Комсомольск-на-Амуре. Взгляд изнутри

Чтобы узнать о других местах с таким же названием, см. Комсомольск .

Город в Хабаровском крае, Россия

Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре

Город [1]
Вид на Комсомольск-на-Амуре
Флаг

Герб

Комсомольск-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре

Показать карту России

Комсомольск-на-Амуре

Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край)

Показать карту Хабаровского края

Координаты: 50 ° 34’N 137 ° 00’E / 50,567 ° с.ш.137,000 ° в. / 50,567; 137 000 Координаты : 50 ° 34’N 137 ° 00’E.  / 50,567 ° с.ш.137,000 ° в. / 50,567; 137 000
СтранаРоссия
Федеральный субъектХабаровский край [1]
Основан1932 г.
Статус города с1933 г.
Правительство
• ГоловаАлександр Викторович Жорник
Площадь
[2]
• Общий325,10 км 2 (125,52 квадратных миль)
Высота47 м (154 футов)
численность населения
( Перепись 2010 г. ) [3]
• Общий263 906
• Оценивать
(2018) [4]
248 254 ( -5,9% )
• Классифицировать70-е место в 2010 году
• Плотность810 / км 2 (2100 / кв. Миль)
Административный статус
• Подчиненгород краевого значения Комсомольск-на-Амуре [1]
• Капитал изгород краевого значения Комсомольск-на-Амуре [5] , Комсомольский район [6]
Муниципальный статус
• Городской округГородской округ Комсомольск-на-Амуре [7]
• Капитал изКомсомольск-на-Амуре городской округ [7] , Комсомольский муниципальный район [8]
Часовой поясUTC + 10 ( MSK + 7 [9] )
Почтовый индекс [10] 6810xx
Телефонный код (а)+7 4217
ОКТМО ID08709000001
Интернет сайтwww .kmscity .ru

Комсомольск-на-Амуре

(русский: Комсомольск-на-Амуре , тр. Комсомольск-на-Амуре , IPA: [kəmsɐˈmolʲsk nɐɐˈmurʲə] ) — город в Хабаровском крае , Россия , расположенный на западном берегу реки Амур в России. Дальний Восток . Он расположен на Байкало-Амурской магистрали , в 356 км к северо-востоку от Хабаровска . По состоянию на 2010 год его население составляло 263 906 человек (по данным переписи 2010 года ) ; [3] 281 035 ( перепись 2002 г. ) ; [11] 315 325 (Перепись 1989 г. ) . [12]

История [ править ]

Улица в Комсомольске-на-Амуре

Будущий город Комсомольск-на-Амуре был завоеван монголами в 13 веке, став частью Монгольской империи при монгольской династии Юань, а позже маньчжуры, удерживаемые до 1858 года по Айгунскому договору, уступили территорию Российской империи .

Деревня Пермского ( Пермская ) была создана на более позднем участке Комсомольска в 1860 году трудящимися крестьянами из того, что в настоящее время в Пермском крае .

Правительство РСФСР было объявлено в 1931 году планирует построить верфь на Амуре на настоящий сайте Комсомольска, с началом строительства в 1932 году [ править

] Город был в основном построен с использованием труда добровольцев из коммунистической молодежной организации комсомола , таким образом , получив название Комсомольск. Однако строительству города помогли каторжные работники из лагерей, расположенных в этом районе. [13] Суффикс
на Амуре
был добавлен, чтобы отличать от других городов с таким же названием . Он получил статус города в 1933 году [
править
]

К концу 1940-х годов были построены верфи и предприятия другой тяжелой промышленности. Город превратился в региональный центр таких отраслей, как авиастроение , металлургия , машиностроение , нефтепереработка и судостроение . В настоящее время Комсомольск-на-Амуре является основным центром производства военных самолетов Сухой и авиалайнера Sukhoi Superjet. [14] МиГ-15бис [15] и Лизунов Ли-2 [16] оба были изготовлены в Комсомольске-на-Амуре.

История Комсомольска-на-Амуре

История строительства Комсомольска-на-Амуре

Численность населения — 246,6 тыс. человек (на 01.01.2019) Занимаемая площадь — 325 кв.км. Расстояние от Москвы по железной дороге — 8825 км.
Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска. Окруженный грядой высоких сопок город, словно замер среди застывших волн разбушевавшегося каменного океана. На западе видны вершины хребта Мяочан и Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки — отроги Сихотэ-Алиня. Название этих гор произошло от нанайских слов «сихтэ, сиктэ» — хвоя, ель и «алин» — горный хребет.

Приток Амура — небольшая горная река Силинка делит город на две части — «Город» и Дзёмги (так называют обширную промышленную зону). Ныне это Центральный и Ленинский административные округа. Их соединяет самая длинная магистраль города, имеющая протяженность около 7 км, — Комсомольское шоссе. Построенная к пятилетию города, поначалу она была грунтовой дорогой с деревянным мостом через Силинку. Спустя 20 лет построили первый железобетонный мост. Ныне на магистральном шоссе самое интенсивное в городе дорожное движение.

Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км.

Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году из села Пермского (основанного в 1860 году) в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре». Днем города считается 12 июня.

Строительство города было обусловлено необходимостью возведения судостроительного и авиационного заводов – форпостов оборонной промышленности Дальнего Востока.

Село Пермское

Экспедиция исследователя Амурского края, ученого-мореплавателя, адмирала Г.И. Невельского на барке «Байкал» в 1849 году впервые документально доказала, что река Амур судоходна, имеет выход в Тихий океан и как стратегическая артерия имеет огромное значение для России. Г. И. Невельской первый высказал предложение о создании нескольких постов («станков») на Амуре. Наконец, в 1857 году была создана специальная комиссия, ей было поручено выработать план создания на Амуре русских сел. Возглавил кампанию топограф Будогосский. Комиссия изучила новейшие описания реки Амур и обратила внимание на записки замечательного русского ученого Н. Н. Максимовича, основоположника дальневосточной ботаники. В одной из записок Максимович высказал мысль, что в районе нанайского стойбища Мылки можно создать русское поселение.

Преимущество этого места Будогосский описал в плане так: «Здесь скаты нагорного берега пологи, грунт земли — чернозем, ближайшие места поросли дровяным лесом, более легким к вырубке; строевой лес хотя и в шести верстах, но зато на противоположном берегу реки, текущей своим руслом, множество строевого леса, берег здесь приглубый, суда могут к нему пришвартовываться».

План Будогосского одобрил Муравьев-Амурский.

Вот что писалось тогда по вопросу заселения русскими крестьянами Приамурья: «Сумму 100 тыс. рублей сер. комитет и министр финансов согласились отпускать из государственного казначейства ежегодно и при том исключительно на заселение Приамурского края. Отпуск этот решено начать с 1859 г. …Министерство госуд. имущ. предложило переселить на Амур в 1859 году: 300 семей из Вятской губернии; 200 из Пермской; 50 из Тамбовской и 50 из Воронежской, всего 600 семей. На водворение и путевое следование этих переселенцев Сибирский комитет назначил 100 тыс. рублей. Сверх того 200 семей из Пермской губернии и 200 из Вятской, предназначенные министерством к переселению в Енисейскую губернию, направлены по величайшему повелению от 25 декабря 1859 года в Амурский край».

Весной 1860 года первый военный губернатор Приамурья Павел Казакевич (друг и сподвижник Невельского) отправил группу своих солдат вверх по Амуру и приказал им рубить лес и ставить первые срубы для поселения русских крестьян в тех местах, где вбиты столбы. Так в июне-июле 1860 г. были подготовлены срубы и для будущего села Пермского-на-Амуре.

Только в самом начале августа крестьяне-переселенцы прибыли со своим скарбом, с лошадьми и коровами в Хабаровск; здесь они бросили жребий, где кому селиться. Группе переселенцев из Пермской губернии выпало селиться около нанайского селения Мылки и ручья Тогда.

Основанием села Пермского-на-Амуре принято считать август 1860 года. В дальнейшем сюда стали прибывать крестьяне и из других губерний. С 1859 по 1862 г. переселение крестьян осуществлялось за казенный счет. При этом в дальний путь отправлялись, как правило, крестьяне с достатком, более или менее самостоятельные и инициативные. В среднем на семью из шести человек правительство выдавало 60 рублей, хотя для обустройства требовалось в 5-6 раз больше. После отмены крепостного права на Амуре могли селиться все желающие.

В «Географическо-статическом словаре Амурской и Приморской области с включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран», составленном преподавателем Благовещенской мужской гимназии А. Кирилловым и изданном в 1894 г. на стр. 316 о селе Пермском было сказано: «Пермское селение Приморской области, Софийского округа, на левом берегу Амура, в 352,5 верстах ниже Хабаровки и 266 выше Софийска, основано переселенцами Пермской губернии в 1860 году; в 1888 году в нем числилось: часовня во имя Святого пророка Ильи, дворов 26 и жителей 78 мужского и 82 женского пола. Занятия жителей: заготовка дров для пароходов, почтовая гоньба, рыбный промысел и в незначительных размерах земледелие, развитию которого препятствует недостаток для сельского хозяйства земель».

На отвоеванной у леса земле первые поселенцы пытались сеять хлеб, точно так же, как сеяли его на родине за Уральским хребтом. Однако от земледелия вскоре пришлось отказаться. Природные условия не позволяли получать хороший урожай, пришлось осваивать новое ремесло. Амур уже в то время был крупнейшей и единственной в тех местах транспортной артерией. Связи пo Амуру не прекращались и в зимнее время: ездили на санях по замерзшей реке. Амурские пермяки стали заготавливать дрова для пароходства. Дрова пилили зимой, летом грузили на баржи. Помимо заготовки дров жители занимались извозом. Возили письма, казенные бумаги, пассажиров, различные грузы. Бойко шла торговля, особенно с японцами. Купцы из Страны восходящего солнца привозили практически все: одежду, обувь, ткани, продукты… В амурском селе жили лучше, чем в губерниях Центральной России. В домах у крестьян был полный достаток: японская мебель, посуда в кухонном шкафу, у каждого члена семьи своя ложка и тарелка.

