Он граничит с Петродворцовым, Московским, Кировским районами Санкт-Петербурга и Гатчинским, Ломоносовским районами Ленинградской области. По официальным данным на 1.01.2019 г., численность населения здесь — 397 609 человек.
Проезжая по Петергофскому шоссе, вы непременно заметите огромный торговый комплекс «Жемчужная плаза» и новые дома в приятных теплых тонах – ЖК «Балтийская жемчужина». Это Красносельский район Санкт-Петербурга — активно развивающийся район на юго-западе города площадью около 115 кв. км.
История и общие сведения
Красносельский район – активно развивающийся район Санкт-Петербурга на Юго-Западе города. Красносельский район находится на Юго-Западе города и граничит с Петродворцовым, Московским, Кировским районами Санкт-Петербурга и Гатчинским, Ломоносовским районами Ленинградской области. Территория Красносельского района составляет около 114 квадратных километров.
Водная система Красносельского района образована природными структурами, сочетающимися с искусственными постройками человека. На территории района протекают реки Лига (старое название – река Дудергофка) и Ивановка, расположены озера искусственного происхождения – Дудергофское, Безымянное и Долгое, а также Матисов канал, Петергофский коллектор и побережье Финского залива.
Своим названием Красносельский район обязан городу Красное Село, построенному еще в период правления великого Императора Петра I. Во время царствования Петра I нынешние территории Красносельского района были покрыты лесами, среди которых строилось множество дач, загородных резиденций императора и его придворных, разбивались фруктовые сады и парки. Город Красное село принадлежал сначала Екатерине I, которая и начала застройку территорий. Позднее земля перешла к Елизавете – дочери Петра I. Именно при ней город стали называть «Дворцовое село Красное».
Таким образом, Южный берег Финского залива, благодаря своему внешнему виду и расположению на береговом уступе, стал парадным въездом в столицу великой державы. Петр хотел показать мощь и красоту его города, которая была бы видна приближающимся по морю гостям из всех уголков мира. В эти годы Санкт-Петербург становится столицей и в него переезжает императорский двор, что привело к разрастанию и интенсивной застройке города. В 1911 году придворным были розданы участки земли 1000×1000 саженей от Екатерингофа до Ораниенбаума. Участки располагались на возвышенности, что позволяло путешественникам уже издалека любоваться красивыми усадьбами, расположенными вдоль береговой линии. Были построены одни из первых путевых дворцов, среди которых Петров двор (нынешний Петергоф) и небольшая усадьба в Стрелином мысе, где Император останавливался отдохнуть после дороги.
Красносельские маневры
В 1925 году поселению Красное Село был присвоен статус города. Бои Великой Отечественной Войны велись на территории Красного Села. Именно с взятия данного населенного пункта началась операция по снятию блокады с Ленинграда.
В послевоенные годы активно велись работы по восстановлению района, город Красное Село был полностью отстроен вновь. Ленинград стал расширяться, шла масштабная жилищная застройка, поэтому требовалась реорганизация административного деления и создание новых районов, включавших в себя территории, застройка которых планировалась в дальнейшем. Согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 апреля 1937 года был образован Красносельский район, в котором проживало 176 тысяч человек, и было расположено двадцать школ и девятнадцать детских садов. Красносельский район стал одним из самых заселенных и крупных в Санкт-Петербурге.
Текст книги «Красное Село. Страницы истории»
Красное Село в XIX веке
Город или село?
В этой главе мы постараемся раскрыть историю Красного Села как… города. И действительно, существенный вопрос: что это за поселение – город или село? В XVIII в. Красное – действительно сельское поселение, сложившееся «слободами», как водится в России, вокруг церкви. Село от большой деревни отличалось именно наличием церкви. А вот с началом регулярных гвардейских маневров Красное стало решительно меняться (что мы покажем далее) и постепенно превращалось в городское поселение, подобно тому же соседнему Царскому Селу. Поэтому, хоть с формальной точки зрения Красное Село стало городом лишь в 1930-х гг., с середины XIX в. – это, несомненно, город, хоть и с непостоянным, каждое лето увеличивающимся и каждую зиму уменьшающимся населением. О том, как строился и развивался этот город, – рассказ в этой главе. Заметим, что ориентировочно временем превращения Красного Села в поселение городского типа можно считать начало царствования Николая II, в этот период утверждаются планы развития поселения, начинаются стройки. Как и во многих других сферах, император пытается навести порядок и в градостроительстве. Примерно в то же время появляются планы других окрестных поселений – Гатчины, Царского Села, Мариенбурга – и начинается их воплощение в жизнь. Так что при описании Красного Села до начала царствования Николая I мы будем пользоваться термином «село», а, переходя в более поздний период, остановимся на «городе», «городке» или «городском поселении».
Карта окрестностей Санкт-Петербурга, так называемая «карта Гаша». Фрагмент
В конце XIX в. Красное Село и окрестности попадают во владение супруги Павла I Марии Федоровны. Вполне естественно, что с изменением владельца произошли изменения и в жизни поселения. Судя по сохранившимся планам, в Коломенской слободе строились дома, «при которых наружные стены каменные, а внутренние деревянные, каждый дом разделен на два отделения». В Братошинской слободе показаны 120 деревянных домов с обозначением земли под сады и огороды, обозначены также погоревшие крестьянские дома.
Мария Федоровна организовала устройство в Красном Селе больницы или, как тогда называли, госпиталя, в котором могли лечиться жители Красного Села и окрестностей. «В то время заботой о здоровье крестьянского населения в России никто не занимался, и поэтому появление в Красном Селе лечебного учреждения было исключительной редкостью»[88]88
Божкова А. Л.
Удельное имение императорской фамилии. Из истории возникновения и развития Красного Села // Очерки истории Красного Села и Дудергофа. СПб., 2007. С. 89.
[Закрыть].
Мария Федоровна прожила до 1828 г., но владела Красным не до конца жизни. Еще в годы царствования Александра I, как мы уже отмечали ранее, проводились первые маневры: в начале 1800-х гг. совсем скромного масштаба, а после наполеоновских войн и заграничного похода армии – уже регулярные. В 1819 г. Александр I обратился к матери с просьбой пожаловать (по другим источникам – передать за денежное вознаграждение) Красное Село с окружающими землями в Удельное ведомство (Удельный департамент), т. е. фактически – в государственную собственность (хотя в положении удельных земель были некоторые отличия) для проведения маневров. Всего за мызами и деревнями числилось 3760 душ и около 30 тысяч десятин. Красное Село теперь стало называться удельным имением.
Главный въезд в Красное Село. Конец XIX в.
Необходимо пояснить суть произошедших изменений, увидеть их в историческом контексте. Несмотря на ряд попыток, до прихода к власти Павла I не удавалось навести большого порядка в управлении государственным имуществом. Разнообразие форм собственности, в том числе и государственной, двусмысленность положения государственных крестьян, неразделенность государственных доходов и расходов и доходов-расходов членов императорской фамилии, да и в целом сложные, несформировавшиеся до конца представления о собственности как о сумме прав и ответственности, приводили к беспорядку, который новый император не любил. В день своего коронования, 5 апреля 1797 г., им был издан законодательный акт «Учреждение об императорской фамилии», где устанавливался порядок престолонаследия «на незыблемом основании». В этом же году были определены источники, размеры и средства содержания членов царствующего дома. Первый параграф закона гласил: «Желая сколько обеспечить состояние фамилии нашей, сколько облегчить расходы государства, определяем быть удельным имениям, а для того назначаем отделить от государственных владений определенную раз и навсегда часть деревень».
