Саранск капромантичный — великое наследие российской архитектуры 2000-х


В Российских городах можно смотреть не только царскую архитектуру или советское наследие: конструктивизм, сталинский ампир или модернизм позднего СССР. В некоторые города надо приезжать, чтобы увидеть современную архитектуру капиталистического романтизма (капром). Искусствоведы называют ее уродливыми пародиями, градозащитники предлагают снести, но эта архитектура уже есть и еще долго будет с нами. Рассказываем про архитектуру 2000-х на примере Саранска — возможно, одного из самых важных городов российского капрома.

Небольшая столица Мордовии Саранск — одно из ключевых мест в России, где архитектура капрома формирует облик города. В Саранске практически не осталось дореволюционных зданий, а весь центр застроен в последние 20 лет. Поэтому в Саранск можно приезжать, чтобы увидеть, как такая архитектура выглядит в естественной среде, не вторгаясь в историческую застройку (то, чего мы так не любим).

«Заповедник безвкусной архитектуры» — примерно такие ассоциации вызывает Саранск, особенно если вы подписчик блогера Ильи Варламова. Он включал столицу Мордовии в список худших городов России. А в 2022 году дизайнер Тёма Лебедев назвал Саранск «столицей уебищной архитектуры». Этого солидного статуса уже достаточно, чтобы бросить всё и срочно взять билет в один конец. Потому что — если без шуток, то внушительное наследие 2000-х годов в Саранске значимо в общероссийском масштабе и требует не срочного сноса, а бережного сохранения.

Автор телеграм-канала «Клизма романтизма» и проповедник архитектуры 2000-х Александр Семёнов расскажет, как приехать в Саранск и кайфануть от современной архитектуры, а не кричать: «Ужас, ужас, хочу обратно в Питер».

Подкаст «Тоже Россия» делал выпуск про российскую архитектуру 1991–2008 годов с авторами канала «Клизма романтизма».

Капром — что это вообще такое

К концу 1970-х годов архитектура многих развитых стран входит в эпоху постмодернизма. Накопившаяся усталость от утилитарности и принципиальной идейности модернизма послужила толчком к формированию новой архитектурной философии. Мастера вновь активно обращаются к историческому наследию, но в совершенно нетривиальной и игривой манере переосмысляют его. Выстраивание многочисленных ассоциаций, деконструкция, показательный символизм, запутывание, игра — основа творческого метода постмодернистов.

В Советском Союзе постмодернистские тенденции в архитектуре проявляются уже ближе к концу 1980-х годов. А в начале 1990-х, с приходом рыночной экономики и развалом прежних устоев, они расцветают в полную силу. Результаты долгого воздержания мы теперь видим по всей территории бывшего СССР.

У нас выходил большой текст про одно из самых знаковых постмодернистских зданий СССР — театр драмы в Великом Новгороде.

До недавнего времени у отечественной архитектуры постмодернизма не было специального названия, что порождало множество народных вариаций: фекализм, стаканизм, лужковщина и прочее. Но несколько лет назад архитектор Даниил Веретенников, искусствовед Александр Семёнов и урбанист Гавриил Малышев предложили альтернативу — капиталистический романтизм, или, сокращенно, капром. Позже они стали основателями популярного телеграм-канала об архитектуре капрома — «Клизма романтизма». Таким образом они попытались институализировать специфическое российское направление постмодерна. Чтобы можно было говорить про эту архитектуру с точки зрения ее культурной ценности, а не резких оценочных суждений.


Торговый в типичном лужковском стиле построили в в 1999 году в самом центре Москвы, недалеко от Красной площади. Фото: Ludvig14 (CC BY-SA 3.0)

Градообразующий капром. Как формировался центр Саранска

В процессе исследования капрома авторы «Клизмы» пришли к выводу, что у него есть множество региональных особенностей. По всей территории России строили очень разную архитектуру. От других городов сильно отличается Саранск с его особенным вайбом, сформировавшимся в 2000-е годы.