Первый и единственный план земельных угодий с. Пермского был выполнен окружным землемером Поротовым в 1897 г. Планировка села представляла собой цепочку одноэтажных деревянных жилых домов вдоль единственной дороги от Орлотовского (Большого Силинского) озера до озера Мылки. У самого берега находились ледники, за домами огороды, а дальше — тайга.

Улица села Пермского замыкалась с одной стороны сопкой с кладбищем (Аварийной горкой), с другой стороны — площадью перед деревянной церковью Святого пророка Ильи, построенной в 1909 году. Высокий и живописный объем церкви определял силуэт и панораму села, которая в основной своей массе состояла из одноэтажной однотипной усадебной деревянной застройки.

Уже по переписи 1915 года в Пермском проживал 291 человек, основными промыслами в селе были – рыбный, охотничий, лесной. До революции в Пермском находился самый богатый хлебозапасный магазин, наряду с этим магазином велась и частная торговля с китайскими и русскими купцами. По Амуру осуществлялась почтово-пассажирская связь, регулярно ходили пароходы Хабаровск-Николаевск-на-Амуре. В Пермском пароходы не останавливались, связь осуществлялась через более крупные села – Вознесеновку и Нижнюю Тамбовку. Ниже по течению Амура в селении Дземги располагалось небольшое нанайское стойбище.

Село Пермское постепенно развивалось и застраивалось по схеме линейного поселения и к 1932 году насчитывало 49 дворов, где проживало 360 жителей. Когда первостроители высадились здесь, они увидели добротные избы, крепкие надворные постройки, небольшие огороды. Здания, построенные до 1932 г. не сохранились.

Комсомольск-на-Амуре. История строительства

В начале 1930-х годов особое внимание Правительства СССР было обращено на обороноспособность страны, в том числе Дальнего Востока. В 1930 году на XVI съезде ВКП(б) был объявлен курс на индустриализацию Дальневосточного края и 20 февраля 1930 года Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР принимают специальное постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальнего Востока. Первой целью стало сооружение судостроительного завода для укрепления базы Тихоокеанского флота. Первоначально, 31 августа 1931 г. Советом Труда и Обороны для судостроительной верфи было определено место при слиянии рек Амур и Уссури у села Нижне-Воронежского в 14 километрах от г. Хабаровска.

В ноябре 1931 года член Политбюро ЦК К.Е. Ворошилов обратился к главному инженеру Магнитостроя Иосифу Абрамовичу Каттелю с просьбой занять должность начальника строительства нового промышленного центра на Дальнем Востоке. В январе 1932 г. Иосиф Абрамович основывает представительство Дальпромстроя в Москве и приступает к подбору людей в команду трудового десанта. В первых числах февраля от Ярославского вокзала отошел поезд с первой группой строителей. Это был, по сути, первый штаб предстоящей стройки. Совершенно неожиданно, под Читой, И.А. Каттель получил правительственную телеграмму, в которой предлагалось перенести стройку в сторону Николаевска-на-Амуре, не ближе четырехсот километров от Хабаровска. Телеграмма была подписана Сталиным. Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о переносе площадки строительства подальше от границы.

Самым главным вопросом, конечно, был вопрос выбора площадки для строительства. Конечно, ранее выбранная площадка в селе Воронежском, недалеко от большого города с развитой инфраструктурой, была предпочтительней, но она была совсем недалеко от границы, где учащались пограничные инциденты. После прибытия в Хабаровск сразу же состоялась встреча Каттеля с Я.Б. Гамарником, назначенным председателем комиссии по выбору новой площадки под строительство. В комиссию также вошли: секретарь Дальневосточного крайкома С. А. Бергавинов, специалист по кораблестроению Гойнкис, флагман Муклевич и И. Каттель.

Определяющим фактором при изменении места строительства и назначения новой площадки именно в с. Пермском, явилось то, что, во-первых, село находилось на расстоянии 400 километров от границы с Китаем (максимально возможная дальность полета японских самолетов) и во-вторых, еще в 1910 г. инженером О.П. Вяземским был выполнен так называемый Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги от станции Уруша до Императорской Гавани (г. Советская Гавань) через село Пермское-на-Амуре. Здесь предполагалось строительство артиллерийского и судостроительного заводов. Революция не позволила осуществить этот проект, и к нему вернулись уже в советское время.