С этого времени на постоянном содержании казны оставались император, его мать, императрица и наследник. Прочие же дети (т. е. нецарствующие особы) с момента совершеннолетия или с выхода в замужество переходили на содержание «удельного капитала», собираемого в виде оброка с крестьян выделенных по царскому указу имений (на то время их площадь составляла около четырех миллионов десятин земли в 36 губерниях, а население превышало миллион человек). Дворцовые деревни и волости, выделенные для этих целей, получили название удельных имений, а крестьяне, закрепленные за этими землями, стали называться удельными. Для управления вновь образованным удельным имуществом тем же законом было учреждено отдельное ведомство – Департамент уделов. Хотя крестьяне нового ведомства получили другое название, это были те же крестьяне, которые прежде назывались «дворцовыми», при правлении Екатерины II объединенные с государственными.
На Департамент уделов возлагалась ответственность по управлению имениями, увеличению доходов с них, но одновременно и забота о крестьянах. Однако политика Павла в отношении удельных земель и удельных крестьян была до определенной степени противоречива. Как считают некоторые исследователи, император не слишком доверял государственным органам управления землями и крестьянами, и в его короткое царствование происходили массовые раздачи государственной собственности в частные руки. Именно в ходе этих раздач Красное Село и перешло в собственность Марии Федоровны. Впрочем, тогда по иному мы видим и возвращение его в Ведомство уделов: по сути своей восстанавливался прежний статус Красного Села и крестьян, на его земле проживавших, – ведь ранее они были дворцовыми и теперь переходили в Удельный департамент, куда были переведены другие дворцовые земли и крестьяне ранее при Павле I.
Руины дворца Александра I
Постараемся сначала рассказать о градостроительных планах в целом и об их осуществлении, а потом перейдем уже к конкретным постройкам – дворцам, паркам, церквям.
Планы по строительству в Красном стали формироваться еще в царствование Александра I. Согласно архивным делам за 1820 и 1823 гг., было предусмотрено строительство домов по проекту И. Лукини для великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича, часто приезжавших на маневры. В 1825 г. император утвердил планы «по устроению Красного Села», с тем чтобы «расположить совершение всех назначенных построений на несколько лет»[89]89
Николаева Т. И.
Историческая застройка Красного Села // История Санкт-Петербурга. 2004. № 2. С. 14.
[Закрыть].
«В том же году предполагалось приступить к построению дворца для великого князя Николая Павловича, военного госпиталя, трех крестьянских двойных домов, двух „одинаких“ крестьянских домов, семи крестьянских домов на месте развалившихся каменных. На 1826 год отнесли строительство дворца для великого князя Михаила Павловича, пятнадцати крестьянских двойных домов и восьми „одинаких“, переделку военного госпиталя в генеральский корпус. В 1827 году планировалось построить дом батальонного командира, экзерциргауз, двадцать двойных и десять „одинаких“ крестьянских домов. На следующий год предполагалось возвести дом для удельного госпиталя, сорок пять двойных и девять „одинаких“ крестьянских домов. К 1829 году относилось возведение сорока двойных и тридцати „одинаких“ крестьянских домов. Таким образом, происходило постепенное преобразование Красного Села, объединяющего слободы сельского характера, в военное поселение городского типа»[90]90
Там же. С. 15.
[Закрыть].
Обратим внимание на тот факт, что исследователь (Т. И. Николаева) приводит данные о постройке крестьянских домов. В обычной логике это решение выглядит странным – почему вдруг Удельная контора должна строить крестьянские дома? Но нужно понимать суть создававшегося в Красном архитектурного ансамбля: крестьянские дома включались в него, и, мало того, их прекрасное состояние, зажиточный вид должны были показать высочайшим гостям, как хорошо и сытно живется крестьянину в государственных владениях. И тут не было большой неправды: крестьянские владения в Красном Селе действительно были зажиточными и могли иметь доход до 400 руб. в год. Правда, собственно крестьянская работа по возделыванию земли этого дохода не приносила: крестьяне жили огородничеством (с последующей продажей ягод и овощей господам офицерам и в Петербург), а зачастую так или иначе получали прибыль с происходивших под боком маневров. Впрочем, отметим, что такая забота о крестьянах – строительство домов, больниц, школ – была характерна более для тех владений, где часто появлялись царствующие особы, – это окрестности Красного Села, Петергофа, Царского Села. Возвращаясь к самим домам, не надо забывать, что одновременно они являлись и казармами, и конюшнями для тех полков, что не стояли в палатках, а квартировали по деревням (прежде всего кавалерия).
Город Красное Село
Планы по созданию архитектурного ансамбля Красного Села продолжали развиваться и окончательно сформировались в годы царствования Николая I. «15 декабря 1827 года Николай сообщал министру Императорского двора об утверждении планов на постройку дворцов для себя и великого князя Михаила Павловича, а также кавалерских домов. Строить их должен был архитектор Дильдин»[91]91
Там же. С.23.
[Закрыть].
Нужно сказать, что в первой половине XIX в. начала формироваться планировка Красного Села. Естественно, ее основной осью стала дорога Петербург – Нарва, в Красном получившая название Санкт-Петербургской улицы. Вдоль нее располагались главные постройки, а также постепенно создавался Дворцовый парк. Другими значимыми магистралями были дорога на Царское Село и дорога на Дудергоф. Но огромное (если не решающее) влияние на планировку и строительство оказывали гвардейские лагеря, которые и сами были интересным примером военной архитектуры, и формировали вокруг себя специфическую застройку. В качестве примера можно привести расположение великокняжеских и императорских дворцов. Их ставили так, чтобы августейшие шефы и командиры могли издали наблюдать за своими полками. Высокий гребень холма, на котором располагается парк, подходил для этого лучше всего.
Вид на Красное Село и Дудергоф. Начало XX в.
Строительство на Петербургской улице вынуждало переносить крестьянские дома. Домов под снос шло три, причем два каменных, один деревянный. Конечно, как мы уже говорили, Ижорское плато сложено из известняков, добывать их достаточно просто, и постройки из камня встречаются здесь чаще, чем в других местах в России, но все же каменные дома у крестьян – это определенный показатель зажиточности. Итак, в Красном в конце 20-х гг. XIX в. начали возводить удельное правление, которое должно было заниматься делами и нарождающегося города, и приписанных к нему деревень. А крестьянам выделялись участки на Дворцовой улице. Однако на этом месте строительство так и не началось. В то же время планировалось построить удельный госпиталь и Конюшенный двор, а также каменный кухонный корпус при императорском дворце. Из других планов по строительству можно отметить одноэтажную гауптвахту и образцовое сельское училище.
