Алзама́й — город в Иркутской области России. Образует Алзамайское муниципальное образование в составе Нижнеудинского района (с 2006).
Основан в 1897.
Город с 1955.
Население: 5749 человек (2020 год).
Площадь муниципального образования — 47 км2, собственно города — около 6 км2 (0,6 тыс. га).
Телефонный код: 39517.
Почтовый индекс: 665160.
Код ОКАТО: 25424505.
Код ОКТМО: 25628105001.
Катойконим: алзамайцы.
Глава муниципального образования — Александр Викторович Лебедев.
Из всех 22 городов Иркутской области Алзамай самый маленький — по численности населения, экономическому потенциалу и занимаемой площади.
История
Возник как посёлок при станции Алзамай Транссибирской железной дороги (станция открыта в 1899). Название возникло по соседней деревне Алзамай (ныне Старый Алзамай) на реке Алзамайчик.
В 1901 в пристанционном поселке возвели водокачку и водонапорную башню. В 1907 построили и освятили православную церковь во имя Святого Николая. В годы Гражданской войны в посёлке Алзамай проживало около 200 человек. В 1920-х открылись паровозное депо, Алзамайский пункт Нижнеудинского ЛТХ, химлесхоз треста «Востсибхимлесзаг». В годы Великой Отечественной войны в посёлок эвакуировали Днепропетровский стрелочный завод, который выпускал стрелочные переводы, необходимые железнодорожной магистрали для перевозок грузов на фронт.
В 1943 Алзамаю присвоен статус рабочего посёлка.
В мае 1955 посёлок Алзамай, который насчитывал к тому времени 14 тысяч жителей, был преобразован в город районного подчинения.
С 1945 по 1959 посёлок, а затем город являлся центром Алзамайского района Иркутской области.
До 2005 входил в состав муниципального образования «Город Нижнеудинск».
Читайте в Иркипедии:
- Алзамай // Историческая энциклопедия Сибири (2009);
- Алзамай // Большая Советская энциклопедия, 3-е изд. (1969-78);
- Старый Алзамай.
Алзамай. История и достопримечательности
Алзамай — город (с 1955 года) в Нижнеудинском районе Иркутской области России. До 2005 года входил в состав муниципального образования «Город Нижнеудинск», с 2006 года образует Алзамайское муниципальное образование. Алзамай находится в 92 километрах на границе Нижнеудинского и Тайшетского районов. Статус города получил в 1955 году, но годом основания Алзамая считается 1887-й, когда начались официальные изыскания по прокладке будущей трассы железнодорожной магистрали.
История города История города Алзамая начинается с истории села Старый Алзамай. Прокладка Московского тракта вызвала возникновение многих поселений вдоль него. Так в 1750 году на созданном тракте возникло поселение Алзамай. Это название связано с именем одного из выдающихся предводителей Хонгодоровского рода – Алзобе, Олзоны, Олзома – Алзамай.
На окружающей город территории в начале XVll века находилось поселение бурят – скотоводов. В одном из улусов жила семья, в которой росла дочь красавица Алзама. В честь ее был назван улус, а отсюда (вероятно) произошло название поселка (яма) Алзамай, перешедшее к названию железнодорожной станции. Точного перевода с бурятского языка на русский найти не удалось. Но удалось выяснить, что собственное имя Олзобе означает удачный трофей на охоте, добыча, «зама» — дорога, путь. Таким образом, можно считать, что Алзамай – это русифицированный топоним с бурятскими корнями, означающий дорогу к местам с удачной охотой.
В 18-19 вв. в селе Старый Алзамай жили богатые купцы. Был большой магазин. В конце 19-го века они пытаются по Московскому тракту искать покупателей на свои товары. К тому времени по территории будущего Алзамая уже прошла одноколейная железная дорога. Люди стали тянуться к будущей Транссибирской магистрали, поэтому население быстро росло. Первым переселенцем из Старого Алзамая был Иннокентий Колесов со своей семьей. Затем стали переезжать и другие. Сначала насчитывалось 17 домов. Селились в районе будущего вокзала. Точную дату введения в эксплуатацию станции Алзамай в архивах Иркутска не удалось установить. По заявлению Ф.В. Голубева в комиссию по восстановлению избирательных прав, он в 1882 году жил в с. Алзамай и начал работать в партии по разведке железнодорожной трассы от Тайшета до Нижнеудинска. Официально же изыскания по прокладке трассы начались позднее, 15 июня 1887 года. Именно в этом году Ф.В. Голубев поступает в штат, работает и живет уже на ст. Алзамай. Видимо, 1887 год следует считать годом основания Алзамая.