В январе 1932 года Совет Труда и Обороны принимает решение о строительстве железнодорожной ветки от станции Уруша Забайкальской железной дороги до села Пермское, а 23 февраля правительственная комиссия во главе с Я.Б. Гамарником принимает решение строить оборонные заводы (судостроительный, а в апреле — авиастроительный) в районе села Пермского. По приказу Наркомата Тяжелой Промышленности от 05.03.1932 г. № 87 в село Пермское направляется экспедиционный отряд «Дальпромстроя» в количестве 30 человек с целью подготовки жилья для будущих строителей. Их силами было построено несколько бараков и пекарня.

Несмотря на то, что за плечами Каттеля был опыт больших строек, многое ему пришлось решать впервые. Прежде всего, нужен был новый генеральный план на новой площадке. Для решения этой задачи Каттель приглашает в Хабаровск одного из ведущих руководителей проектных институтов Ленинграда Владимира Полуэктовича Костенко. Прибывшая группа специалистов сделала необходимые расчеты для строительства.

Центральный Комитет ВКП(б) и Центральный Комитет ВЛКСМ в марте 1932 г. объявляет мобилизацию для строительства будущего города. Поток молодых строителей, откликнувшихся на призыв ЦК ВЛКСМ, все возрастал. В Хабаровск прибывали целые эшелоны с людьми из Москвы, Нижнего Новгорода, Иванова, Краснодара, с Украины, Кавказа.

6 мая 1932 года из Хабаровска вниз по Амуру отошла небольшая флотилия: пароход «Коминтерн», на буксире у него баржа – бывший плавучий дом отдыха «Клара Цеткин», в кильватере шел пароход «Колумб». На пятые сутки, 10 мая, сквозь туман показались темные избы Пермского. 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайскому стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыло 147 человек.

Согласно решению ЦК ВЛКСМ на стройку должно быть мобилизовано шесть тысяч комсомольцев. К этому надо добавить вилы проведенного оргнабора. Надо было где-то расселять людей. К приезду строителей жилье подготовлено не было. Начинать строительство пришлось с нуля, на голом месте. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья. Ими стали землянки, брезентовые палатки, плетенные из кустарника бараки, шалаши, и скоро появился целый «копай-город». Дорог не было, постройка шалашей производилась путем подноски всего материала с реки и из леса вручную. На 15 августа 1932 г. для строительства имелся лишь неутвержденный вариант генерального плана завода без размеров на чертеже и привязки к месту.

Многое пришлось пережить первым строителям города. Они жили в землянках, палатках и шалашах, продуваемых крепким амурским ветром, работали по колено в воде, получали продукты по скудному пайку, переносили цингу. Но были в них тот героический склад характера, готовность к труду и лишениям, с которыми издавна обживался Дальний Восток, были мечты о прекрасном городе, романтика юности, вера в себя.

В те славные годы незабываемые годы все было впервые. Первая просека, ставшая первой улицей, первый кинотеатр и первый заводской гудок. Уже в ноябре 1932 года газета «Амурский ударник» сообщала: «На берегу Амура выстроили рабочий поселок в 69 бараков, обеспечив жильем 6 тыс. человек. Работают лесозавод, механический комбинат, построены склады. В подарок Октябрю ударной работой даем кинотеатр, электростанцию, радиотелефон, больницу, поликлинику, хлебопекарню, баню».

10 декабря 1932 г. постановлением ЦИК РСФСР село Пермское было переименовано в Комсомольск-на-Амуре и ему был присвоен статус города.

Строительство города начиналось с возведения двух заводов, которые носили в разное время разные названия. Судостроительный завод в начале назывался «Дальпромстрой», позже – стройка № 199, затем как судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод.). Авиационный завод в начале имел название машиностроительный, потом – стройка № 126, затем – авиастроительный завод имени Ю. А. Гагарина (ныне официальное название предприятия — филиал ПАО « «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина», заложен 18.06.1934 г.). Строились заводы одновременно в двух разных местах: судостроительный в районе села Пермского (Правосилинский район), авиастроительный на месте нанайского стойбища Дземги (Левосилинский район).

По договору все проектные работы должны были закончиться к марту 1933 г. Первым разработчиком проекта поселка Амурской судостроительной верфи был архитектор Н. М. Протопопов — Быльев. Это был первый архитектор, проектировавший Комсомольск-на-Амуре с 1932 по 1937 г.г.

Первоначально площадка под строительство авиастроительного завода готовилась на берегу Амура, но она была затоплена. Строительную площадку перенесли вглубь тайги, куда была проложена грунтовая дорога от Амура до нынешней ул. Уральской. Заводская строительная площадка стала называться «Дземги». Площадки разделяла река Силинка, впадающая в Амур. Расстояние между ними было примерно 12 километров.