И еще один важный аспект развития Красного Села как городского поселения. Петром I оно основывалось как промышленный центр. В особой зоне между самим поселением и Большим лагерем, вдоль реки, используя ее энергию, промышленность продолжала развиваться. Тут находилось несколько фабрик и производств. Первая, она же верхняя, плотина была занята мукомольной мельницей. Ниже по течению, на озере Долгом, находилась первая (старейшая) бумажная фабрика, а еще ниже по течению, на Безымянном озере, – вторая, новая. Также упоминаются «ленточный завод», кирпичный завод, фаянсовое производство. Существование такой своеобразной «промышленной зоны» придавало Селу своеобразие и развивало инфраструктуру. Не говоря о том, что к фабрикам была приписана часть жителей слобод, получавших за работу небольшую плату. Часть работников была также вольнонаемной. Наличие нескольких фабрик также свидетельствует в пользу предположения, что Красное Село по сути было городом намного раньше изменения статуса – еще в XIX в.
В Красном Селе здания проектировали достаточно известные петербургские архитекторы – Дильдин, а за ним Мейер.
Христиан Филиппович Мейер родился в 1789 г., с 1801 г. – воспитанник Петербургской Академии художеств, один из ее лучших учеников. В 1809 г. получил звание художника архитектуры и был оставлен при Академии для соревнования за первую золотую медаль, дающую право на длительную заграничную поездку. В 1810 г., не получив главной награды, все же отправился за границу, жил в Риме и других городах Италии. После заграничной поездки служил в Гвардейской казарменной комиссии, в 1810–1820 гг. участвовал в перестройке солдатских казарм Семеновского и Преображенского полков. Здесь его заметил будущий император Николай Павлович, тогда еще великий князь, благодаря чему Х. Ф. Мейер с 1817 г. и до последних лет жизни занимался составлением проектов и производством построек по всем имениям Удельного ведомства, в котором с 1819 г. служил архитектором, а позднее – старшим архитектором чертежной. В 1830 г. Мейер был удостоен звания академика архитектуры, в 1836 г. – профессора 2-й степени, в 1846 г. – профессора 1-й степени. С 1831 г. одновременно преподавал в Академии художеств.
Принятый императором план строительства постепенно осуществлялся: построены дворцы Николая I и Михаила Павловича, кухонный корпус, кордегардия. Все они, за исключением каменной кухни, были из дерева «на каменном фундаменте, крытые железом, с террасами и по оным с деревянными колоннами, решетками, ступенями и деревянными желузями, со стороны улицы на двор, и с одной стороны дворцов к саду, чугунной решеткой с четырьмя воротами»[92]92
Там же. С. 23.
[Закрыть]. В 1829 г. архитектор Х. Ф. Мейер приступил к постройке конюшенных дворов для дворца государя императора и дворца великого князя Михаила Павловича, также располагавшихся на главной улице. Напротив уже построенной деревянной одноэтажной гауптвахты – места, где обычно проводили под арестом дни проштрафившиеся офицеры, – было возведено Красносельское удельное правление, дом «длиной 10 сажен, шириной 6 сажен, с мезонином, каланчею, с обшивкою стен досками, с конюшнями и сараями»[93]93
Там же. С. 16.
[Закрыть]. «Стены с мезонином срублены в лапу из сосновых бревен… с фасада с треглифами и модульенами, а во дворе с одними модульенами, с постановкою пилястр, с базами и капителями. Стены оного дома снаружи окрашены светлосерою масляною краскою… Снаружи вокруг окон прибиты наличники, а под сими окнами с фасада цельные точеные балясы и окрашены с наличниками белою масляною краскою… Для входа в оный дом с двора крыльцо с деревянными ступенями и со стеклянною галдарею»[94]94
Там же. С. 16.
[Закрыть]. Также Мейер построил Удельный госпиталь и два дома для приезжих особ. Госпиталь был сделан для окрестных жителей, дома предназначены для высокопоставленных гостей, приезжающих на маневры.
На Санкт-Петербургской улице, севернее Троицкой церкви, взамен прежнего обветшавшего Мейером был спроектирован и построен двухэтажный дом для посланников. Т. И. Николаева на основании разнообразных источников дает следующее описание Красного эпохи Николая I: «Генеральные планы Красного Села, датированные 1832 годом, дают наиболее полное представление о застройке к тому времени и свидетельствуют о ее расцвете.
Общественный центр сформировался в основном в Коломенской слободе и ограничивался улицами Александрийской и Ольгинской на севере и Михайловской на юге. Санкт-Петербургская улица упрочила свое значение главенствующей, она по-прежнему пересекала три слободы и объединяла сложившуюся застройку. Ядром центра стали дворцы императора и великого князя Михаила Павловича, а также построенный к тому времени на территории дворцового сада деревянный дворец наследника цесаревича, имевший в плане Г-образную форму. Между ними располагались деревянные кавалерские дома, гауптвахта и каменное здание кухни. Севернее дворца императора большой участок занимал военный госпиталь, а южнее дворца великого князя Михаила Павловича находился штаб гвардейского корпуса. На противоположной стороне Санкт-Петербургской улицы напротив военного госпиталя размещался удельный госпиталь.
Гауптвахта. Красное Село. Конец XIX в.
Напротив гауптвахты находилось деревянное здание удельной конторы, справа и слева от которой были конюшенные дворы с домами для конюшенных чиновников. Между этими строениями по красной линии Санкт-Петербургской улицы выступали кавалерские дома. За церковью Святой Троицы были возведены два дома для священника и между ними кавалерский дом. Севернее церкви стоял деревянный дом для посланников со службами, с большим садом между ними. На противоположной стороне в глубине участка располагались деревянные строения удельного училища. Южнее бывшего шведского редута, уникального земляного сооружения XVII века, на планах обозначены три корпуса и службы вновь построенного военного госпиталя. На восточном берегу Безымянного озера, как показывают исторические документы, возвышалось до сих пор существующее каменное здание дворца императора Александра I, прямоугольное в плане. К нему примыкал большой сад.
В расположении крестьянских домов в трех слободах в основном был заложен регулярный принцип, но с элементами свободной планировки. Геометрическая организация кварталов с учетом рельефа местности и сложившихся исторически дорог составила особенность формирования трех слобод. Несколько слов о крестьянских домах и дворах. Как и в других подобных „парадных“ поселениях под Петергофом и Гатчиной, постройка и планировка крестьянских дворов строго регламентировалась, были типовые, образцовые проекты, включавшие в себя одно– или двухэтажный дом со службами, огородом и садом. В составе служб были кузница, баня, молотильный сарай. Дома зачастую строились на несколько семей. Проходило время, семьи росли и делились и начинали страдать от перенаселения. До нас дошли подобные жалобы от жителей Егерской слободы в Гатчине. Что же до регулярного внешнего облика, то, видимо, жизнь все-таки вносила свои коррективы, и дома за пределами парадных улиц, где здания могли попасться на глаза высокому начальству, строились более свободно в размещении и планировке.
Постепенно складывалась сеть улиц, пересекавших главную Санкт-Петербургскую, а вслед за ней и параллельных ей улиц, прежде всего в западной части, там, где не было ни императорских дворцов и парков, ни построек Авангардного лагеря. Планировка эта отчасти сохраняется и по сей день.