В 1897 году из Нижнеудинска пришел первый поезд. Это событие произошло, вероятно, во второй половине лета, поскольку рельсы были уложены в 1897 году от Красноярска до 838-й версты, и первый поезд в Нижнеудинск прибыл в сентябре 1897 года. Появились первые железнодорожники, которые селились вдоль железной дороги и Московского тракта. В 1901 году для снабжения паровозов водой возвели водокачку и водонапорную башню. Водонапорная башня была построена рядом с вокзалом, высотой 22 м, с баком емкостью 210 м3 воды. Воду в башенную емкость закачивали двумя локомобилями прямо из реки Топорок. На территории Алзамая было много болот, поэтому приезжающие начали обживать места по другую сторону железнодорожного пути. Население стало увеличиваться, уже насчитывалось около 50 дворов. Стала развиваться торговля. У многих богатых людей были свои лавки. Появилась мельница семьи латыша Эроп, на берегу Топорка в районе горы Мельничной. Сельчане приезжали сюда молоть зерно.
На месте существующего скверика с лиственницами у вокзала была построена небольшая церковь во имя Святого Николая. Все началось с того, что начальник станции И.А. Кон для верующих поселка выписал икону Святителя Николая и приказал установить ее в пассажирском здании вокзала. Дорожный мастер А.К. Шашкевич соорудил под икону приличный киот. Так перед иконой стали совершаться богослужения. И, все-таки, церковь была нужна. К ее возведению приступили с конца 1905 года на средства служащих железной дороги при энергичном участии начальника станции И.А. Кона. Церковь была одноэтажная и выкрашена масляной краской. Современники отмечали, что здание церкви было построено в готическом стиле. Кстати, такими были многие пристанционные церкви, возведенные в те годы. 29 июня 1907 года, церковь была освящена во имя Святого Николая и приписана к приходу Иннокентьевской церкви села Алзамай.
К началу Гражданской войны вокруг станции Алзамай проживало 174 жителя. По всей Сибири растянулись войска Колчака, чехов, румын. Карательные отряды рыскали в поселках. Многие жители Алзамая ушли в партизанский отряд. Председателем отряда был Блинов Архип Михайлович, телеграфистом и связным В.Т.Бурмакин, К.Е.Герасимов. Партизанам помогали жители поселка и дети. Один из них – А.П.Янополец. Сохранили и оберегают алзамайцы могилы двух партизанских разведчиков, схваченных белогвардейцами и повешенных на березе. Это родственники: И.Балыбердин (30 лет) и его племянник А.Иванцов (18 лет). В 1922 году, территория сельсовета с центром — станция Алзамай — входит в состав Иркутской губернии, Восточно-Сибирского края. Первым председателем Алзамайского сельсовета был назначен Василий Яковлевич Смородин, а первый председатель Алзамайского волостного совета депутатов трудящихся Г.И. Балакшин. С установлением Советской власти стали строиться магазины, паровозное депо, для производства шпал в 1925 году был организован Алзамайский пункт Нижнеудинского ЛТХ, в 1927 году, был организован химлесхоз (позднее ХЛХ) треста «Востсибхимлесзаг, в 1932 году появилась семилетняя школа.
В 1937 года, Алзамай вновь стал входить в состав Иркутской области. Примерно до присвоения населенному пункту статуса «рабочий поселок» станция Алзамай территориально входила в состав Алзамайского сельсовета с центром в селе Алзамай. Во время Великой Отечественной войны Сибирь сыграла немалую роль. Сибирские бригады отправлялись на фронт полностью экипированные. В Иркутскую область было эвакуировано 15 предприятий. В 1942 году в Алзамай был переброшен Днепропетровский стрелочный завод, который выпускал стрелочные переводы, так необходимые железнодорожной магистрали для перевозок грузов на фронт. Сейчас это ремонтно-механический завод.