Остро встал вопрос о закреплении кадров на стройке. Не все выдерживали жесткие условия труда и быта, и молодежь, к сожалению, стала покидать стройку. Меры административного воздействия были бессильны. Нужно было искать новые пути, способствующие закреплению кадров. Газета «Амурский ударник» 28 июля 1932 г. публикует обращения бригад Бочкарева и Игрецова о самозакреплении за стройкой до пуска судостроительного завода. Партком и комитет комсомола Дальпромстроя одобрили этот почин. С 26 сентября 1932 г. на страницах этой же газеты был учрежден «красный список», в который заносились те рабочие и специалисты, которые решили не покидать свой трудовой пост до окончания строительства завода. Движение по закреплению кадров, начатое по инициативе рабочих-комсомольцев, превратилось в общерабочее движение. На 10 ноября 1932 г. закрепилось до пуска завода 2390 рабочих и 114 инженерно-технических работников. Массовый уход рабочих со стройки заметно сократился. Спустя пять лет после пуска судостроительного завода было отмечено, что из числа первостроителей здесь трудится свыше четырех тысяч человек, они полюбили свой город и стали его постоянными жителями.

1 июля 1933 г. бюро Дальневосточного краевого комитета ВКП(б) заслушало отчет начальника строительства судостроительного завода И.А. Каттеля о готовности к началу промышленного строительства. К этому времени были построены и действовали лесопильный завод, механические мастерские, известковый завод. На строительстве было занято свыше 6 тыс. рабочих.

12 июня 1933 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода. В торжестве участвовали секретарь Дальневосточного крайкома ВКП(б) П.М. Таныгин, командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией В. К. Блюхер и с ними тысяча краснофлотцев. Именно в этот день, 12 июня, стали отмечать день города.

К концу 1933 года было раскорчевано 255 гектаров тайги и проложено 20 километров дорог. Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из саманных бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. Поселки соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. Людская молва дала им характерное название «Каттельград» (или «Шалаши Ильича») по имени первого директора «Дальпромстроя» Иосифа Каттеля, инициирующего возведение «времянок». Но даже такого жилья катастрофически не хватало, его некому было строить, все силы были брошены на возведение заводов. Новых строителей пригласить было нельзя, потому что их некуда было селить. Расчет на быструю реализацию промышленной программы не оправдался, и интерес к строительству в правительстве временно снизился.

Несколько позже, 18 июля 1934 г. состоялась закладка еще одного индустриального гиганта — авиационного завода. Первый самолет выкатили из цехов этого завода уже в 1936 г. Это был самолет-разведчик «Р-6» конструктора Андрея Туполева. Другую моделью, которую начали осваивать на заводе, стал дальний бомбардировщик «ДБ-3» конструкторского бюро Илюшина. Для своего времени это была скоростная и современная машина. Уже в годы Второй мировой войны бомбардировщик и его модификация «ИЛ-4» стали легендами. В первом полугодии 1941 г. завод выпустил 82 самолета, а во втором полугодии – 303.

Завершался 1933 год — второй год строительства Комсомольска-на-Амуре. Но итоги его не удовлетворяли правительство. Тогда было принято решение правительства о создании осенью 1933 года Особого военно-строительного корпуса, перед которым стояли две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Семь недель первая бригада из 6 тысяч военных строителей добиралась из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре. В невероятно тяжелых условиях они прошли 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Ежедневно солдаты проходили 25-30 км. Люди очень уставали, но ничего не могло остановить их – ни сорокоградусные морозы, ни снежные бури, они упорно продвигались к своей цели. Красноармейцы внесли большой вклад в строительство города: они возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов, построили электростанцию, хлебозавод. Здания, построенные ими, до сих пор продолжают служить людям и своей архитектурой украшают центральные улицы города. Назовем некоторые из них: первое трехэтажное каменное здание школы №1 (ныне педуниверситет), прекрасное здание городской бани на улице Кирова, построенное всего за 3, 5 месяца и многие другие. Ледовый переход Особого корпуса остался в истории Комсомольска как яркое проявление мужества бойцов и командиров Красной Армии и получил историческое название «ледовый переход».

В 1934 году возле строящихся доков судостроительного завода на берегу реки Амур возник поселок «Аварийный», состоящий из трех десятков каменных и деревянных коттеджей и деревянных 12-ти квартирных домов. В том же году был закончен барачный поселок «Комсомольский», рядом с ним был построен поселок «Пожарный». К 1935г. стали возникать на берегу Амура и в других местах новые поселки — «ИТРовский», «Коттеджный», «Коммунстрой», «Барачный», «Копай-город», отдельные постройки частного сектора. Введены в строй клуб «Ударник», баня, больница. Первая жилая застройка, которая осуществлялась по специально разработанным проектам, в капитальных конструкциях появилась в Левосилинском районе на «Дземгах».

В начале 1934 г. по генеральному плану «Промстройпроекта» развернулось комплексное строительство первого в городе жилого квартала. Все дома сооружались из бруса, поэтому поселок назвали «Брусчаткой». В комплекс входили столовая, магазин, детский сад, клуб и котельная, обеспечившая первое центральное отопление. Впервые в городе в поселке «Брусчатка» было проведено комплексное благоустройство; сооружены деревянные тротуары.

