БО́РОВСК
БО́РОВСК, город в России, на северо-востоке Калужской обл., центр Боровского муниципального р-на. Нас. 10,3 тыс. чел. (2019). Расположен на р. Протва (приток р. Ока), в 15 км от ж.-д. ст. Балабаново.
История
Боровск. Улица в старой части города. Фото А. И. Нагаева
Б. впервые упомянут в 1359 в духовной грамоте вел. кн. владимирского и московского Ивана II Ивановича. Окончательно вошёл в состав Московского великого княжества в 1382, что закреплено договорной грамотой вел. кн. владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского и вел. кн. рязанского Олега Ивановича. В 1386–1456 один из центров удельного Серпуховского княжества. С 15 в. стал одним из звеньев оборонного кольца вокруг Москвы, чему способствовало основание в 1444 близ него мон. Рождества Богородицы (ныне Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мон.; имел земельные владения в 16 уездах, к кон. 17 в. входил в число 20 крупнейших и богатейших монастырей Рус. гос-ва; в 1774 владел 11 тыс. крепостных крестьян, имел подворья в Верее, Серпухове, Москве; закрыт в 1923, возрождён в 1991). В ходе интервенции Речи Посполитой начала 17 в. в 1610 Б. был захвачен, после чего воевода кн. М. К. Волконский (из рода Волконских) 10 дней оборонял монастырь от войск Я. П. Сапеги, лишь в результате измены последнему удалось его захватить (погибло ок. 12 тыс. защитников, в т. ч. М. К. Волконский). Со 2-й пол. 17 в. в Б. интенсивно развивалось ремесло (5 парусинных, 4 кожевенных, 5 солодовенных кустарных мастерских к кон. 17 в.). Б. стал одним из центров старообрядчества (в нач. 20 в. его придерживалось 70% населения). До 18 в. город и монастырь – место ближней ссылки и заключения. В марте – мае, сент. 1666 и в апр. – мае 1667 в монастыре содержался протопоп Аввакум; в 1673–1675 здесь находились в заключении его последовательницы – боярыня Ф. П. Морозова и её сестра кн. Е. П. Урусова (обе скончались осенью 1675; на городище – могилы; надгробные плиты – в Боровском историко-краеведч. музее). Уездный город Московской (1708–76) и Калужской (1776–1924; в 1776–96 – Калужское наместничество) губерний. В Отечественную войну 1812 занят франц. войсками; Наполеон I в дер. Городня, близ Б., принял решение об отступлении по разорённой Смоленской дороге (в Б. сохранился дом, где в окт. 1812 останавливался франц. император); при отходе франц. армии город и монастырь были сожжены. В нач. 20 в. в окрестностях Б. развивались ткачество (полушерстяные и льняные ковры), золотобойный, серебряный, кузнечный и кружевной промыслы. Районный центр Московской (1929–44; в 1929–30 Калужского окр. в составе области) и Калужской (с 1944) областей. В Великую Отечественную войну 15.10.1941 оккупирован герм. войсками. Освобождён 4.1.1942 войсками Западного фронта в ходе контрнаступления под Москвой. С 2004 центр Боровского муниципального р-на.
Архитектура
В центре Боровска (регулярный план 1779; корректировался калужским архитектором И. Д. Ясныгиным) – 5-главый Благовещенский собор (18 в.; колокольня, 1819), торговые ряды (18 в.) и ц. Спаса Преображения на Взгорье с бельведером и 2-ярусной колокольней (1814). В городе сохранились купеческие особняки и общественные здания 18–19 вв., церкви: деревянная Покровская с шатровой колокольней (кон. 17 – нач. 18 вв.), Бориса и Глеба (1704; колокольня, 1819), Димитрия Солунского (1804), старообрядческий Покровский собор (1912); Рождества Богородицы на кладбище бывшего с. Роща (ныне в черте города; 1708).
Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1590–96.
