Town in Irkutsk Oblast, Russia
Бирюсинск Бирюсинск | |
Город [1] | |
Вид на Бирюсинск | |
Флаг Герб | |
Расположение Бирюсинск | |
Бирюсинск Расположение Бирюсинск Show map of Russia Бирюсинск Бирюсинск (Иркутская область) Show map of Irkutsk Oblast | |
Координаты: 55 ° 58’N 97 ° 50’E / 55.967°N 97.833°E / 55.967; 97.833 Координаты : 55 ° 58’N 97 ° 50’E. / 55.967°N 97.833°E / 55.967; 97.833 | |
Страна | Россия |
Федеральный субъект | Иркутская область [1] |
Административный район | Тайшецкий район [2] |
Основан | 1897 г. |
Статус города с | 1967 |
Высота | 300 м (1000 футов) |
численность населения ( Перепись 2010 г. ) [3] | |
• Общий | 8 981 |
• Оценивать (2018) [4] | 8 497 ( -5,4% ) |
Муниципальный статус | |
• Муниципальный район | Тайшетский муниципальный район [5] |
• Городской поселок | Бирюсинское городское поселение [5] |
• Капитал из | Бирюсинское городское поселение [5] |
Часовой пояс | UTC + 8 ( MSK + 5 [6] ) |
Почтовый индекс [7] | 665050–665053 |
Код (а) набора | +7 39563 |
ОКТМО ID | 25636105001 |
Интернет сайт | www .biryusinsk .ks8 .ru |
Бирюсинск
(русский: Бирюсинск , IPA: [bʲɪrʲʉsʲinsk] ) является город в Тайшетский район в Иркутской области , России , расположенный на правом берегу реки Бирюса ( Ангара «s бассейна ), 682 км (424 миль) к северо — западу от Иркутска , административный центр в области . Население: 8 981 человек ( перепись 2010 года ) ; [3] 10 004 ( перепись 2002 г. ) ; [8] 12 066 ( перепись 1989 г.) . [9]
Ранее он назывался Суйетиха
(до 1967 г.).
История
В 1897 при строительстве Великого Сибирского железнодорожного пути был основан разъезд Суетиха (первое упоминание относится к 1894). У реки Бирюсы были построены первые казённые бараки-казармы, в которых и жили рабочие дороги. Название разъезда возникло от протекающей неподалёку реки Суетихи. До 2007 Бирюсинск административно был подчинён Тайшету.
Некоторые события истории Бирюсинска
Год | Событие |
1897 | При строительстве Транссибирской магистрали создан разъезд Суетиха |
1899 | Вокруг разъезда сформировалось небольшое поселение |
1912 | Пущена первая пилорама. Построен первый кирпичный завод. |
1927 | Создаётся новое крупное лесопильное производство |
1929 | Вступил в строй второй четырёхрамный лесопильный завод |
1932 | Открыты детский сад и семилетняя школа |
1933 | Построены клуб им. Парижской коммуны и здание вокзала |
1934 | Село Суетиха преобразовано в рабочий посёлок |
1938 | Открыта средняя школа (№ 6) |
1940 | В лесопильном производстве посёлка занято около 1 тыс. человек |
1943 | Принято решение о развитии в СССР гидролизной промышленности. Данное решение оформлено соответствующим решением Совнаркома СССР от 3 мая 1943. Этот документ стал основой для проектирования и возведения Бирюсинского и Тулунского гидролизных заводов. |
1946 | Утверждено проектное задание на строительство гидролизного завода мощность в 500 тыс. дал. спирта и 1 тыс. т. дрожжей в посёлке Суетиха. |
1947 – 1952 | Период строительства гидролизного завода |
1952 | Произведена первая продукция – этиловый спирт. |
1952 | В посёлке открыта библиотека |
1953 | Гидролизный завод вышел на проектную мощность, производя этиловый спирт и кормовые дрожжи |
1955 – 1956 | Разработано и утверждено новое проектное задание, предусматривавшее расширение и модернизацию действующего гидролизного производства |
1956 | Сдана в эксплуатацию ещё одна средняя школа (№ 16) |
1957 | Построено новое (кирпичное) здание больницы |
1961 | Открыты детская библиотека и ещё одна начальная школа (№ 10) |
1962 | На гидролизном заводе начато производство фурфурола |
Май 1967 | Посёлок Суетиха получил статус города и переименован в Бирюсинск |
1971 | Построен кинотеатр «Бирюса» на 300 мест |
1974 | Открыта музыкальная школа |
1980 | Построено здание под краеведческий музей и художественную школу |
1986 – 1990 | На средства гидролизного завода построен спортивный комплекс (плавательный бассейн, спортивный зал, хоккейный корт) |
1992 | Гидролизный завод акционирован |
2005 | Гидролизный завод закрыт |
2008 | Рассматривается возможность строительства в Бирюсинске жиль и объектов соцкультбыта для Тайшетского алюминиевого завода |
Транспорт
С северной стороны Бирюсинска проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, где с дореволюционного периода действует железнодорожная станция. До 1967 г. она называлась Суетиха. С присвоением поселению статуса города и его переименованием она стала называться Бирюсинск.