Жилищная проблема города во многом была разрешена за счет индивидуального строительства. Архитекторами «Дальпромстроя» Кривицким, Молотшевым и Бердиным был проведен конкурс на лучший проект индивидуального дома. С 1937 г. по 1941 г. возникли такие крупные районы усадебной застройки, как поселки Мылки, 4-й Силинский, Амурсталевский и Майский. Недалеко от авиастроительного завода вырос поселок промпереселенцев, который сейчас носит название Победа.

Город постепенно рос, покрывался сетью дорог как грунтовых, так и узкоколейных железнодорожных, отводились новые площадки для крупных промышленных предприятий. Силами заключенных ГУЛАГа началось строительство железной дороги на г. Хабаровск.

В 1936 году в Комсомольск прибыла остальная часть военно-строительного корпуса под командованием Руднева Б. Н. Дальпромстрой, который вел строительство города до 1936 года, ликвидировали и строительство возложили на военно-строительный корпус на подрядных началах.

Позже на базе военно-строительного корпуса был организован строительный трест № 6. К корпусу перешли строительные участки и подсобные предприятия, укомплектованные вольнонаемными ра6очими и служащими, а также часть инженерно-технического состава управления Дальпромстрой. Таким образом, была создана мощная строительная организация, способная выполнять более широкие задачи. Так начался новый период в строительстве города Комсомольска-на-Амуре.

Население города росло с каждым годом. В 1932 г. оно насчитывало 6 тыс. чел., а в 1937 — более 60 тысяч. Основными категориями строителей были комсомольцы первого (1932 г.) и второго (1934 г.) призывов, вербованные, промпереселенцы, девушки — «хетагуровки», солдаты Особого Строительного Корпуса и заключенные.

Предвоенное четырехлетие можно назвать, пожалуй, самым бурным в строительстве Комсомольска. И решающую роль в этом сыграли воины-строители корпуса.

Весной 1937 г. Комсомольск представлял собой огромную строительную площадку. Лишь кое-где высились трехэтажные кирпичные дома, в основном это был город еще деревянный. В 1937 году широким фронтом развернулось строительство жилых домов и культурно-бытовых зданий. За четыре предвоенных года в Комсомольске было построено несколько школ. Появилось в городе прекрасное здание бани, а с постройкой хлебозавода мощностью в 66 тонн хлеба в сутки решилась проблема снабжения населения хлебом.

Первая улица города, названная в честь С.М. Кирова, проходила через первую площадь города, названную Круглой. В 1948 г., когда на ней установили скульптуру С.М. Кирова, площадь, как и улица, стала носить его имя. Аллея Труда, пересекающая площадь им. Кирова, до войны обрывалась у Политехнического техникума. Дальше, до самого поселка Мылки, была непроходимая тайга. В городе пока не было единого архитектурного ансамбля, не было четко выраженного застройка велась более упорядочено и большей частью кирпичными домами. Был построен комплекс административных зданий авиационного завода, застраивался Центральный проспект, улица Советская, построен самый большой стадион в городе и парк авиастроителей. Активно застраивался индивидуальными домами поселок «Победа».

Основу архитектурной композиции поселка Дземги составила ул. Первомайская (ул. Калинина), примыкающая по меридиану на север к Комсомольскому шоссе, и перпендикулярные ей ул. Советская и Центральный проспект. Улица Авиационная (ул. Уральская) замкнула все эти магистрали в огромный треугольник, примыкающий к территории авиационного завода. В течение пяти лет связь между Дземгами и селом Пермским осуществлялась по двум тропкам вдоль берега Амура и тропой через реку Силинку. В 1937 году была построена самая длинная улица города – Комсомольское шоссе, соединившая две строительные площадки, которые назывались «Город» и «Дземги», а сейчас Центральный и Ленинский округа.

Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: , аккумуляторного завода и нефтезавода. После войны было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатра «Комсомолец», Дворца культуры судостроительного завода, строились жилые дома, школа и гостиница на проспекте Мира, Дом Красной Армии.

Вступив в войну совсем юным, город быстро мужал. Еще в 1936 г. на окраине Комсомольска-на-Амуре началось сооружение металлургического завода. Сталь нужно было дать не позднее весны 1942 г. Комсомольчане справились с заданием: уже 15 февраля дал стране первый металл, так необходимый оборонным предприятиям. В том же 1942 г. в строй вошли еще несколько заводов. 8 августа начал работу ремонтно-механический ). Его продукция – минометы, мины, винтовки, ракетницы – предназначалась для нужд фронта.

Одна из самых героических страниц в истории летописи города – сооружение нефтепровода Оха-Комсомольск и Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. В ноябре 1942 г. сахалинская нефть пришла на материк и уже в декабре на фронт были отправлены первые эшелоны жидкого топлива.