На фронт из Алзамая ушли сотни жителей. На алтарь Победы положили свои головы 82 алзамайца. Их имена высечены на памятнике героям-землякам, павшим в Великую Отечественную войну. Однако, несмотря на все трудности военного времени, населенный пункт под названием Алзамай продолжал расти. В связи с эвакуацией стрелочного завода и созданием лесопромышленной базы, увеличивается число промышленных предприятий, расширяется социальная инфраструктура и административные функции. Населенному пункту, сформировавшемуся вокруг станции, был присвоен 5 марта 1943 г статус «рабочего поселка». Вероятно, с этого времени численность населения станции Алзамай резко увеличилась и превысила таковую в селе Алзамай, из которого продолжался отток населения. Сельсовет переносится из села в рабочий поселок Алзамай. До 1945 года рабочий поселок Алзамай входил в состав Нижнеудинского района. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 февраля 1945 года был образован Алзамайский район с центром в поселке Алзамай из территории сельских советов Нижнеудинского района: Алзамайского, Баравинокского, Катарминского и г. Алзамая; Тайшетского района: Калташинского совета.
Алзамайский район граничил на западе с Тайшетским, на юго-востоке Тангуйским, на севере Братским и Шиткинским, на юге — с Нижнеудинским районами. Площадь территории Алзамайского района составляла 12,5 тыс. кв. км, на которой, в основном, размещались лесные массивы и сравнительно небольшую часть составляли земли сельскохозяйственного назначения. В это время в городе располагалась районная редакция газеты «По ленинскому пути». В 1945 году был открыт гидрологический пост. В этом же году открылась городская библиотека. 15 сентября 1947 году, был принят Приказ по тресту Иркуттранслес о реорганизации Порогского лестранхоза и организации Алзамайского ЛПХ, в этом же году был организован лесхоз.
В 50-е годы расширяется в связи с развитием промышленных предприятий, возникновением новых и, соответственно, сети социально-культурных учреждений, а вместе с этим выросла численность населения. В 1953 году а Алзамае развернулось большое строительство. Возводилось новое паровозное депо. Стали строиться жилые многоквартирные дома возле станции, дом отдыха. Строительством занимались военнослужащие. Начало свою работу отделение связи. Ветераны помнят, как строили его своими руками, как валили лес, сами его возили, сами оббивали кирпич, делали фундамент, засыпали крышу. Свидетели и участники этих событий — Куликова Вера Ивановна, Шабаев Иван Егорович. Алзамай рос, здесь уже проживало 13,5 тысяч человек. Поэтому, в 1954 году Алзамайский исполком районного Совета депутатов трудящихся возбудил ходатайство перед Иркутским облиспокомом о преобразовании рабочего поселка Алзамай в город. И в мае 1955 года в Нижнеудинский район вошла часть территории Алзамайского района, а районный поселок Алзамай (14 тыс. жителей) стал городом районного подчинения.
Выгодное географическое положение и наличие лесных ресурсов определили его производственный профиль и рост как города с присущей инфраструктурой. Алзамай стал считаться городом лесников и лесного хозяйства. Вся его жизнь была связана с лесной промышленностью. Ремонтно-механический завод восстанавливал лесозаготовительную технику, в Присаянской тайге вел заготовку леса Алзамайский леспромхоз производственного объединения «Тайшетлес» (сейчас это частное предприятие), леспромхоз треста «Востсибхимлесзаг», Иркутский леспромхоз комбината «Узбеклес». Лес, лесоматериалы, живица вывозились далеко за пределы города, области и даже страны. Будущее города связывали с дальнейшим развитием индустрии. Сегодня лесом занимаются в основном частные предприниматели.
9 октября 2005 прошли первые выборы Главы города и депутатов первой городской Думы. Главой городского поселения был избран Лебедев Александр Викторович. Председатель городской Думы — Чугунова Виктория Феликсовна. Депутаты: Потапов С.А., Сорокина А.Е., Винник Е.А., Гапонько Н. Н., Бондарь В.Н., Дробышев С.А., Морженакова Л. Ф, Костенко Т.Ю., Романов А. А. С января 2006 года, Алзамай является Алзамайским муниципальным образованием и входит в состав Нижнеудинского района. 1 марта 2007 года вышло решение Думы Алзамайского муниципального образования «Об утверждении Положения о гербе Алзамайского муниципального образования» на основании Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с Уставом Алзамайского муниципального образования. В «Вестнике Алзамайского муниципального образования» от 23 марта 2007 года было опубликовано Положение о гербе Алзамайского муниципального образования, утвержденное решением Думы, с изображением герба и геральдическим описанием.
Сегодня в Алзамае открыты школы и больницы. Бесперебойно работает ремонтно-механический завод, лесхоз, железная дорога. Есть Культурно-спортивный комплекс, кинотеатр «Сибиряк», Дом детского творчества, музыкальная школа. Частные предприниматели строят и открывают магазины, аптеки, кафе, салоны. Город постепенно приобретает современное лицо.