Вид на Павловскую слободу
Появлялись новые улицы, и 30 марта 1840 года был утвержден новый генеральный план, по которому Братошинскую слободу предполагалось закончить Кирасирской улицей, Константиновская и Мариинская улицы отменялись, Никольская улица от Братошинской до Кирасирской не продолжалась, а все улицы, поперечные Санкт-Петербургской, предписывалось „для лучшего вида провести под прямыми углами, дабы угловые дома на главную улицу не были „косвенны“. Устанавливалась и очередность застройки: сначала Санкт-Петербургская, Братошинская и Никольская улицы, затем Лагерная и Коломенская и, наконец, Константиновская. Таким образом, Кирасирская улица замыкала Братошинскую слободу и застройка севернее ее не предполагалась, что создавало разрыв перед Павловской слободой по причине низкого и изрытого местоположения, а также в целях пожарной безопасности. Общественный хлебный магазин, находившийся севернее Кирасирской улицы и окруженный крестьянскими домами, в случае пожара неминуемо был бы уничтожен. Константиновская улица не назначалась потому, что должна была проходить по болоту, а Мариинская – слишком близко к улицам Братошинской и Высоцкой. Продолжение Никольской улицы от Братошинской до Кирасирской улицы из-за низменности места оказалось неудобным для постройки домов и поэтому предназначалось для постройки риг. Братошинская слобода начиналась Высоцкой улицей и заканчивалась Кирасирской, Коломенская слобода начиналась от Высоцкой улицы и заканчивалась Лагерной»[95]95
Там же. С. 18.
[Закрыть].
Дорога на Стрельну и в Павловскую слободу
Отметим, что Павловская слобода долгое время находилась «на отшибе» и в восприятии людей даже в годы Великой Отечественной войны существовала иногда как отдельное «село Павловское». Впрочем, по документам все это было Красное Село. Застройка Павловской слободы также велась по плану, высочайше утвержденному в 1841 г. Таким образом, к 1840-м гг. сложилась «строительная сетка» улиц в Братошинской и Коломенской слободах. Центром Павловской слободы оставалась Санкт-Петербургская улица, на которой намечали разместить 108 дворов, а для остальных владельцев выделялось место для строительства между Петербургской и Стрельнинской дорогами. Это позволяло соблюсти некоторую симметрию по отношению к постройкам Братошинской слободы, а также придать селению живописный вид со стороны Стрельнинского шоссе, по которому в летнее время часто проезжала императорская семья. Предполагалось, что ручей разделит слободу на две части, каждая из которых будет иметь свои отличительные черты. В первой части (южной), где находился кирпичный завод, многие из крестьян занимались гончарным промыслом, во второй – разведением садов.
Император при рассмотрении проектного плана Павловской слободы поручил продолжить ее последнюю улицу, названную Полевой, до смыкания углом с Задней улицей. Генплан Павловской слободы получил утверждение 1 августа 1841 г.
В связи с притоком людей в дни маневров возникла идея строительства домов для сдачи их внаем. Их решили возвести по правой стороне дороги из Красного Села к Дудергофу в Фабрикантской слободе (недалеко от Верхней Красносельской бумажной фабрики). К октябрю 1841 г. постройку 14 дач закончили. Фасады небольших домов либо не имели декора, либо оформлялись пилястрами. Большой дом на пять осей имел мезонин. Пилястры и балюстрада дополняли его облик.
Железнодорожные работы. Из альбома Николаевского военного училища
Сдача дач внаем широко практиковалась местными жителями с самого начала маневров. Сначала сюда приезжали по большей части члены семей офицеров, но вскоре, особенно после постройки железной дороги, местность, несмотря на маневры (а может быть, и благодаря), стала набирать популярность. Дудергоф стал одним из самых престижных и дорогих мест для дачного отдыха, а Красное Село все же больше было сориентировано на размещение гостей, приезжающих на маневры. В середине века, когда на маневры выходят десятки тысяч солдат (нужно отметить, что рекорды по численности участников маневров держало именно николаевское время), проблема размещения приезжающих (о солдатах и офицерах мы поговорим далее) становится настолько актуальной, что архитектору Мейеру приходится разрабатывать проекты перестройки некоторых удельных зданий под жилье для гостей. В 1848 г. в лагерное время для квартир приспосабливаются удельное училище и удельный госпиталь. Возникла потребность в новом здании больницы. Ее предполагалось построить на пересечении улиц Дворцовой и Никольской (сохранилась, ул. Лермонтова, 30). Проект больницы, составленный Мейером, был утвержден 13 июня 1848 г. Одноэтажное деревянное Т-образное здание со службами из бревен обшили строгаными досками. Карнизы, пилястры, парапет, пояски и продушины выполнялись «столярной работой». Здание окрасили под серую известь, окна и двери – белилами. В связи с болезнью зодчего перечисленные работы выполнял архитектор Г. Камуцци (за исключением фундаментов). Постройку закончили к октябрю 1849 г. Ее освидетельствовал Н. Л. Бенуа и счел, что «здание построено хорошо, прочно, красиво и согласно с планом»[96]96
Там же. С. 19.
[Закрыть].
Станция «Красное Село». Конец XIX в.
Серьезно повлияла на градостроительную ситуацию вокруг Красного Села постройка железной дороги. Красносельская ветка была построена силами военных в рекордно короткие сроки, с октября 1858 по июнь 1859 г., благодаря энергичным усилиям начальника штаба отдельного гвардейского корпуса генерал-адъютанта графа Павла Трофимовича Баранова. Он сумел договориться с бароном Александром Людвиговичем Штиглицем, чтобы тот на свои личные деньги построил железнодорожную ветку Лигово – Красное Село. П. Т. Баранов «испросил разрешение командировать на строительство Красносельской ветки по 180 человек от каждого полка». В первые годы работы этой ветки движение по ней осуществлялось только с весны до осени из-за недостатка пассажиров и груза. Поезда ходили сначала только 2 раза в сутки. Но потом появилась идея объединить ее с веткой, проходящей через Гатчину. Это дало железной дороге новый толчок в развитии. Продленная до Гатчины ветка вскоре была объединена с существовавшей там линией и стала частью Балтийской железной дороги. В словаре Брокгауза и Эфрона так описано функционирование дороги: по главной линии ветви «происходило очень большое товарное движение. Особенно сильно движение по Балтийской железной дороге с ноября по апрель, когда Петербургский порт закрыт для судоходства. Балтийская дорога имела до 1889 г. много обратных грузов, т. е. от портов внутрь страны, благодаря тому, что тариф ее в этом направлении был очень низок. Низкими тарифами пользовались также произведения Эстляндской губернии, идущие в Петербург и во внутренние губернии, особенно же выгодны были они для перевозки спирта, картофеля и живого скота».
Станционное здание в Красном Селе было одним из первых вокзальных сооружений в России. Построили его в 1859 г. по проекту архитектора Николая Леонтьевича Бенуа в готическом стиле. Его появление связано с открытием в 1857 г. движения по Петергофской железной дороге и с Красносельскими лагерными сборами.
Вокзал станции «Красное Село». Конец XIX в.
В «Положении о Красносельской ветви Петергофской железной дороги» от 4 августа 1858 г. говорилось: «Станция в Красном Селе будет именоваться Красносельскою, а именовавшаяся Красносельскою будет именоваться Лиговскою».
Изначально Красносельская ветка строилась как тупиковая, что и определило архитектуру здания станции. По одну сторону железнодорожного полотна находилось здание для пассажиров, по другую – через галерею – «отделение для высочайших особ».