За 100 лет Саранск вырос из небольшого городка населением чуть больше 15 тысяч до главного города Республики Мордовия с 300 тысячами человек. Первые значительные трансформации в городе произошли после 1934 года, когда он стал столицей Мордовской АССР. В Саранске начали сносить дореволюционные здания и менять планировочную структуру. На месте малоэтажной застройки появлялись помпезные Дома культуры, заводы, многоквартирные дома. Саранск так и мог бы войти в 2010-е, сохраняя свое пусть и увядающее, но достойное советское лицо, но судьба распорядилась иначе.

Второй революционный скачок происходит в начале 2000-х годов. Для города это сытый сырьевой период, когда нефть стоила 80–100 долларов за баррель. Масштабное строительство позволило до неузнаваемости изменить центр города. Первым ростком стал монументальный собор Святого Феодора Ушакова, который открыли летом 2006 года. Ради его строительства снесли конструктивистскую гостиницу «Центральная» и неоклассический кинотеатр «Октябрь». Далее последовали не менее масштабные сносы и реконструкции по всему городу. Не совсем понятно, на какие деньги строили десятки новых зданий и благоустраивали город. Есть несколько теорий. Самая очевидная — финансирование масштабного изменения города крупными строительными компаниями. А другая — показать новостройками и свежими фасадами, что город развивается, не решая при этом фундаментальных проблем.

Очередная волна строительства захлестнула Саранск в 2010-е годы, когда утвердили, что небольшой город будет принимать матчи Чемпионата мира по футболу 2022 года. Но эту архитектуру мы относим уже к другой эпохе — метамодернизма. Игривые, часто запутанные, сугубо контекстуальные формы и локальные мотивы капрома 1990-х — 2000-х сменяются упрощенно-геометрическим подходом, местное уступает интернациональному. Это заметно и по общему пуританскому решению стадиона «Мордовия Арена», и по прилегающим к нему кварталам.

Подведём итоги

Саранск — культурная столица республики, которую не стыдно показать иностранцам. Несмотря на то что город сравнительно небольшой, он помещает в себя многие интересные достопримечательности.

Редакция most-beauty.ru просит вас написать в комментариях какие ещё достопримечательности Саранска вы бы включили в наш список.

Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в сентябре 2022 года.

Соперничество с Казанью

А вы знали, что машину времени уже изобрели в Мордовии больше десяти лет назад? Объясняем: в 1985 году к знамени Мордовской АССР прикрепляют орден Ленина в честь 500-летия вхождения республики в состав России. На церемонии при полном параде присутствует первый секретарь Мордовского областного комитета ВЛКСМ Николай Меркушкин. Он же спустя 27 лет в статусе главы республики подготовит масштабные празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства, которое отпраздновали в 2010-м. Но несколько месяцев не дотянет на посту до заветного дня. Такой скачок во времени может показаться странным только тем, кто не знаком с темпами строительства в Саранске. Еще раз: в 1985 году — 500 лет, через 25 лет, в 2010-м — 1000. Шах и мат, Марти Макфлай!

В сытые нулевые у Саранска не только появились деньги на масштабное обновление, но и укрепились амбиции — город непременно хотел стать центром финно-угорских народов. На это почетное звание могли претендовать и другие крупные города этнически схожих регионов: Йошкар-Ола, Ижевск, Ханты-Мансийск, Сургут, Сыктывкар. Но Саранск, кажется, всех переиграл. Здесь даже есть крупный формальный центр — основная поволжская организация культур финно-угорцев. Такой важный статус требовал соответствующего внешнего облика. Тем более, соседняя Казань — татарский центр — вызывала зависть своими масштабными проектами. Местные СМИ утверждают, что руководство Саранска регулярно оглядывалось на своего более крупного соседа и старалось соответствовать.