На восточной окраине Боровска находится Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мон. Ансамбль монастыря сложился в 16–17 вв.: крепостные стены с 6 шатровыми башнями (в т. ч. Входная, Георгиевская, Оружейная, арх. Т. Шарутин), 5-главый собор Рождества Богородицы (1590–96, росписи 1644; рака с мощами прп. Пафнутия Боровского; на месте одноим. храма 1467, расписанного Митрофаном и Дионисием), пристроенный к нему в 1651 храм Вмц. Ирины, трапезная с ц. Рождества Христова (1511), 5-ярусная колокольня (3 нижних яруса – 1522; верхние – кон. 17 в.; изразцы выполнены мастером С. И. Полубесом), больничные палаты с ц. Ильи Пророка (1670), настоятельский корпус (17 в.), бесстолпная одноглавая ц. Митрофана Цареградского (1760–63). В монастыре похоронены князья Волконские, Репнины, Лыковы.
Центры науки и культуры
В Б. – Всероссийский НИИ физиологии, биохимии и питания животных (1960). Музейно-краеведческий комплекс «Стольный город Боровск» (1987). Музей-квартира К. Э. Циолковского (1997; работал в Б. учителем уездного уч-ща). Картинная галерея (1988).
Хозяйство
Действуют предприятия лёгкой промышленности: «Руно» (1887, современное название с 1996; одеяла, пледы из овечьей и верблюжьей шерсти) и Боровская швейная фабрика (мужские сорочки). «Опытный » – филиал «» производит судовые двигатели и их части, гребные винты, завод ЮВС – резервуары и оборудование антисептических и пеномоющих средств, – премиксы и кормовые добавки для животных, «Росбиотех-Т» – специальные продукты питания, лекарственные травы, «Упакпро» – упаковку из картона и гофрокартона. На окраине города – рыбоводческое хозяйство «Ф-ТРАУТ» (в составе агропромышленного комплекса «Миак»; разведение рыб лососёвых пород).
Окрестности
Близ Б., в с. Уваровское, – Введенская ц. (1702). В окрестностях Б. родился флотоводец Д. Н. Сенявин (с. Комлево; сохранились остатки усадьбы, разработан проект мемориала).
Боровск и русский космизм.
Боровск – это единственный город, в котором стоит памятник отцу русского космизма Николаю Федоровичу Федорову. Поставлен он в 2009 году (скульптор А.Власов) около здания Боровской библиотеки. Идеи Федорова породили такие науки, как космическая и гелиобиология, аэроионофикация и др. Вот цитаты из его высказываний, выгравированные на фронтоне этого памятника: “Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех”,”Наш простор служит переходу к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига.” Н.Федоров три года (1866 -1869) преподавал в Боровском уездном училище. Впоследствии в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея. Является учителем К.Э.Циолковского. Именно под его руководством Циолковский освоил физику, химию, астрономию. Он признавал, что Федоров заменил ему университетских профессоров. Циолковский писал о нем: “Федорова я считаю человеком необыкновенным, а знакомство с ним счастьем”, а Л.Н.Толстой писал: “Я горжусь, что живу в одно время с этим человеком”. И.Ильин называл Н.Федорова святым, сравнивая его с Серафимом Саровским.
У памятника Н.Федорову в Боровске
Идеи Н.Федорова были подхвачены К.Э.Циолковским, также преподававшим (в течение 12 лет, 1880-1892гг.) в Боровском уездном училище. Преподавал он арифметику и геометрию, но увлечен был космосом. Первая печатная работа К.Э. Циолковского “Аэростат металлический управляемый” была написана именно в Боровске. В центре Боровска стоит уникальный памятник Циолковскому (автор Ю.Бычков, фото). На фоне макета знаменитой стеллы “Полет в комос” сидит мужичок в валенках в форме уездного учителя, а взгляд его устремлен .. в небо. Таким и был этот скромный учитель арифметики и геометрии, заложивший основы теории полета в космос на ракете с жидким топливом и разработавший программу освоения человеком пространства вне Земли. На улице К.Э.Циолковского в Боровске есть его дом-музей. Расположен он в одном из домов, в котором жил основатель и теоретик мировой космонавтики. Знакомство с экспонатами этого музея убеждает в том, что представляли собой эти люди, типичные русские “чудики”, лапотные, в валенках, но устремленные в космос. Об этом писали многие, об этом фильм А.Тарковского “Андрей Рублев”, об этом писал В.М.Шукшин. Но благодаря этим людям человек вышел в космос и продолжает осваивать это пространство.