Станция была оборудована поворотным кругом для разворота паровозов.
В 1870 г. на красносельском вокзале случился пожар. В 1872 г. архитектором Петром Станиславовичем Купинским вокзал был построен заново. Он изменил местоположение и конфигурацию. При прокладке железной дороги до Гатчины (1872 г.) «отделение для высочайших особ» сместили влево от здания вокзала. На плане 1890 г. можно увидеть новое пассажирское здание в развилке между железнодорожными ветками.
Начальник железнодорожного вокзала Красное Село Александр Петрович Верландер в 1883 г. выпустил путеводитель «По Балтийской дороге». В нем дано следующее описание Красносельского вокзала: «Станция III класса. Вокзал весьма красивый, своеобразной архитектуры. Здание деревянное, крытое железом. Имеются покои для особ императорского дома.
Залы для пассажиров всех 3-х классов. Уборные имеются как мужские, так и дамские (при дамской уборной женская прислуга). Для станционного водоснабжения вода проведена из реки Дудергофки к фильтру близ паровозного здания. Откуда накачивается паровым насосом в бак… Ключевая вода, употребляемая для питья и варки кушанья, признана всеми специалистами превосходною и гораздо более здоровою, чем та, которая потребляется населением столицы. Буфет снабжен разнообразным, вкусным и питательным столом и напитками по умеренным ценам: содержатель буфета А. А. Матковский… Для чтения публики буфет получает газеты; сверх того летом газеты отдельными номерами и книги продаются на вокзале.
Марки и все необходимые письменные принадлежности можно получить в буфете».
Несколько слов стоит сказать об А. П. Верландере. Это неординарный человек, создавший немалую славу Красному Селу. Долгое время он был начальником станции «Красное Село» и развернул здесь активнейшую деятельность. Он открыл лимонадный завод (завод минеральных вод). Здание его чудом сохранилось в поселке Можайский. Там же Верландер развел фруктовый сад для изготовления варенья и сиропов. Отсюда искусственная минеральная вода и лимонады поставлялись на все станции Балтийской железной дороги.
В путеводителе, составленном А. П. Верландером, станция «Красное Село» предстает образцовой, а другие (например, «Лигово») – притоном сомнительных личностей. Впрочем, возможно, в этих утверждениях и была значительная доля правды. Описания местности А. П. Верландера стали классическим источником для краеведческих работ. Потомственный почетный гражданин, купец, лесопромышленник, хозяин лесопильного завода в Красном Селе, он еще и первый борец за экологию: известен его спор с владельцами фабрики, которые промывали в чистейшей воде из Дудергофских озер тряпье для изготовления бумажной массы. От этого процесса люди, пользовавшиеся водой из речки, часто болели инфекционными заболеваниями. Итогом спора стало сооружение специальных дезинфекционных камер на бумажной фабрике.
К 1864–1865 гг. закончено строительство военного госпиталя. Часть зданий госпиталя, обозначенных на генплане, сохранилась (ул. Восстановления, 13). Во второй половине XIX в. в Красном Селе в основном продолжалось деревянное строительство по регулярным планам. С постройкой железной дороги начинается массовое возведение небольших дачных домов в окрестностях Красного Села. Впрочем, более подробно можно раскрыть дачную жизнь на примере Дудергофа (это будет сделано далее).
Постепенно росло и число жителей, проживавших в Красном постоянно. К 1914 г. местное население (без фабрикантской слободы) насчитывало около 3500 человек. С учетом прибывших войск население летом увеличивалось минимум на 10 000 человек, то есть втрое. Но были годы, когда к маневрам привлекались и по 35–40 тыс. солдат и офицеров. Крестьяне села были довольно зажиточны. Годовой бюджет семьи колебался от 400 до 500 руб. По сумме оборота в Царскосельском уезде Красное Село занимало второе место после Гатчины. Земледелие являлось не главным занятием крестьян, а лишь подсобным. Главными источниками дохода служили различного рода промыслы, огородничество, садоводство.
Экологическая обстановка
Одним из бесспорных достоинств Красносельского района г. Санкт-Петербург является благоприятная экологическая обстановка. Красносельский район считается самым экологически чистым районом Санкт-Петербурга. Хорошую экологическую обстановку Красносельского района обеспечивает совокупность факторов, среди которых ведущую роль играет большое количество зеленых насаждений, а также относительно чистая деятельность промышленных предприятий.
Предприятия Красносельского района – «Старопановские строительные конструкции и материалы», «Питер-Лада», Авиаремонтный , «Ферроприбор», «Светочь» и прочие не производят большого количества вредных выбросов, серьезно загрязняющих окружающую среду. Основное количество загрязняющих веществ заносится с территории соседнего Кировского района, в котором сконцентрировано большое количество крупных промышленных предприятий, производящих вредные выбросы в окружающую среду.
Парк Новознаменский
На территории Красносельского района г. Санкт-Петербурга имеются отдельные зоны с неблагополучной экологической обстановкой, связанные с наличием вредных производств в прошлом или нынешнем времени. Так, к загрязненным относятся почвы около бывшей свалки Угольной гавани и участки, расположенные севернее Петергофского шоссе. Почвы загрязнены нефтепродуктами и бензапиреном, концентрация которых выше ПДК в 2 – 3 раза. Однако даже такой уровень загрязнения почв является низким по сравнению с показателями других районов города.
Мост через реку Лигу
Большое количество водоемов расположено на территории Красносельского района, но степень их загрязненности выше, чем у воздуха и почвы. Так, пруды, расположенные вдоль Петергофского шоссе и на территории Южно-Приморского парка, а также реки Ивановка и Сосновка оцениваются экологами как «загрязненные». Река Лига и Дудергофский канал являются «грязными». В данных водоемах содержатся высокие концентрации марганца, железа, кишечной палочки, а также патогенные микробы, являющиеся возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Источниками загрязнения водоемов Красносельского района являются сточные воды жилых кварталов, садоводческих обществ и промышленных предприятий. Все остальные водоемы Красносельского района г. Санкт-Петербурга, за исключением озер Безымянного и Долгого, являются чистыми, что позволяет купаться в теплое время года.
Уровень шума в Красносельском районе не превышает нормы. Только проспект Ветеранов и Маршала Жукова имеют устойчивый высокий шумовой фон, который создается автотранспортом, движущимся по Петергофскому и Таллиннскому шоссе.
Радиационный фон Красносельского района неоднороден, причем имеется около 20 участков радиоактивного загрязнения, что связано непосредственно с работой промышленных предприятий, четыре из которых используют радиоактивные элементы и вещества. Самый большой участок радиоактивного загрязнения располагается к югу от муниципального образования Горелово и продолжается до границы Ленинградской области. Помимо промышленных предприятий радиационный фон в Красносельском районе создается природными источниками – радиоактивными породами, выходящими на поверхность. В силу данных обстоятельств радиоактивная обстановка Красносельского района имеет категорию «сложная».
Население района
Танцоры работают для жителей г. Санкт-Петербург
Ранее берега Финского залива, в том числе Южного, населяли финские племена, среди которых самые известные – водь и народность инкере. Рядом с ними селились новгородские славяне. Такое совместное проживание различных этносов привело к появлению смешанных названий территорий района и его окрестностей.