Рельеф и климат
Рельеф. Поселение Алзамай расположено в долине небольшой извилистой речки Тоиорок (правый приток Бирюсы) на высоте около 300 м над уровнем моря. Его окрестности представляют собой лесистую территорию с пригодными для сельскохозяйственной деятельности участками (основная их часть освоена в период столыпинской аграрной реформы). К западу и востоку от Алзамая начинаются холмистые возвышенности водоразделов рек Бирюсы и Уды. На юго-западе видны отроги Восточного Саяна.
Климат. Среднемноголетняя продолжительность безморозного периода в Алзамае составляет 91 день. Первые заморозки фиксируются 6 сентября, последние — 5 июня.
Среднемесячная температура января -20,6″С (абс. -51 °С, июля + 18,4 °С (абс. +38 °С). Среднегодовая температура -1,2 °С.
Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков равна 473 мм, из этого количества на май — август приходится 53 %.
Облик поселения
Алзамай почти полностью одноэтажный. Имеется несколько трех- и пятиэтажных зданий в центре города. На его окраинах можно встретить бревенчатые избы, построенные в начале прошлого века. За городом видны очертания корпусов разорившегося завода по производству силикатных материалов. Водопроводом, канализацией и центральным отоплением оснащено всего несколько зданий. Централизованное горячее водоснабжение отсутствует.
В кризисные 1990-е годы городок обветшал, а у людей пошатнулась вера в лучшее будущее. Сейчас положение меняется. Алзамай постепенно оживает. Совместными усилиями населения, администрации муниципального образования и предприятий ведется его благоустройство: более чистыми становятся улицы, устанавливаются фонари, приведены в порядок памятники погибшим на фронтах, строится церковь, проводится озеленение, организуются спортплощадки.
Компактность и удаленность Алзамая от областных и районных центров придают ему особый провинциальный колорит. У приезжающих из более крупных городов создается впечатление, что время здесь остановилось. Везде царит непривычное спокойствие. И только проносящиеся по Транссибу поезда и телевизор напоминают, что где-то кипит жизнь. Городок по-своему очарователен. Летом здесь буйство зелени и цветов, а зимой много снега и настоящий сибирский мороз. Здесь живут прекрасные люди, способные понять и помочь в трудную минуту.
Экономика Алзамая
Главной отраслью экономики города стало обслуживание железной дороги, благодаря которой город и возник. Ремонтно-механический завод в Алзамае занимается производством нестандартного железнодорожного оборудования, а также изготовлением тележек для укладки рельсовых петлей, оборудования для перевозки шпал и выпуском котельного оборудования из чугуна. Не менее важной отраслью экономики стало лесное хозяйство. Алзамайский лесхоз ведет в районе лесозаготовки, деревообрабатывающая промышленность в городе неразвита, поэтому сырье из города по железной дороге отправляется на другие предприятия.
До недавнего времени в районе работал силикатный завод, специализирующийся на производстве силикатного кирпича и некоторых других материалов для строительства. Сегодня завод, как и некоторые другие предприятия города, закрыт, что не может не указывать на экономический упадок. Многие из отраслей экономики города продвигаются силами частных предпринимателей, к примеру, сельское хозяйство города почти полностью представлено частными фермерскими хозяйствами. Также вблизи города ведется разработка месторождения кварцевого формовочного пески и гравийно-песчаной смеси.
Алзамай стал известен многим, по фантасмагорическому произведению известного Советского и Российского писателя – фантаста Владимира Васильева, описавшего в романе «Волчья натура» события, якобы происходящие в городе. Известен город и тем, что является самым маленьким по площади, численности и экономическим показателям, населенным пунктом в Иркутской области.
Достопримечательности Алзамая
В центре города стоит памятник воинам, которые погибли в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
Старая водонапорная башня и сооружение самой водокачки, представляет собой образец старинного, инженерного сооружения и датируется 1901 годом. Высота башни составляет 22 метра, а объем воды резервуара 210 кубических метров. У железнодорожного вокзала, в сквере, выстроена церковь. Возведение было начато в 1905 году на пожертвования железнодорожников и закончено в 1907. По улице Черняева, находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Из Алзамая родом погибший герой ВОВ Черняев Виктор Васильевич. Городская школа названа именем Марии Габелковой, которая героически погибла на войне, взорвав себя вместе со складом боеприпасов. Уроженцы Алзамая, стали участниками парада победы на Красной площади – это Фарах Султанович Ахметов и Николай Филатович Бранков. В память павшим героям – землякам, в городе стоит стела, на которой высечены имена 82 погибших.