12 апреля 1942 г. дал первую продукцию аккумуляторный завод № 364. За годы войны заводом было выпущено более 237 тыс. аккумуляторов, в том числе для подводных лодок, и более 15 тыс. танковых аккумуляторов. В 1943 г. промышленное производство в городе по сравнению с 1940 г. возросло в 3, 4 раза. Особую роль в этом сыграли два его оборонных завода.

В годы войны авиационный завод № 126 дал фронту 2575 боевых самолетов ДБ-3Ф (Ил-4), которые действовали на всех фронтах в качестве бомбардировщиков и торпедоносцев. С первых дней войны производство судостроительного завода № 199 было перестроено под фронтовые заказы. Со стапелей завода сошли девять боевых кораблей. Кроме того, здесь ремонтировали лодки для Тихоокеанского военно-морского флота. В 1944 г. завод получил сложнейшее задание – за год построить два железнодорожных парома для переправы через Амур. Задание было выполнено точно в срок. Благодаря этим уникальным паромам и только что построенной линии Комсомольск-Советская гавань летом 1946 года советские войска и техника были переброшены к Сахалину и Курилам и приняли участие в разгроме милитаристской Японии.

Свыше 40 тыс. комсомольчан сражались на фронте. Многие из них были военными строителями, которые работали в Комсомольске с 1934 года в составе особого военно-строительного корпуса. Тысячи комсомольчан были награждены орденами и медалями, 18 человек получили звание Героя Советского Союза. Мемориальный комплекс землякам-комсомольчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, сооружен в память тех пяти тысяч жителей города, что не вернулись с полей сражений.

Всего в Комсомольске-на-Амуре в 1948 г. было уже 75 улиц, 36 школ, 3 техникума, педагогическое училище, 7 ремесленных училищ и школ ФЗО. Население насчитывало 130 тыс. жителей. Центр города переместился от бараков «Комсомольского» поселка и «Брусчатки» к благоустроенным улицам Пионерской и Аллеи Труда.

Разработкой плана застройки территории города занималось Ленинградское отделение Горстройпроекта. До конца осуществить задуманный проект помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х годов архитектурный облик города определялся вкусами различных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим чрезвычайно гордятся многие горожане, называя Комсомольск «кусочком Ленинграда».

На набережной, там, где высадились первые строители Комсомольска, установлен известный многим памятный камень — 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы — строители города».

Главная улица города — проспект Первостроителей (называвшийся прежде Красным и Амурским). Это наиболее широкая улица Комсомольска (100 м) протянулась на 3,5 км. Здесь есть свои достопримечательности — самый большой в городе 714-квартирный дом. В старой, центральной части города преобладают пятиэтажные, так называемые «сталинские» дома. Для большинства из них характерен единый стиль послевоенной советской архитектуры с присущим ему богатым декоративным убранством зданий: лепными украшениями и другими архитектурными изысками. Новые кварталы застраиваются 9-14-этажными зданиями.

Ленинский округ, чаще называемый горожанами Дзёмги, — фактически целый город, где проживает треть населения Комсомольска, с комплексом различных организаций и учреждений. Эта часть города застроена менее компактно. Наряду с новостройками там сохранились деревянные дома частного сектора. Неоспоримое преимущество Дзёмог — озелененность. Там находится лучший парк города. Кроме того, на левом берегу Силинки строителями оставлен огромный массив почти нетронутой тайги площадью более 500 га.

По численности населения Комсомольск на Дальнем Востоке уступает лишь Хабаровску и Владивостоку — старым городам с богатыми традициями. На его долю приходится пятая часть населения Хабаровского края, в том числе треть горожан.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре — крупный промышленный, научный и культурный центр Дальнего Востока, третий по величине город в Дальневосточном Федеральном округе, центр промышленной агломерации, включающей еще город-спутник Амурск, а также более десяти населенных пунктов городского и сельского типов.

В середине 90-х годов Комсомольской агломерации присвоен статус свободной экономической зоны производственного типа. Современная зона Комсомольск-Амурск-Солнечный включает территории трех административных районов Хабаровского края: Комсомольского, Амурского, Солнечного, а также территорию самого Комсомольска.

Административный и муниципальный статус [ править ]

В рамках административных подразделений , в Комсомольске-на-Амуре служит административным центром в Комсомольском районе , [6] , хотя это не является его частью. [1] Как административное деление, образовано отдельно как город краевого значения Комсомольск-на-Амуре

— административная единица со статусом, равным статусу районов . [1] В качестве муниципального разделения , город краевого значения Комсомольска-на-Амуре включен в
Комсомольске-на-Амуре городского округа
. [7] В административном отношении город разделен на 2 округа (ранее район), совпадающих с историческими частями: Ленинский (Дземги) и Центральный.

В советское время административно-территориальное деление города отличалось от нынешнего. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 октября 1943 года были образованы Ленинский, Сталинский и Центральный районы. Сталинский район включал территорию железной дороги Амурстали и жилой массив.

Президиум Верховного Совета РСФСР «Об упразднении города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» 7 августа 1957 года в районном делении был упразднен, но указом Президиума Верховного Совета от 31 марта 1972 года. Совет вновь разделил город на два района — Центральный и Ленинский.