Со станции Бирюсинск отправлялись продукция гидролизного завода и пиломатериалы, производимые лесокомбинатом. Сюда прибывали вагоны с сырьем. После банкротства предприятий грузооборот станции существенно сократился и в 2008 г. не превышал 50 тыс. т (695 вагонов).
Пригородными поездами в 2008 г. из Бирюсинска отправлено 18,6 тыс. чел., поездами дальнего следования — 6,3 тыс. чел.
С южной стороны города проходит железнодорожная магистраль Абакан-Тайшет, относящаяся к Красноярской железной дороге. В окрестностях Бирюсинска на этой магистрали действует станция Тагул. Отсюда отправляется порядка 53 тыс. т грузов в год, преимущественно лесных.
Недалеко от города расположена федеральная автодорога М-53 «Байкал» (Новосибирск-Иркутск). Кроме того, Бирюсинск соединен автодорогой с городом Тайшет и рядом близлежащих поселений правобережья Бирюсы.
Пассажирские перевозки в пределах Бирюсинска обеспечивают маршрутные такси (по маршруту «Кольцевой», охватывающему центральную часть города и жилой массив Тагул). Междугородные перевозки между Бирюсинском и Тайшетом осуществляют муниципальный транспорт и частные перевозчики.
Таблица 19. Расстояние от Бирюсинска до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Бирюсинск | — | — |
Тайшет | 13 | 13 |
Алзамай | 84 | 80 |
Нижнеудинск | 176 | 170 |
Вихоревка | 282 | 497 |
Тулун | 293 | 293 |
Братск | 306* | 518 |
Красноярск | 405 | 356 |
Зима | 432 | 426 |
Черемхово | 552 | 543 |
Железногорск-Илимский | 568 | 779 |
Усолье-Сибирское | 615 | 616 |
Ангарск | 643 | 647 |
Иркутск | 682 | 691 |
Усть-Кут | 736** | 887 |
Усть-Илимск | 803 | 778 |
Слюдянка | 808 | 803 |
Улан-Удэ | 1138 | 1141 |
Население
Численность населения Бирюсинска устойчиво росла до 1970-х, затем начала сокращаться по причине некоторого снижения рождаемости, преимущественно из-за миграционного оттока, который сильно увеличился в начале 2000-х после банкротства Бирюсинского гидролизного завода.
Динамика численности населения
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1996 | 1998 |
13 300 | 13 461 | 12 676 | 12 100 | 12 000 | 11 900 |
2000 | 2001 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
11 500 | 11 500 | 9700 | 9600 | 9500 | 9400 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2019 | 2020 |
8981 | 9000 | 8815 | 8701 | 8430 | 8416 |
На 1 января 2022 по численности населения город находился на 988 месте из 1115 городов Российской Федерации.
Структура населения Бирюсинска в 2009, %
Группа населения | Доля |
Дошкольники | 9,0 |
Школьники | 13,0 |
Взрослые | 54,5 |
Пенсионеры | 23,5 |
Транспортная доступность
Город расположен в 682 км от Иркутска, в 12 км от Тайшета, в 400 км от Красноярска, вблизи Транссибирской магистрали, на берегу реки Бирюсы (отсюда его название), в 682 км от областного центра и в 12 км от районного.
Расстояние от Бирюсинска до некоторых городов, км
Город | Расстояние | |
по железной дороге | по автодороге | |
Бирюсинск | — | — |
Тайшет | 13 | 13 |
Алзамай | 84 | 80 |
Нижнеудинск | 176 | 170 |
Вихоревка | 282 | 497 |
Тулун | 293 | 293 |
Братск | 306* | 518 |
Красноярск | 405 | 356 |
Зима | 432 | 426 |
Черемхово | 552 | 543 |
Железногорск-Илимский | 568 | 779 |
Усолье-Сибирское | 615 | 616 |
Ангарск | 643 | 647 |
Иркутск | 682 | 691 |
Усть-Кут | 736** | 887 |
Усть-Илимск | 803 | 778 |
Слюдянка | 808 | 803 |
Улан-Удэ | 1138 | 1141 |
Облик поселения
Бирюсинск почти полностью застроен одноэтажными деревянными домами. Только в центральной его части имеются пятиэтажные панельные здания (13 зданий). Кое-где можно встретить кирпичные частные постройки коттеджного типа. Видны корпуса разорившегося гидролизного завода. Летом в Бирюсинске обилие зелени, а зимой много снега. Небольшая численность населения, компактность и удаленность Бирюсинска от региональных и районных центров придают ему особый провинциальный колорит.
