучшие образцы мусульманской архитектуры: Бухара, Стамбул, Каир представляли больший интерес, чем столичный Петербург или купеческая Москва. В Казани можно встретить подражание Иерусалиму, каирским минаретам и кон­стантино­поль­ским «парусам»; «бухарскую» мечеть, обилие «сельджу­кизмов» и несколько булгарских минаретов.

Конечно, потеряв собственную государ­ственность в середине XVI века, татары долгое время не возводили монументальных зданий. Самобытная городская цивилизация была уничтожена, государственные институты ликвидированы, элита исчезла, разрушились торговые и культурные связи с мусульманским миром, сократилось население, было наложено ограничение на строительство мечетей, началась насильственная христианизация. И хотя вне городского пространства продолжало существовать народное зодчество, оно не могло подменить собой государственный заказ и спрос элит на монументальную архитектуру — храмы, административные и общественные здания, усадьбы, дворцы.

Одним из способов существования татар в городах Российской империи стал феномен татарских слобод: в разное время их насчитывалось несколько десятков на территории современной России Только в Казани существовало шесть слобод, которые можно назвать татар­скими: Старая и Новая, Барудия (Пороховая), Бишбалта (в составе Адмирал­тейской), Плетени (Пләтән) и Колмаметьево (Колмәмәт). Лучше всего сохранилась архитектура Старо-Татарской слободы.. Изначально слободы, как обо­собленные городские территории, концентри­ровали служилых татар, здесь стал сосредотачи­ваться торговый, а затем и промышленный капитал. Они стали новыми центрами экономической, культурной, религиозной и духовной жизни татар, создав самобытную архитектурную среду. Именно здесь после смягчения в 1760-х годах политики по отношению к мусульманскому населению империи появилось множество уникальных мечетей и усадьбы татарских баев, сложи­лось развитое приходское самоуправление, распространилось меценатство, появился общественный запрос на «свою» архитектуру.

Татарские слободы разных концов страны могли быть связаны невидимыми узами торгового и духовного капитала. Мечети, доходные дома и торговые места, особняки, построенные на средства купцов Яушевых, Казаковых, Акчуриных, Хусаиновых и других, были в нескольких городах России. При этом духовным и архитектурным каркасом, главным общественным простран­ством и фактическим административным центром татарских слобод вплоть до рево­люции оставались мечети. Как социальный институт мечеть собирала вокруг себя махаллю (приход, общину), вела ее семейно-брачные дела, была местом обучения детей и даже решала хозяйственные споры.

Несомненно, дореволюционное татарское зодчество повторяло формы, приемы, стили русской и европейской архитектуры, претендуя на их соб­ственное прочтение. Здания в стиле барокко, классицизма, ампира, модерна интегрировали в себя элементы мусульманской архитектуры. Более того, по мнению доктора архитектуры Нияза Халита, «простое сопоставление форм татарского, русского и стамбульского барокко сразу выявляет близкое родство стамбульских и казанских форм и совер­шенно иной характер петербургского стиля».

В Российской империи вплоть до ХХ века не было профессиональных архи­текторов мусульманского вероисповедания в силу законов, которые ограни­чивали получение ими образования. В то же время будущие архитекторы в России при обучении получали некоторое представление о мусульманской архитектуре. Таким образом, не имея своих профессиональных архитекторов, для возве­дения монументаль­ных зданий татары приглашали русских специа­листов, которые при этом приспо­сабливались ко вкусам своих заказчиков. Им были интересны, например, развалины древнего города Булгара, сохрани­лись профессиональные зарисовки болгарской архитектуры, и это получило свое продолжение в казанских мечетях и других зданиях. Поэтому мы можем все же говорить о продолжении татарской архитектурной традиции и о самобытности возводимых зданий.

Татарская соборная мечеть в Казани (Апанаевская мечеть). Литография Эдварда Турнерелли. 1839 год Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу
Первыми монументальными зданиями Старо-Татарской слободы Казани, полностью возведенными из камня, стали мечети Марджани и Апанаевская, построенные в стиле барокко и являющиеся в то же время плодом ориги­нальной творческой мысли. Как и другие «татарские мечети», их отли­чает расположение минарета («на крыше»), изразцовые интерьеры (традиция, известная со времен Золотой Орды), некоторая асимметричность. Более чем через два десятка лет на окраине слободы появилась усадьба Апанаевых, построенная в класси­ческом стиле. Вскоре к ним присоединились еще несколько больших и красивых полукаменных домов, которые проекти­ровались русскими архитекторами в классическом стиле, но с элементами национальной архитектуры, другой планировкой и более восточными интерь­ерами. В Ново-Татарской слободе, где проживал в большей степени рабочий люд, мелкие торговцы, переселенцы из сельской местности, также в начале XIX века появились три каменные мечети, исполнен­ные в классиче­ском стиле, с прекрасными цилиндрическими минаретами (подражание древнему городу Булгару), усадьбы татарских баев, здания медресе.