В настоящий момент население Красносельского района составляет более 300 тыс. человек. Возрастной состав населения неоднороден и представлен в подавляющем большинстве людьми среднего возраста и детьми дошкольного и школьного возрастов, проживающими в новых кварталах. Людей пенсионного возраста относительно немного, а проживают они в частях района со старыми застройками или в муниципальных образованиях Горелово, Урицк и прочие, а также в городе Красное село.
Последний звонок в школах
Активная застройка района способствует заселению его молодыми парами с детьми, которых все чаще можно встретить на улицах. Также достаточно часто можно встретить иммигрантов из других стран, которые приехали зарабатывать деньги, работая на строительстве новых жилых кварталов. Эти люди проживают либо на самих строящихся объектах, либо снимают жилье.
В будущем, по прогнозам специалистов, Красносельский район будут населять, в основном люди среднего возраста со средним достатком, а также молодежь.
В Красносельском районе совсем небольшую часть населения составляют предприниматели, что обусловлено особенностями инфраструктуры и экономики района.
Досуг
Активный отдых всей семьей в Красносельском районе возможен и в зимнее, и в летнее время. Зимой можно отправиться на Ореховую и Воронью горы, где можно покататься на «ватрушках», лыжах и ледянках. Летом есть прекрасная возможность отдохнуть на берегах многочисленных прудов, рек и Финском заливе.
Недавно «Балтийская жемчужина» начала работы по благоустройству набережной. В следующем году администрация района планирует такие же работы на другой стороне Матисова канала. В Красносельском районе появится уличный променад с дорожками, скамейками и зелеными насаждениями.
По району раскиданы спортивные секции и клубы разных направлений, для молодежи, подростков и взрослых. Достаточно много небольших кафе, есть рестораны, пара кинотеатров и музеи.
Мнение местных жителей
Мы провели опрос местных жителей в нашей группе. В целом, район нравится почти всем. Из минусов, чаще всего, упоминается отсутствие метро и пробки. К плюсам относят парки, близость залива, множество магазинов, уютные дворы, достаточное количество школ и детских садов.
Муниципальное деление Красносельского района
Красносельский район включает в себя семь муниципальных образований:
Карта Красносельского района
- муниципальный округ Сосновая Поляна (ранее МО №39);
- муниципальный округ Юго-Запад (ранее МО №37);
- город Красное Село;
- муниципальный округ Урицк;
- муниципальный округ Горелово (ранее МО №42);
- муниципальный округ Южно-Приморский (ранее МО №38);
- муниципальный округ Константиновское (ранее МО №41).
Въезд в Красносельский район
Значительная часть жилого фонда Красносельского района представлена послевоенными зданиями. Старый жилой фонд состоит из «сталинок», расположенных на всем протяжении Петергофского шоссе, и блочных «хрущевок». Данные послевоенные постройки являются малоэтажными и в подавляющем большинстве случаев имеют всего 2-3 этажа. В основном жилищный фонд состоит из более современных панельных домов, что связано с более активной застройкой Красносельского района в семидесятые годы прошлого века.
В жилом фонде района насчитывается примерно 5,5 тысяч зданий («хрущевки», «корабли», «брежневки», «сталинки», кирпичные дома и дома 137 серии), но эта цифра непостоянна, так как район застраивается домами улучшенной планировки и элитным жильем. В последние годы на всей территории Красносельского района компании-застройщики развернули жилищное строительство в крупных масштабах. Намыв грунта на заболоченных участках Невской губы создал отличные предпосылки создать Южно-Приморский парк и новые микрорайоны. В этом микрорайоне все еще продолжается строительство и район растет.
В Красносельском районе высоко оценивается недвижимость на улицах Маршала Жукова, Говорова и Маршала Казакова. Престижным жильем считаются дома на улицах Авангардная и Партизана Германа. «Видовые» квартиры находятся на улице Нагорная, так как она находится на возвышенности, которая имеет резкий склон в сторону зеленой обширной парковой зоны.
Условно территорию Красносельского района делят на две части – городская и пригородная, границей между которыми является кольцевая автодорога. До КАДа расположены «городские» территории – Юго-Запад и Сосновая Поляна. За пределами кольцевой автодороги находятся «пригородные» части – город Красное Село, муниципальное образование Горелово и поселок Хвойный.
Проблема жилищного фонда Красносельского района в несбалансированности рынка, где высокое предложение не соответствует низкому спросу. По мере удаления от станции метро спрос прогрессивно снижается. Из-за удаленности от центра города, средние цены на недвижимость в Красносельском районе ниже, чем в остальных районах Санкт-Петербурга.
Стоимость 1 м2 недвижимой площади в Красносельском районе варьируется от 44 тысяч рублей до 81 тысячи. Цена зависит от расположения жилого объекта: черта города, удаленность от метро, транспортная развитость.
Разнообразие цен на недвижимость в Красносельском районе очень велико вследствие дифференцировки на городскую и пригородную части: стоимость однокомнатной квартиры на Ленинском проспекте в недавно построенном доме и схожего жилья в городе Красное Село различается в несколько раз. К примеру, однокомнатная квартира в городе Красное село стоит около 1,7 млн. рублей, а однокомнатная квартира на пересечении Брестского бульвара и Ленинского проспекта (примерно 10 — 15 минут на общественном и коммерческом транспорте до метро «Ленинский проспект») – от 3,9 млн. рублей. Двухкомнатные квартиры стоят дороже на 1-2 миллиона.
По сведениям на 2012 год в Красносельском районе города Санкт-Петербурга один квадратный метр жилой недвижимости в среднем стоит 76 тысяч рублей. Самыми дорогими являются недавно возведенные кирпично-монолитные дома, в которых стоимость 1 м2 составляет около 80 тысяч рублей. Стоимость 1 м2 в панельных домах, построенных в период с 80-хх годов прошлого века по сегодняшний день, составляет в среднем 77 тысяч рублей.
Комплекс «Балтийская жемчужина»
Предстоящее преображение Красносельского района зависит от состояния жилищного проекта «Балтийская жемчужина» и обширной застройки, которое ведется в самом начале Ленинского проспекта. Такие проекты, по мнению экспертов, могут дать сильный толчок для развития Юго-Запада Санкт-Петербурга, а также обеспечить необходимую дорожную систему и развитую инфраструктуру. По их мнению, это перспективы ближайших пяти, а, может и более, лет. Прогнозы перспективного развития недвижимости Красносельского района также тесно взаимосвязаны с необходимой реновацией построек советского времени.
Инфраструктура района
Благоприятную экологическую обстановку и низкий уровень преступности Красносельского района дополняет хорошо развитая и продолжающая свое развитие инфраструктура.
Также действует несколько центров неотложной медицинской помощи, женские консультации, роддом, поликлиники, больницы для взрослых и детей, а также стоматологические, ветеринарные и частные лечебные заведения. Доступность медицинской помощи также является немаловажным фактором для комфортного и спокойного проживания. В Красносельском районе г. Санкт-Петербурга большое количество медицинских учреждений, в которых население может получить квалифицированную помощь. В случае экстренных ситуаций больница находится близко, что позволяет транспортировать пациента в максимально сжатые сроки. Родильный дом позволяет женщинам рожать недалеко от дома, что, несомненно, удобно и практично.