Городская инфраструктура
Улицы
Академика Павлова, Александра Невского, Береговая, Берёзовая, Больничная, Богдана Хмельницкого, Водопьянова, Вокзальная, Гайдара, Гоголя, Горького, Дачная 2-я, Дачная 3-я, Дружбы, Железнодорожная, Желябова, Жилгородок, Журавлева, Зеленая 1-я, Зеленая 2-я, Зеленая 3-я, Забобонина, Заводская, Зои Космодемьянской, Ивана Бича, Калинина, Кирова, Комсомольская, Красной Звезды, Крупской, Куй#ышева, Куприна, Лазо, Ленина, Лермонтова, Марата, Матросова, Маяковского, Мира, Мостовая, Молодёжная 1-я, Молодёжная 2-я, Молодёжная 3-я, Набережная, Нагорная, Некрасова, Никитина, Новая, Октябрьская, Островского, Парижской Коммуны, Партизанская, Первомайская, Пионерская, Подсобное хозяйство. Победы, Полевая, Пушкина, Речная, Свердлова, Складская, Советская, Спортивная, Стадионная, Строительная, Транспортная, Фрунзе, Чернышевского, Чехова, Чкалова, Шевченко, Школьная, Шушкевича, Юбилейная, Южная.
Переулки
Безымянный, Вокзальный, Горького, Лесной, Советский, Транспортный.
Посёлок Энергетиков.
Микрорайон Новый.
Жилые дома: 4510 км, ЭЧК-25, МПС.
Экономика
Градообразующей основой Бирюсинска был гидролизный завод, производивший этиловый спирт, спиртосодержащую продукцию, фурфурол, кормовые дрожжи, углекислоту. Котельная предприятия обеспечивала город теплом, а заводские очистные сооружения, помимо производственных, очищали хозяйственно-бытовые стоки Бирюсинска. В 2005 выпуск продукции заводом был прекращён.
Второй по значимости отраслью в экономике города являлась железная дорога. После закрытия гидролизного завода она стала играть решающую роль в экономике Бирюсинска. В настоящее время данная отрасль представлена железнодорожной станцией Бирюсинск и подразделением ПМС-67 ВСЖД, а также Тагульской дистанцией пути Абаканского отделения Красноярской железной дороги.
Третьей отраслью специализации Бирюсинска было лесопильное производство. В 1912 запустили первую пилораму. В советское время был создан крупный лесопильно-деревообрабатывающий комбинат. В 1990-е от него остались одни железнодорожные тупики, которые стали использоваться для отгрузки круглого леса.
К числу прочих отраслей можно отнести торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и др. Данными видами деятельности занимается около 20 малых предприятий и около сотни частных предпринимателей. Значение этих отраслей в экономике города после закрытия гидролизного завода существенно возросло.
Бюджет муниципалитета в 2016 составил 15 млн рублей.
Перспективы
После закрытия гидролизного завода Бирюсинск утратил градообразующую основу. Его дальнейшие перспективы пока связаны с железной дорогой, заготовкой и переработкой древесины. Но для дальнейшего развития города потребуется более существенная экономическая основа. Уже рассматриваются варианты размещения на площадке бывшего гидролизного завода новых производств. Важным фактором развития будет являться активизация малого предпринимательства.
Определенные надежды на возрождение Бирюсинска связывают со строительством вблизи Тайшета алюминиевого завода и возможностью размещения в Бирюсинске жилого микрорайона и соответствующих объектов инфраструктуры для его работников, которые могли бы проживать в нем, а на работу и обратно доставлялись бы маршрутным электропоездом (по примеру Братска).
Социальная сфера
В городе несколько школ (три — среднего образования, одна — начального, музыкальная и художественная) и четыре муниципальных дошкольных образовательных учреждения. Действует Дом детского творчества, где 12 творческих объединений по различным направлениям (художественному, краеведческому и др.) Действуют Детская школа искусств г. Бирюсинска (МОУ ДОД ДШИ г. Бирюсинска) и Спортивная школа г. Бирюсинска (МБОУ ДОД ДЮСШ г. Бирюсинска).
Медицинские услуги населению предоставляет МЛПУ «Бирюсинская городская больница». Лекарственное обеспечение осуществляют три аптеки (в том числе одна муниципальная).