Стоит отдельно сказать и об архитектуре Сеитовой слободы (Татарская Каргала) близ Оренбурга: здесь раньше всего было разре­шено строительство мечетей (еще до правления Екатерины II), появились каменные торговые лавки и ремесленные мастерские. Этнографическая экспедиция Петра Палласа в 1769 году отмечала основательность и благоустроенность поселка, «где каждый из 300 домов состоит из двух-трех белых, чистых комнат, обитатели которых отличаются аккуратно­стью и чистоплотностью, в одевании бросается в глаза изящность, вкус…». В 1804 году здесь уже были построены семь камен­ных и две деревянные мечети (больше, чем в Казани), первая из которых появилась в 1746 году. По сей день сохранилась некогда двухми­наретная мечеть Куш-Манара (1785), отличающаяся формами и стиле­вы­ми особенностями от казанских мечетей.

В жилых домах было разделение на мужскую и женскую половины, до середи­ны XIX века отмечалось отсутствие европейской мебели, множество занавесок, в богатых домах — ковры на стенах, наличие особенного орнамента и лепнины, множество переходов, использование ярких цветов в окраске, на стенах, а при входе — использование остекленных шамаилей Шамаиль — специфи­чески исламский вид изобразительного искусства: обычно это картина или вышивка с пожеланием или напутствием из Корана, которую вешают в домах или в мечетях.. Сходные черты можно обнаружить и в домах крымских и сибирских татар. В то же время для татар­ских усадеб характерна замкнутость и закрытость. Так, один из первых «татаро­ведов» Карл Фукс пишет, что дома в татарской слободе непременно имеют высокие заборы, глухие ворота, а сами дома находятся в глубине двора за плотной бревенчатой стеной.

К середине XIX века в интерьер богатого дома стал проникать европейский стиль: мебель и зеркала сочетались с персидскими коврами, китайским фарфором и восточ­ными диванами. В домах можно было встретить множество мелкорасписных орнаментов в зеленых, желтых, белых и голубых тонах. Также расписывали ворота зданий: на домах в основном изображалось солнце, геометри­ческие фигуры, символы из мифологии, птицы, цветы и другое. Резные наличники делались и для чердачных маленьких окон, которые имели углубления-ниши и огораживались резной решеткой, что создавало эффект декоративного балкона (например, это дом Муллина, усадьба Бакирова в Заказанье).

Рост торгового и промышленного капитала у татар дал толчок к развитию оригинальной мусульманско-татарской архитектуры, ее выходу за пределы татарского сообщества (например, это дом купца Кекина в Казани). Были возве­дены новые мечети, усадьбы, учебные заведения, доходные дома, торговые лавки, особняки. Особенно этот всплеск заметен на рубеже ХIХ–ХХ веков. Свое «татарское» прочтение появилось и у стиля модерн (дом Шамиля, перестроен­ный дом Юнусовых-Апанаевых, проект Закабанной мечети). Татарские слобо­ды Казани, других городов (Оренбурга, Троицка, Уфы и т. д.) застраивались, смыкаясь в единое и ориги­нальное пространство.

Использование национальных архи­тектур­ных форм продолжилось и в совет­ское время, несмотря на наличие официального государственного стиля, идеологических противоречий в трактовке татарского историко-культурного наследия и долгого неприятия культовой архитектуры. Не будучи сильно акцентированной, как, например, в союзных республиках Средней Азии или Кавказа, татарская архитектура все же продолжила свое развитие — например, в павиль­оне Татарской АССР на Всесоюзной выставке в Москве (1939), Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля (1936–1956), здании «Тюбетейка» в Казани (1978) с мозаичным фасадом и гостиницы-«тюбетейки» в Набережных Челнах (1977–2002), Доме быта с неповторимым ориентальным узором (1971–1977), Татарском академическом театре им. Г. Камала (1972–1986), а также в стиле­вых, композиционных и фасадных решениях, декоре множества жилых и административных зданий городов Татарстана и Башкортостана.

Ананьинский могильник

Адрес: село Ананьино (возле Елабуги) Режим работы: круглосуточно Стоимость: бесплатно

Неподалеку от Елабуги, в окрестностях деревни Ананьино, в 1858 году по чистой случайности было совершено одно из самых значительных археологических открытий Татарстана, да и всей России. Во время весеннего половодья реки, находящейся рядом с поселком, был размыт один из холмов. В результате на свет появились древние захоронения, фрагменты скелетов и предметы быта. Купец Иван Шишкин (отец Ивана Ивановича Шишкина – великого русского художника) стал первым, кто осознал произошедшее, именно ему приписывается открытие могильника. После этого сюда сразу же съехались археологи, которые начали организованно «вскрывать» могильник.