География
Город расположен в Восточном Саяне, в долине небольшой извилистой речки Топорок (правый приток Бирюсы) на высоте около 300 м над уровнем моря, в 598 км к северо-западу от Иркутска, в 75 км от Нижнеудинска.
Смотрите в Иркипедии: Топокарта квадрата N-47-A (Алзамай, Тайшет, река Бирюса)
Отрывок, характеризующий Алзамай
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история. Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии. 5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира. День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные. Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза. Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело. Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой. – Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка. – А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него. Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них. – Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь. – Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он. – Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском. – Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса… И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам. В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь. – А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Транспортная доступность
Через Алзамай проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автодорога Р258 «Байкал» (Новосибирск—Иркутск). С момента прокладки Транссибирской магистрали в Алзамае действует железнодорожная станция. Кроме того, Алзамай соединён грунтовой автодорогой с посёлком Чунским (административным центром Чунского района). Дорожная сеть в Алзамайском муниципальном образовании составляет 120 км.
Расстояние от Алзамая до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по ж/д | по автодороге | |
Алзамай | — | — |
Тайшет | 71 | 67 |
Нижнеудинск | 92 | 90 |
Тулун | 209 | 213 |
Вихоревка | 340 | 417 |
Зима | 348 | 346 |
Братск | 364* | 438 |
Черемхово | 468 | 463 |
Красноярск | 489 | 436 |
Усолье-Сибирское | 531 | 536 |
Ангарск | 559 | 567 |
Иркутск | 598 | 611 |
Железногорск-Илимский | 626 | 699 |
Усть-Кут | 794** | 807 |
Усть-Илимск | 861 | 698 |
Улан-Удэ | 1054 | 1061 |
*До станции Анзёби.
**До станции Лена.
Карта
Алзамай: фото из космоса (Google Maps)Алзамай: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Алзамай. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Тайшет | 58 (67) | СЗ |
2 | Бирюсинск | 69 (76) | СЗ |
3 | Нижнеудинск | 75 (90) | Ю |
4 | Лесогорск | 77 () | СВ |
5 | Юрты | 84 (98) | СЗ |
6 | Чунский | 85 (188) | СВ |
7 | Нижняя Пойма (Красноярский край) | 113 (128) | СЗ |
8 | Нижний Ингаш (Красноярский край) | 151 (178) | СЗ |
9 | Тулун | 163 (213) | ЮВ |
10 | Вихоревка | 168 (468) | В |
11 | Иланский | 179 (206) | СЗ |
12 | Братск | 196 (438) | В |
13 | Канск | 198 (228) | З |
14 | Ирбейское (Красноярский край) | 202 (318) | З |
Краткая характеристика
Город расположен в Восточном Саяне, на р. Топорок (бассейн Ангары). Ж.д. станция на Транссибирской магистрали.
Территория (кв. км): 47
Информация о городе Алзамай на русском сайте Википедии
Исторический очерк
Возник как посёлок при станции Алзамай (открыта в 1899); название по соседней деревне Алзамай (ныне Старый Алзамай) на р. Алзамайчик. Первичен, видимо, гидроним в форме Алзамай. Его буоятская форма Олзома предположительно связывается с именем Олзобэ, легендарного предводителя бурятского народа, возглавившего в 17 в. его перекочёвку из Монголии в Прибайкалье.
Рабочий посёлок Алзамай с 1943 г. Город с 1955 г.
Экономика
Деревообрабатывающий комбинат, ремонтно-механический завод и другие предприятия.