Больница с современным оборудованием
На территории Красносельского района размещено достаточное количество школ, лицеев, гимназий, детских домов, языковых центров, детских садов, музыкальных школ и библиотек. Данные социокультурные объекты создают обстановку, позволяющую полноценно учиться, работать или проводить свободное время. Школы и дополнительные образовательные учреждения позволяют ребенку осваивать программу обучения, а также получать дополнительные знания, которые помогут ему стать максимально конкурентоспособным в будущем на рынке труда и устроиться на хорошую работу.
Вдоль небольшой части Ленинского проспекта красуется здание в виде корабля – Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет (СПбГМТУ, в народе – «Корабелка»). «Корабелка» является популярным и престижным учебным заведением.
Красносельский район обладает хорошо развитой сетью продовольственных магазинов: «Окей-экспресс», «Пятерочка», гипермаркеты «Карусель», «Перекресток», «Лента». Крупные торговые сети в Красносельском районе представлены не только продовольственными магазинами, но и гипермаркетами строительных материалов – «Максидом» и «Метрика». Также имеются специализированные большие магазины электроники и бытовой техники с широким ассортиментом товаров – «М-Видео», «Эльдорадо», «Юлмарт» и другие.
Помимо крупных торговых сетей, где удобно совершать покупки на неделю для всей семьи, имеется большое количество магазинов шаговой доступности, которые располагают различным ассортиментом товаров. В Красносельском районе можно приобрести товары для животных, хозяйственные изделия, сантехнику, мебель, ковры и прочие товары для дома.
Помимо этого на территории Красносельского района расположены салоны красоты для мужчин и женщин, а также и для животных. Воплотить ваши фантастические идеи в одежде помогут швейные ателье. В Красносельском районе г. Санкт-Петербурга имеется множество мастерских по ремонту обуви, что позволяет выбрать подходящий вариант. Отличное бытовое обслуживание населения позволяет сделать жизнь комфортной и не ездить в другие районы для получения различных бытовых услуг.
Достаточно и крупных торговых центров, как на территории самого Красносельского района, так и по соседству: «Французский Бульвар», «Фиолент», «Нарвский», «Континент», «Торговое Поле» и т.п. В ближайшее время планируется открытие торгово-развлекательного .
ТРК Фиолент
Торговые комплексы отличаются хорошей транспортной доступностью и широким набором магазинов, ресторанов и развлекательных заведений. В некоторых из них есть кинотеатры. Практически в каждом можно найти любые товары: от незначительных мелочей и продуктов до электроники. Кафе в торговых центрах предлагают различные блюда, удобные варианты перекуса или обеда, что позволяет активно пользоваться предлагаемыми услугами в рабочий перерыв. Кинотеатры торговых центров прекрасно обогреваются, что позволяет наслаждаться просмотром кинофильмов в комфортных условиях.
В Красносельском районе есть множество тренажерных залов и фитнесс-центров, которые предлагают широкий спектр услуг на самый взыскательный вкус. Любой человек сможет выбрать вид физической активности максимально подходящий именно ему с учетом ценовой доступности и близости к работе или дому. Самым элитным клубом считается «Альфа Велнес», открытый летом этого года.
Достаточно высокий уровень развития потребительской инфраструктуры сочетается с плохой транспортной сетью. Транспортная сеть Красносельского района имеет перекосы, что выражается в хорошем транспортном сообщении внутри района и затруднением перемещения в другой район г. Санкт-Петербурга. Максимально затруднено сообщение с центром города. В наихудшем положении оказались южные микрорайоны, которые расположены в стороне от метро.
В принципе, через Красносельский район не проходит ни одна ветка, а ближайшие станции – это «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов» и «Кировский метро приводит к тому, что жителям Красносельского района приходится курсировать по нему лишь на общественном транспорте и коммерческих маршрутных такси. Наличие личного автомобиля положение не спасает, поскольку в час-пик возникают большие пробки, так как дорога сильно перегружена.
Открытие первой станции метрополитена в Красносельском районе запланировано на 2022 год. Станция будет носить название «Юго-Западная» и располагаться на пересечении проспекта Маршала Жукова с улицей Маршала Казакова. Это послужит началом развития «Красносельско-Калининской» ветки метрополитена.
На сегодняшний день транспортная система Красносельского района представлена двадцатью городскими и шестнадцатью пригородными автобусными маршрутами, семью трамвайными маршрутами и коммерческими маршрутными такси. В перспективе планируется открытие станций наземного метро, что значительно облегчит ситуацию на дорогах района и разгрузит транспортные магистрали.
Основные транспортные магистрали делятся на северо-восточную часть – проспект Ветеранов, Петергофское шоссе, Ленинский проспект, проспект Партизана Германа; в муниципальном образовании Володарском – Волхонское шоссе и Интернациональная улица; в муниципальном образовании Горелово – улица Коммунаров и Таллиннское шоссе; в городе Красное Село – проспект Ленина.
Красносельский район связан с Кировским через проспект Стачек, Петергофское шоссе, Ленинский проспект, проспект Маршала Захарова и улицу Маршала Казакова, а с Петродворцовым районом – с помощью Волховского шоссе и Железнодорожной улицы.
Предприятия и работа в районе
Здание Администрации Красносельского района
На территории Красносельского района расположено двадцать шесть крупных промышленных предприятий, одно научное, восемь строительных, три транспортных и три предприятия ЖКХ.
К крупнейшим промышленным предприятиям Красносельского района Санкт-Петербурга относятся – , «ЛЭМЗ», объединения «ЛенБытХим», «Контакт» и «Комплект», Красногородская бумажно-целлюлозная фабрика. Помимо основной деятельности «Электронмаш» и «ЛЭМЗ» сдают площади своих корпусов в аренду.
На территории района расположены следующие научно-исследовательские учреждения: НИИ Вакцин и сывороток, НИИ Транспортного машиностроения и НИИ Автоматизации промышленных строительных материалов.
Основными плательщиками налогов в районе являются следующие экономические агенты ЗАО «ОКС 01», ОАО «ЛЭМЗ», ЗАО «ЭЛСИ», ООО «Равиоли» и ЗАО «Чипита Санкт-Петербург». Перечисленные предприятия Красносельского района обеспечивают наибольшую часть налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. С каждым годом все больших успехов в увеличении объемов по выпуску продукции, помимо вышеперечисленных предприятий, достигают ООО «Петро», ОАО «Ферроприбор», ОАО ЭРМЗ «Спецтранс», ЗАО «Петронефтьспецконструкция», Филиал «, а также ООО «Нева-Ферит» и ОАО «НПП «Радуга».
Среди обрабатывающих производственных предприятий доминирует ООО «Петро». Оборот фирмы составляет чуть больше 23 миллиардов рублей, среднесписочная численность занятых составляет две тысячи человек.
Вышеперечисленные предприятия являются основными работодателями для населения Красносельского района. Многие из них содержат за счет собственного бюджета общежития квартирного типа, жилье в которых предоставляется работникам предприятий. Обычно общежития располагаются на охраняемой территории, в зоне доступности метро или общественного транспорта, следующего до станции метро. В связи с тем, что на территории района совсем небольшое количество офисов и бизнес-центров, многие люди выезжают на работу в другие районы города.