Само погребение находилось внутри песчаного кургана, диаметр которого составлял 200 метров, а высота – всего 4 метра. В результате раскопок здесь нашли более 1500 объектов быта, оружия, культурных предметов и скелетов похороненных тут представителей прошлого. У подножия были обнаружены две могилы знатных особ, сооруженные в виде каменных лодок. Лодки были наполнены до отказа украшениями и оружием. В результате исследований кургана в науке даже появился новый термин – «Ананьинская культура», который описывает проживавших в этих местах в IX-III веках до нашей эры представителей финно-угорских племен.

Село Ананьино почти входит в городскую черту Елабуги, так что мимо могильника проходит практически каждый маршрут из города в этом направлении. До самой Елабуги из Казани, Ижевска, Набережных Челнов и Нижнекамска ходят автобусы. Также в этот город можно попасть по реке Каме из Казани (на быстроходном катере) и Нижнекамска (на теплоходе).

Лаишево

Лаишево входит в список российских исторических мест. История города очень насыщена. Он был построен в 1557 году на месте поселения Лаиш Булгар, в 56 милях от Казани. Во-первых, он был заселен военными людьми — лучниками, артиллеристами, затем Лаишев превратился в крупный металлургический и ремесленный центр. Позже он становится районным городом, а затем — деревней Лайшево, превратившейся в 1950 году в городской поселок. Статус города был возвращен ему только в 2004 году, но буква «o» в конце все еще существует в его названии. Это хорошее место для поездки в Татарстане на автомобиле.

Знаменитый русский поэт Державин, родившийся в селе Сокури, немного севернее Лаишево, является человеком, с которым связано много мест и событий, происходящих в городе; Лаишево зачастую называют неофициально центром Державинского района. В городе одна из площадей называется «Державинская» с памятником, воздвигнутым в память поэта. Музей истории района в Доме народного искусства в Лаишево имеет обширную коллекцию предметов, связанных и посвященных поэту, и он даже носит его имя. Город ежегодно проводит великолепный костюмированный праздник Державина, показания Державина с премией Республиканской премии за литературу, а также Всероссийский литературный фестиваль Державина.

Когда вы планируете свой визит в Лаишево, обратите внимание, что в конце мая в поселке Никольское проходит большой государственный этнический праздник «Каравон». Присутствуют более 10 тысяч человек со всей России.

Долгая Поляна

Адрес: деревня Долгая Поляна, Тетюшский район Режим работы: круглосуточно Стоимость: бесплатно

Природный парк «Долгая Поляна» включает в себя одноименный поселок на берегу Волги в Тетюшских горах. Здесь также находится родовое имение местной семьи Молостовых. В начале XX века граф Молостов завез в Долгую Поляну уникальные для здешних краев деревья и кустарники, которые растут в округе и сейчас. Примерами подобных видов могут служить василек фригийский, степная слива, гвоздика Андржеевского. Многие виды флоры парка внесены в Красную книгу. Сам комплекс стал заповедным только в 2000 году.

Кроме того, «Долгая Поляна» считается одной из мощнейших энергетических зон во всей республике. Сюда часто наведываются с визитами уфологи и экстрасенсы. Аномальными точками в парке являются две поляны на пути к берегу Волги. Они не зарастают на протяжении всей истории комплекса, здесь наблюдаются помехи в механических и цифровых приборах. При этом люди на полянах чувствуют необыкновенное спокойствие, отмечены случаи заживления ран и стабилизации давления.

До Долгой Поляны можно ехать прямо из Казани, но для этого потребуется собственный транспорт. Из столицы нужно двигаться в сторону Буинска, общий путь – 135 километров. На подъезде к Тетюшам будет видна аллея лиственниц – сюда и нужно свернуть. Кроме того, можно ехать из самих Тетюш (до которых из Казани ходят автобусы).

Озеро Кара-Куль

Адрес: деревня Большие Лызи, Балтасинский район Режим работы: круглосуточно Стоимость: бесплатно

Озеро Кара-Куль в Балтасинском районе можно назвать татарским Лох-Нессом. С водоемом связана местная легенда, согласно которой здесь обитает огромный змей. Местные жители называют его «су угезе», что в переводе означает «водяной бык». Предания и мифы сохранили для нас истории о неудачных охотниках и рыболовах, которые пропали в районе озера. Причиной этого называли нежелание людей приносить жертвы хозяину озера – змею.

Вообще название Кара-Куль можно перевести как «Черное озеро». И правда, воды озера отличаются черноватым цветом (в пасмурную погоду с определенных точек под сенью густого леса озеро выглядит иссиня-черным). Возможно, это обстоятельство натолкнуло местных жителей на мысли о чудовище в водоеме. В действительности черный оттенок воде придают растворенные в ней карстовые породы, из которых сложены берега.