Гонка началась в 2005 году — когда в Казани заканчивают строительство главной мечети Кул-Шариф. А в Саранске в следующем году вырастает крупнейший кафедральный собор региона. В середине 2000-х столица Татарстана празднует 1000-летие, а к началу 2010-х столица Мордовии подготавливает 1000-летие куда более важное — десять веков единения мордвы с народами России. Казань принимает Универсиаду. Значит, свою долю в Чемпионате мира по футболу урвет Саранск. Проведение матчей в столице Мордовии удивило всех, и это активно обсуждали — Саранск получил порцию всероссийского хайпа.

Природные достопримечательности

Озеро Инерка

Координаты: 54.063067, 45.887104 Как добраться: находится в 17 км от села Большие Березники

Максимально глубина озера достигает двенадцати метров, зато его протяженность в длину составляет около трех километров. В него впадает река Сура.

6 марта 1983 года озеро приобрело статус природного памятника республиканского значения, поскольку в нем обитает множество видов рыб и других обитателей подводного мира; по берегам озера гнездятся водоплавающие птицы, занесенные в Красную Книгу.

Хвойные и лиственные леса, окружающие озеро, богаты грибами и ягодами. Здесь хорошее место для охоты и рыбалки. Также каждое лето здесь на берегу проходят соревнования по автогонкам.

Мордовский государственный заповедник

Адрес: поселок Пушта Темниковского района Телефон: 8 (8344) 52‑96-35 Сайт: zapoved-mordovia.ru Режим работы: 08:00 – 17:00 пн-пт, сб, вт – выходные дни Стоимость: вход свободный Как добраться: автобусом до города Темников

Природный объект был открыт 5 марта 1936 года. Его учредили в честь зоолога и эколога П. Г. Смидовича. Здесь произрастают ценные породы деревьев и кустарников, а также проживают исчезающие популяции животных и птиц.

Летом 2010 года большая часть заповедника пострадала от пожара, разгоревшегося из-за аномальной жары. Пострадало более 12 тысяч гектаров леса, и погибли многие представители местной флоры и фауны.

Особенности национального капрома. В чем своенравность Саранска

В Республике Мордовия, по данным за 2010 год, около 40% населения причисляло себя к мордве

финно-угорскому этносу. Не удивительно, что в Мордовии этническая составляющая сильно влияет на разные стороны культурной жизни, и в том числе на архитектуру. Контрастное сочетание ало-свекольного с белым, открытое и завуалированное применение финно-угорских орнаментальных элементов — это и про локальное, и про национальную самоидентификацию. Эти особенности встречаются и на советских зданиях, и на современной архитектуре.

Один из важных драйверов саранских преобразований — человеческий фактор. В Саранске это Николай Меркушкин — глава республики с 1995 по 2012 год. Именно при нем в городе появилось большинство зданий, заставляющих знаменитых блогеров нервно подергиваться от эстетического шока. Ходят слухи о непосредственном влиянии Меркушкина на архитектурный образ города: Музыкальный театр имени Яушева по первоначальному проекту должны были покрасить в бежевый. Но глава республики счел его недостаточно мордовским, и пришлось заменить на уверенный красный. Но мало кто знает, что есть еще один Меркушкин — Александр, старший брат Николая, заслуженный строитель России и Мордовии. Он курировал создание основных городских доминант: собора Феодора Ушакова, реконструированного первого корпуса МГУ, Дома финансов, 12 гимназии, множество жилых кварталов и других построек. В общем, Саранск для Меркушкиных — это семейный бизнес.

Про большие амбиции и широкие связи семьи и друзей Меркушкина в 2017 году подробно писала «Новая газета». Здесь мы только добавим, что по уровню претензий бывший глава Мордовии не сильно отличается от своих коллег по регионам. Архитектурная сублимация — это скорее поволжский тренд, нежели исключение. Взять хотя бы бывшего главу Марий Эл Леонида Маркелова, который превратил Йошкар-Олу в подобие итальянского города эпохи Возрождения. Отличие Николая Меркушкина только в том, что он привнес больше народных мотивов в архитектуру.

Про республику Марий Эл и ее столицу — Йошкар-Олу у нас выходил большой путеводитель.