В районе Алзамая — лесозаготовки.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1959 | 13.1 | 2000 | 8.7 | 2010 | 7.1 | 2017 | 6.0 |
1970 | 10.6 | 2001 | 8.7 | 2011 | 6.7 | 2018 | 5.9 |
1979 | 9.3 | 2003 | 7.4 | 2012 | 6.6 | 2019 | 5.8 |
1989 | 9.0 | 2005 | 7.3 | 2013 | 6.5 | 2020 | 5.7 |
1992 | 9.1 | 2006 | 7.2 | 2014 | 6.3 | 2021 | 5.7 |
1996 | 9.0 | 2007 | 7.2 | 2015 | 6.2 | ||
1998 | 8.8 | 2008 | 7.1 | 2016 | 6.1 |
Городская инфраструктура
Улицы
1-я Подгорная, 2-я Заречная, 2-я Линейная, 2-я Луговая, 2-я Подгорная, 2-я Речная, 3-я Подгорная, 4-я Подгорная, 40 лет Победы, 4584 км, Алтайская, Апашетская, Береговая, Берёзовая, Блинова, Боровая, Бурмакина, Вокзальная, Габелковой, Заводская, Западный Переезд, Заречная, Зелёная, Интернациональная, Карьерная, Кедровая, Ключевская, Колхозная, Комсомольская, Лесная Лестранхозная, Линейная, Ломоносова, Луговая, Мельничная, Механизаторская, Мечты, Молодёжная, Некрасова, Новая, Октябрьская, Параллельная, Парашютная, Парковая, Партизанская, Первомайская, Песочная, Песчаный Карьер, Петровская, Пионерская, Подгорная, Подсобное хозяйство, Полевая, Пролетарская, Профсоюзная, Пушкина, Рабочая, Речная, Ручейная, Садовая, Северная, Сенная, Сибирская, Сидоренко, Советская, Совхозная, Солнечная, Сосновая, Степная, Тепличное хозяйство, Топорочная, Трактовая, Черняева, Школьная, Юбилейная, Южная.
Переулки
Базарный, Берёзовый,Болотный, Заготзерно, Кольцевой, Оконечный, Совхозный, Сосновый, Парковый, Почтовый, Погарцева, Школьный.
Население
Динамика численности населения
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2005 |
13 060 | 10 630 | 9270 | 9029 | 9000 | 8800 | 8700 | 8700 | 7383 | 7300 |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
7200 | 7200 | 7100 | 7133 | 6730 | 6705 | 6620 | 6451 | 6313 | 6189 |
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||
6136 | 6040 | 5908 | 5811 | 5749 |
Примечания
- ↑ 12
www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года - ↑ 1234
[alzamai.ru/city/history.php История] - [www.etomesto.ru/map-genshtab_n-47/?z=1&x=98.66436&y=55.555073 N-47 карты Генштаба СССР. Тулун]
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus59_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOghWC9 Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus70_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOiMstp Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу.] (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. [www.webcitation.org/6GDOjhZ5L Архивировано из первоисточника 28 апреля 2013].
- [demoscope.ru/weekly/ssp/rus89_reg2.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения]. [www.webcitation.org/617x0o0Pa Архивировано из первоисточника 22 августа 2011].
- ↑ 12345678
www.MojGorod.ru/irkutsk_obl/alzamaj/index.html Народная энциклопедия «Мой город». Алзамай - [www.perepis2002.ru/ct/doc/1_TOM_01_04.xls Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более]. [www.webcitation.org/65AdCU0q3 Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012].
- [www.gks.ru/bgd/regl/B09_109/IssWWW.exe/Stg/d01/tabl-21-09.xls Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года]. Проверено 2 января 2014. [www.webcitation.org/6MJmu0z1u Архивировано из первоисточника 2 января 2014].
- [195.46.100.221/vpn2010/DocLib/totals-vpn2010-2.pdf Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Иркутской области]. Проверено 23 сентября 2013. [www.webcitation.org/6JqAskf9l Архивировано из первоисточника 23 сентября 2013].
- ↑ 12
[www.irkobl.ru/sites/economy/Anticorrup_ekspertiza/statistika.doc Численность населения по муниципальным образованиям на 1 января 2012 года : стат. бюл. / Иркутскстат. – Иркутск, 2012. – 81 с.]. Проверено 24 сентября 2016. [web.archive.org/web/20160306103555/irkobl.ru/sites/economy/anticorrup_ekspertiza/statistika.doc Архивировано из первоисточника 24 сентября 2016]. - [www.gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов)]. Проверено 16 ноября 2013. [www.webcitation.org/6LAdCWSxH Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2014/bul_dr/mun_obr2014.rar Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года]. Проверено 2 августа 2014. [www.webcitation.org/6RWqP50QK Архивировано из первоисточника 2 августа 2014].
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2015/bul_dr/mun_obr2015.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года]. Проверено 6 августа 2015. [www.webcitation.org/6aaNzOlFO Архивировано из первоисточника 6 августа 2015].
- с учётом городов Крыма
- [www.gks.ru/free_doc/doc_2016/bul_dr/mun_obr2016.rar Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года. Таблица «31. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года». RAR-архив (1,0 Mб)]