Находясь в музее К.Э.Циолоковского, мы попали на выставку, посвященную другому русскому космисту А.Л.Чижевскому. “Гениальные по новизне идей, по ширине охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поставили профессора Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным Гражданином мира, ибо труды его – достояние Человечества” Из меморандума о научных трудах профессора А.Л.Чижевского, принятого на первом Международном конгрессе по биологической физике и космической биологии. Нью-Йорк, 1939г. Выставка называлась “Ученый, художник, поэт. Александр Чижевский.” Выставка небольшая. На ней были представлены не только научные труды Александра Леонидовича, но и его живопись. А датирована часть работ была концом сороковых, началом пятидесятых годов.
И сразу вспомнилось, что в этот период Чижевский был “зэком” большого лагеря, входящего в Архипелаг Гулаг. Наименование его п/о Долинка Карлага близ г. Джезказган. А узнал я об этом лет двадцать тому назад от соседки по нашей старой квартире на ул.Ленина в Кишиневе (сейчас это улица Штефана чел Маре). Покинув эту квартиру в связи с переездом на новое место, я попросил соседку звонить мне, если на эту, старую квартиру, будет приходить корреспонденция. Как-то после очередного моего приезда за корреспонденцией разговорились. В разговоре я сообщил ей, что мой отец, столетие со дня рождения которого недавно отмечалось, и о чем писали местные газеты, ряд лет провел “в местах не столь отдаленных”. На ее вопрос где, я назвал п/о Долинка Карлага. Каково же было мое удивление, когда она сказала: “Я знаю этот лагерь. Отец моей ближайшей подруги был начальником этого лагеря.” И далее рассказала, что в этом лагере отбывал свой срок профессор Чижевский. И что даже после окончания срока он не покинул лагерь, “потому что там у него была лаборатория и лагерная жена”. Рассказала далее, что Александр Леонидович часто бывал у них в доме. Ее отец был редактором районной газеты, а Чижевский часто писал статьи в эту газету на совершенно различные темы. Он был широко образованным и одаренным человеком, причем не только в науке, но и поэзии и живописи.
Но будучи в одном лагере, мой отец и Чижевский не встречались друг с другом. Во-первых, по той причине, что лагерь был очень большой, а во-вторых, что сроки пребывания там у них не совпали, видимо. Но фото шахты (лагерь обслуживал медные рудники), в которой шахтеры (зэки) в перерыве пользуются лампой Чижевского, мы увидели. Не исключено, что это была именно та шахта, где отец в свое время “выдавал бушлаты”. И вот здесь, в Боровске “снова выплыли годы из мрака”.
Циолковский и Чижевский часто встречались в Калуге (К.Э.Циолковский после работы в Боровске преподавал и работал в Калуге). 20 лет длилось их сотрудничество. Во-первых, идеи Циолковского оказали мощное влияние на Чижевского. Во-вторых, Чижевский способствовал распространению идей Циолковского, поскольку именно благодаря ему работы Циолковского стали известны за рубежом. На этой выставке мы впервые увидели фото памятника А.Л.Чижевскому в Калуге, надпись на котором гласит: Великому русскому ученому Александру Леонидовичу Чижевскому. С Циолковским в Калуге встречался и Сергей Королев, будущий Генеральный Конструктор, кстати, и зэк тоже, но бывший.
Не так давно я встретил список 100 самых влиятельных русских, за последние 100 лет (с начала двадцатого века по начало двадцать первого) . Это был список Форбса. Так вот, первым в этом списке числится имя Юрия Гагарина. А четвертым имя С.П.Королева. И конечно, в городе чтящем память русских космистов, есть памятник Гагарину (фото). От мечты к прорыву в новое пространство. От Циолковского к Гагарину. Памятник тоже новый (2011 г). Установлен к пятидесятилетию первого полета Гагарина.