Криминальная обстановка
Касательно криминальной обстановки Красносельского района можно сказать, что она относительно благополучная, а район не лидирует в сомнительном первенстве г. Санкт-Петербурга по количеству правонарушений. Криминальная обстановка каждого отдельного района обуславливается несколькими факторами, среди которых главную роль играют место расположения, инфраструктура, ментальность и традиции населения, но и, безусловно, особенности работы местных подразделений полиции. Красносельский район находится на одном из последних мест «криминального рейтинга» и считается вполне безопасным.
Отделение полиции
Сегодня проблемные правонарушения в Красносельском районе – это автоугоны, особенно часто совершаемые из новых микрорайонов с вновь возведенными жилыми комплексами. Чтобы пресечь данные правонарушения и увеличить их раскрываемость сегодня устанавливаются камеры наружного наблюдения в Красносельском районе.
Новый полицейский автомобиль
Между тем на территории района был совершен ряд громких преступлений, которые получили широкий общественный резонанс. Совсем недавно в июне 2012 года был убит предприниматель, генеральный директор одной из коммерческих фирм города Санкт-Петербурга. Сорокалетний бизнесмен занимался сделками с металлопрокатом. Сегодня следственный комитет считает, что убийство было совершено на почве профессиональной деятельности предпринимателя. Издание «Фонтанка» сообщило, что убитый предприниматель являлся главой группы , которая была учреждена в 2007 году. «Восток» занимался производством и переработкой оцинкованной стали и различных марок сталей с покрытием, причем торгово-представительская сеть компании охватывает практически всю территорию России от Якутска до Санкт-Петербурга.
В 2008 году в Красносельском районе г. Санкт-Петербурга был убит сотрудник главного управления собственной безопасности Следственного комитета при прокуратуре России Дмитрий Марининов, который занимался расследованием преступлений банды Кирильчука, ранее работавшего в милиции. По информации правоохранительных органов Кирильчук занимался криминальной деятельностью именно в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Узнав о разработке его криминальной группировки сотрудниками полиции Кирильчук «заказал» убийство Марининова. Следственная группа провела обыски у членов банды Кирильчука и изъяла наркотические вещества, оружие и боеприпасы, а также доказательства причастности банды к убийству следователя Марининова. Предположительно, для расправы с Марининовым был нанят исполнитель, который до сих пор не найден.
Известный журналист А. Хинштейн опубликовал информацию, согласно которой сам следователь Марининов был причастен к деятельности криминальных группировок и даже носил прозвище Марине. Хинштейн выдвинул версию, что следователь был убит в результате разгоревшегося конфликта с наркодилером, который по происхождению являлся цыганским бароном.
Не обошли стороной Красносельский район и печальные правонарушения, связанные с попыткой избавиться от ребенка. Так, 17 августа в кустах у дороги был обнаружен новорожденный ребенок, укрытый полиэтиленовым пакетом. Ребенок был жив, его поместили в детскую больницу под присмотр врачей. Обнаружить мать или отца пока не удалось, а прокуратура проводит следственные мероприятия.
Безымянное озеро
Многие годы Безымянное озеро признавалось единственным в Санкт-Петербурге, пригодным для купания. В связи с продолжающимися работами по очистке, сейчас официально купаться в нём не рекомендуют. Несмотря на это, много людей приезжает в сезон отдохнуть на благоустроенном песчаном пляже. На одном из пляжей озера располагается кабельный вейк-парк. К слову, для того чтобы кататься на вейкборде, уметь плавать не обязательно. Рядом с озером есть волейбольная площадка, игровая и спортивная площадки для детей.
Достопримечательности района
В Красносельском районе расположен ряд достопримечательностей: Аллея Славы ВОВ, Аллея Славы звезд спорта, Дудергофские высоты и парк Нагорный в поселке Можайском, музей «Анны Ахматовой «Серебряный век».
Дудергофские высоты представляют собой холмы ледникового происхождения, состоящие из Ореховой и Вороньей гор. Ореховая гора является самой высокой точкой (176 метров над уровнем моря) в Санкт-Петербурге. На ней разбит красивый парк, где расположены здание бывшей больницы, развалины домов инвалидов и хлебного домика, старое кладбище, памятник крейсеру «Аврора». С горы Воронья (147 метров над уровнем моря) открывается изумительный вид на город. Дудергофские высоты значатся в реестре Всемирного значения, а Нагорный парк в поселке Можайском за свою уникальную растительность получил статус памятника культуры и природы.
Обелиск, Дудергофские высоты
Памятник крейсеру «Аврора», Дудергофские высоты
Красносельская Свято-Троицкая церковь является одной из старейших в Санкт-Петербурге. Была заложена в городе Красное Село по приказу Анны Иоанновны. Храм пережил все военные события в истории нашей страны и годы правления Советской власти. В 1995 году Красносельская Свято-Троицкая церковь была включена в число объектов культурного и исторического наследия, в качестве памятника архитектуры федерального значения. Для детей в храме работает воскресная школа и издается собственная приходская газета «Свеча». Сегодня Красносельская Свято-Троицкая церковь является центральным храмом Военного благочиния Санкт-Петербургской епархии.
Свято-Троицкая церковь после освобождения оккупированной территории
Свято-Троицкая церковь, г. Красное Село
Музей «Анны Ахматовой «Серебряный век» был открыт 26 лет назад и посвящен великой поэтессе и семье Гумилевых. В музее имеется 9 залов: «Царское», «Слепнево», «Бродячая собака», «Путешествие Н.С. Гумилева», «Петербург», «Реквием», «Комарово», «Поэма без героя», «Комната памяти», которые выстроены в хронологическом порядке. В музее можно полюбоваться раритетными эксклюзивными портретами Анны Ахматовой и Николая Гумилева, мебелью, фарфором, книгами с их автографами и книгами из личной библиотеки.
В Красносельском районе также расположены две Аллеи Славы. Одна из них посвящена героям и событиям Великой Отечественной войны. Сегодня сюда приходят жители района, чтобы почтить память людей, подаривших победу, и приводят своих детей с целью приобщить к истории страны и воспитать дух патриотизма. На этой аллее расположены памятники защитникам Ленинграда и обелиск, установленный на рубеже, где ленинградские войска «остановили германские полчища и заняли несокрушимую оборону». Ежегодно на Аллее проводится реконструкция боевых действий Великой Отечественной Войны.
Вторая Аллея Славы была торжественно открыта в сентябре 2010 года и посвящена звездам спорта СССР и России. Аллея располагается на территории лицея №509 Красносельского района и состоит из десяти звезд, на которых выгравированы имена великих спортсменов, в разное время прославивших отечественную спортивную школу.
Памятник Защитникам Ленинграда на Аллее Славы Красносельского района
Обелиск Защитникам Ленинграда, установленный на линии обороны. Красносельский район, Аллея Славы
Парк «Красное село» (Дворцовый)
Парк находится между улицами Ленина, 1-го Мая ил. Равенства. Сегодня это благоустроенная территория с красивыми старинными деревьями и аллеями для прогулок. На ней есть дорожки для пеших и велопрогулок, площадки со скамейками.
На территории верхней части парка открытая сцена. На ней проводятся городские праздники и мероприятия. За свою историю парк сменил 5 названий и сильно изменялся. В нём за разное время располагалось семь царских дворцов, к сожалению, до нашего времени они не сохранились.