Сейчас Кара-Куль облагорожен. Здесь сооружена туристическая база и пункт проката лодок, по берегам стоят мостики. Летом возле озера часто организуют туристические слеты и прочие мероприятия. Рыбаки любят Кара-Куль за природные богатства – тут водятся пескари, толстолобики и карпы.

Доехать до озера можно от сел, которые расположены рядом с ним. Это Большие Лызи, Ярак-Чурма, Нижняя Сосна. Чуть дальше, в 4 километрах находится центр района – Балтаси, у которого есть автобусное сообщение с Казанью.

Чистополь

Чистополь известен как город лучших мастеров часов. Именно здесь были созданы часы для полета в космос и для многих других интересных назначений. Когда-то это была деревня. Населенный пункт был впервые упомянут в русских хрониках в конце 17-го — начале 18 века. Согласно самой популярной версии, первые поселенцы были крестьянами, которые бежали от крепостного права. В начале 18-го века их выселили, и деревня сгорела до пустого поля. Те, кто выжил и избежал ссылки, восстановили свои дома и переименовали свою землю в память о великом пожаре.

В 1781 году указ Екатерины II предоставил Чистополю статус районного города с разработкой его собственного герба. Во время ВОв город защищал некоторых советских поэтов и писателей, в том числе Бориса Пастернака, Леонида Леонова, Арсения Тарковского, Марину Цветаеву, Анну Ахматову, Михаила Максимова, одного из авторов знаменитой военной песни «Синий платочек» в исполнении Клавдии Шульженко.

Чистополь сегодня – это ухоженный город с узкими улочками и мощеными тротуарами, с богато украшенными фонарями и узорами балконами на бывших купеческих домах. Храмы здесь можно найти рядом с мечетями. Парки в городе чистые и тихие. Любой человек будет наслаждаться прогулкой в ​​типичном русском провинциальном городе. В нескольких километрах от Чистополя вы найдете останки Джукетау, города древнего Болгара, который служил торговым центром в домонгольский период.

Юрьевская пещера

Адрес: поселок Тенишево, Камско-Устьинский район Режим работы: круглосуточно Стоимость: по предварительной договоренности с организатором похода

Самая большая в Повольжье и одновременно единственная открытая для посетителей пещера в Татарстане – Юрьевская – расположена в Богородских горах. Она является региональным памятником природы. Первые исследования в пещере были проведены в 1953 году. С того времени спелеологи разбирают завалы в пещере (в 1971 году длина ее повысилась с 20 до 360 метров, в 2009-м – до 507 метров).

Пещера состоит из обвального грота (вход), двух крупных залов и трех лазов. Первый – Грот Дождей – знаменит красным сталагмитом высотой в полметра. Второй – Красный грот – имеет живописные потеки на стенах, колодец и отвесный вертикальный проход. Третий лаз труднодоступен и закрыт для посетителей. Да и вообще вся пещера не оборудована для массовых экскурсий, сюда открыт доступ только в форматах спелео-туров с соответствующим снаряжением.

Пещера находится рядом с поселком Тенишево, в 6 километрах от Камского Устья. До центра района можно доехать на автобусе из Казани, а оттуда уже – непосредственно к пещере.

Культура

Что можно посмотреть в Татарстане? Среди известных культурных мероприятий республики выделяются крупные международные фестивали, такие как Международный оперный имени Федора Шаляпина, современной музыки Европа-Азия, татарской песни Рашита Вагапова. Каждую осень в Казани проходит Казанский международный фестиваль мусульманских фильмов. С 2008 года здесь проводится Всемирный музыкальный фестиваль.

В республике расположены более сотни музеев, которые посещают более 1,7 миллиона посетителей в год. Все они представляют собой отличные варианты, куда съездить в Татарстане на выходные.

Гора Чатыр-Тау

Адрес: Азнакаевский район (в 7 километрах от Азнакаево) Режим работы: круглосуточно Стоимость: бесплатно

Самая высокая точка Республики Татарстан имеет отметку в 321,7 метра над уровнем моря. На многих картах она отмечается в качестве хребта, но на самом деле гора – это останец, который принял форму хребта в результате эрозии окружающей местности, а не из-за тектонических движений.

Название Чатыр-Тау переводится как «шатер-гора», и это логично – останец похож на гигантский зеленый шатер. С вершины горы можно увидеть панораму окружающей местности, а также поселения соседнего Башкортостана. В 1972 году территория горы и соседние земли становятся памятником природы, а в 1999 году – природным заказником. У подножия Чатыр-Тау живет колония степных байбаков и произрастает флора Красной книги Татарстана. Очень популярна гора у поклонников дельтапланов и парапланов.

Из Казани в Азнакаево курсируют прямые автобусы. От самого райцентра придется ехать на такси (есть вариант пешего похода или поездки в составе экскурсионной группы).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]