Но этими памятниками и музеями не ограничивается тема Боровска и космизма. При переходе по мосту через Протву Вы увидите стрелку, на которой написано “Звездолет” и указано расстояние – 350 м. Пройдя по этому направлению, Вы увидите полуразрушенное бетонное сооружение, на котором написано “Ковчег”. И множество портретов. Вы здесь увидите портреты Циолковского и Хокинга, Гагарина и Комарова, Тесла и Нила Армстронга, Чижевского и Кеплера, Королева и Терешковой. Эти портреты в иллюминаторах звездолета. И на нем же слова Маленького Принца “Ты найдешь мои следы на песке. И тогда жди…” Космический Боровск ждет. Звездолет именно в Боровске ждет Нового взлета. Он здесь приземлился на ремонт. И он ждет новых Тесла и Чижевских, Хокингов и Циолковских, Гагариных и Королевых. Это мечты в наше прагматичное время? Но мечты Циолковского воплотились в полете Гагарина. И начинаешь думать, что маленький русский городок Боровск для того существует на этой Земле, что в нем может “приземлиться” (хотя бы на время) новый Циолковский, благодаря которому новый Гагарин совершит Новый взлет в Неизведанное. И поскольку память об этом Боровск умеет хранить, эти мечты перестают быть чем-то нереальным. И спасибо за это Боровску.
История города[править]
Первые вести о городе относятся к XIII в.
Большим город никогда не был, легко передавался «большими» князьями из рук в руки. Во время нашествия Лжедимитрия II Боровск потерял большинство жителей и 6 из 16 храмов. В XVII в. в городе жило меньше тысячи человек, крепость была слабой, гарнизон – маленьким.
Даже в старину Боровский край воспринимался как место для отдыха, успокоения. Так Пётр I неоднократно, порой до месяца, отдыхал на р. Истье, лечился здешними минеральными водами.
В 1812 г. французы при отступлении взяли Боровск и, убедившись, что казна увезена, а вино вылито, с досады сожгли 5/6 города вместе с Пафнутиев-Боровским монастырём. 11 октября Наполеон был в городе на пути к Малоярославцу, а 14-го – уже откатываясь от Малоярославца. В Боровском уезде во всей силе развернулось партизанское движение, которое и нанесло основной урон войскам Наполеона; народные мстители убили здесь 2193 интервентов и пленили 1300. До сих пор на ул. Ленина (бывшей Успенской) стоит трёхэтажный дом, где останавливался Наполеон.
В XIX в., хотя и появились в городе заводики, но всё-таки основной доход боровчанам приносил сбор грибов и огородничество. Недаром город назван в честь соснового бора.
Проезд из Москвы / Из Санкт-Петербурга[править]
Из Москвы в Боровск:
С Киевского вокзала или ст. Очаково на электропоезде до Балабаново (кроме «экспрессов»). Электрички идут чуть реже двух раз в час, ехать 1 ч 50 мин. Затем от Балабаново на автобусе до Боровска (ходят каждые 20 мин, и столько же ехать).
На машине по трассе М3 до Балабаново, затем 15 км в сторону. Всего 113 км, 1 ч 40 мин пути.
Из Санкт-Петербурга в Боровск:
проезд в Боровск на машине по М10 и в Клину свернуть на А108, 780 км.
Содержание
- 1 Общее описание
- 2 История города
- 3 Святые
- 4 Монастыри 4.1 Пафнутьев-Боровский мужской монастырь
- 5.1 Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Боровск)
- 7.1 Куда дальше из Боровска
Боровский юмор
Жизнеспособность любого общества определяется тем насколько это общество способно производить и воспринимать юмор. Общество, относящееся и к себе и к окружающим с юмором – это здоровое общество. Не является исключением и Боровск. Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что к юмору в Боровске относятся с большим уважением. В Боровске нет городского парка. Там городской бор. И при входе в него лежит камень (см.фото), на котором написано: “Прямо пойдешь – здоровье и силу обретешь. Направо пойдешь — целебной водой жажду утолишь. А налево у нас не ходят”. Как и в любом городе в нем должен находиться салон красоты. Но называется он не салон красоты, а “салончик”. На фото магазин женской одежды больших размеров. Как он называется? Магазин женской одежды королевских размеров .