Центр Саранска напоминает выставку архитектурных достижений, где каждое здание никак не связано с соседним и старается манифестировать свои собственные принципы. Как и подобает выставочной архитектуре, сделаны они на скорую руку из недолговечных материалов. Основная их функция — демонстрация столичности.

Интересно также, что в интернете сложно найти информацию про конкретных архитекторов, спроектировавших городские постройки. В общем доступе есть информация, что ко многим из них причастен ООО «Саранскгражданпроект», которым с 2004 по 2016 год руководил Сергей Ходнев. Кстати, в 2022 году Владимир Путин присвоил Ходневу звание Заслуженного архитектора Российской Федерации за «заслуги в области архитектуры и многолетнюю плодотворную работу». Но специально для «Самокатуса» автору статьи удалось узнать архитекторов проектов, представленных в публикации.

Попробуем на примере конкретных объектов понять, в чем заключается своеобразность местного капрома.

Историко-культурные памятники

Национальный парк «Смольный»

Адрес: поселок Смольный, ул. Тополей, д. 11А Телефон: 8 (8343) 32‑74-65 Сайт: zapoved-mordovia.ru Режим работы: 00:00 – 00:00 пн-вс, вт – выходной день Стоимость: входной билет от 100 рублей

Расположен в Ичалковском и Больше-Игнатовском районах республики, рядом с рекой Алатырь. Еще на территории парка протекают реки Калыша и Язовка, сливающиеся с Алатырем.

Парк был открыт в марте 1995 года. В настоящее время его площадь составляет более тридцати шести гектаров, на которых растут широколиственные и хвойные леса. В парке водятся представители фауны, находящиеся под охраной из-за угрозы вымирания. Местами территория парка болотистая.

В парке ежегодно устраиваются научные форумы и проводятся исследовательские экспедиции, направленные на изучение жизнедеятельности местных обитателей.

Здесь реализуются многие социальные проекты республиканского и общероссийского уровней.

Ценность такой архитектуры и за что ее любить

В 20 веке российская архитектура претерпела множество изменений. Орнаментально насыщенный модерн сменился конструктивизмом со строгими формами и без декора. Затем

переосмысление классики во время правления Сталина и последующая борьба с излишествами в период «оттепели». Модернистская утилитарность брежневского застоя ближе к 1980 годам разбавляется робким советским постмодернизмом, игрой со смыслами и формами. А развал социалистической системы и переход к рыночной экономике породили уверенное направление постсоветского постмодернизма

капиталистический романтизм.

Ближе к началу 2000-х в разных районах России и бывших стран социалистического лагеря формируются региональные разновидности капрома. В Беларуси — агроренессанс, в Москве — лужковский стиль. Питер отметился стаканизмом, названным в честь бывшей губернаторки. В Саранске свой вайб — народно-столичный, соединяющий радужную деревенскую колористику с классической строгостью.

С точки зрения принятой эстетической нормативности архитектуру Саранска вполне можно назвать безвкусной. Но социально-культурная и политическая значимость центра, перестроенного в стилистике капрома, поражает. Это очень яркое отражение своего времени. Материальное воплощение сытых нулевых с примесью мордовской идентичности.

Эпоха капиталистического романтизма прошла. В некоторых регионах еще чувствуется ее остаточное влияние, но общие архитектурные тенденции убедительно показывают, что вектор вновь указывает в сторону большей утилитарности и упрощения. Никто не вернется в 2000-е, постройки того времени неповторимы. Поэтому с культурной точки зрения они не менее значимы, чем любая другая историческая архитектура. Перефразируя культовые слова Леонида Парфёнова, можно сказать, что Саранск — это то, без чего нас невозможно представить, еще труднее — понять.

  • Автор путеводителя: Александр Семёнов
  • Фотографии: Александр Семёнов, Миша Митюков

Подписывайтесь на нас в соцсетях: телеграм-канал, Вконтакте, Фейсбук, Яндекс.Дзен, Инстаграм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]