Комсомольск-на-Амуре

(Хабаровский край)

Код ОКАТО:
08409
Основан:
1860
Город с:
1932 Город краевого подчинения
Центр:
Комсомольский р-н
Город прежде назывался:

Пермское18601932
Телефонный код (справочный телефон)
4217******

Отклонение от московского времени, часы:
7
Географическая широта:
50°33′
Географическая долгота:
137°00′
Высота над уровнем моря, метров:
30 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Комсомольск-на-Амуре

Макет [ править ]

«Дом со шпилем» — неофициальный символ Комсомольска-на-Амуре.

Комсомольск-на-Амуре состоит из двух исторических частей: , где находится главное предприятие — Судостроительный завод, и Дземги — площади, образовавшейся при строительстве авиазавода (будущего КнААПО ). Фактически, каждая из частей представляет собой отдельный город, являющийся единым центром города.

Районы города очень различаются по архитектурному облику: в центре преобладали сталинские застройки 40-50-х годов (исключение — спальный район возле железнодорожного вокзала), Дземги застроен преимущественно типичными многоквартирными домами. «Спального» района Дземги нет, так как большинство их жителей работают на расположенных здесь предприятиях.

Герб

Герб Комсомольска-на-Амуре утвержден решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся 6 июня 1967 года № 329. Автор герба – Б.Л.Стариус, член Союза художников РСФСР. Герб внесен в Геральдический регистр Российской Федерации 3 июня 2002 года под № 969. Герб выполнен на щите французской геральдической формы. В центре щита фигура молодого человека. Он в рабочей одежде строителя. Лицо юноши открыто всем ветрам. Мощным размахом сильных рук юноша-строитель – человек – творец раздвигает вековую тайгу. У ног юноши – синь и белые барашки волн таежной реки Амур. Над синей гладью восходит золотое (желтое) солнце, устремляясь лучами ввысь. Герб является памятником первым строителям города, прибывшим на дикий берег Амура 10 мая 1932 года в составе ударных трудовых десантов в таежные просторы страны и символизирует вечно молодой дух города.

Климат [ править ]

Комсомольск-на-Амуре отличается влажным континентальным климатом ( Köppen Dfb

). Температуры в районе города обычно меняются более чем на 56 ° C (100,8 ° F) в течение года, при среднем дневном значении -24,7 ° C (-12,5 ° F) в январе по сравнению с +20,3 ° C. (68,5 ° F) в июле.

Климатические данные для Комсомольска-на-Амуре
МесяцЯнвФевМарАпрМайИюнИюлАвгСенОктябрьНояДекабрьГод
Рекордно высокая ° C (° F)0,7 (33,3)0,0 (32,0)13,6 (56,5)23,9 (75,0)31,0 (87,8)33,2 (91,8)36,2 (97,2)38,0 (100,4)30,0 (86,0)20,5 (68,9)8,3 (46,9)1,0 (33,8)38,0 (100,4)
Средняя высокая ° C (° F)-19,6 (-3,3)-13,9 (7,0)-4,0 (24,8)7,5 (45,5)16,1 (61,0)22,8 (73,0)25,1 (77,2)23,4 (74,1)17,1 (62,8)7,4 (45,3)-6,4 (20,5)-17,2 (1,0)4,6 (40,3)
Среднесуточное значение ° C (° F)-24,7 (-12,5)-19,8 (-3,6)-9,5 (14,9)2,3 (36,1)10,4 (50,7)17,3 (63,1)20,3 (68,5)18,5 (65,3)11,9 (53,4)2,5 (36,5)-10,5 (13,1)-21,8 ( -7,2 )-0,6 (30,9)
Средняя низкая ° C (° F)-30,8 (-23,4)-27,2 (-17,0)−17,1 (1,2)-3,4 (25,9)3,7 (38,7)10,8 (51,4)15,2 (59,4)13,5 (56,3)6,4 (43,5)-2,9 (26,8)-16,1 (3,0)-27,4 ( -17,3 )-6,6 (20,1)
Рекордно низкая ° C (° F)-47,0 (-52,6)-42,0 (-43,6)-33,9 (-29,0)-20,8 (-5,4)-7,5 (18,5)-2,2 (28,0)0,0 (32,0)-8,9 (16,0)-6,0 (21,2)-22,0 (-7,6)-34,0 (-29,2)-42,0 (-43,6)-47,0 (-52,6)
Среднее количество осадков, мм (дюймы)30 (1,2)19 (0,7)30 (1,2)43 (1,7)63 (2,5)65 (2,6)95 (3,7)110 (4,3)74 (2,9)62 (2,4)49 (1,9)32 (1,3)669 (26,3)
Среднее количество дней с осадками141213151513151414131615169
Средние дождливые дни0017141315141481087
Средние снежные дни14121311300008151591
Источник 1: climbase.ru [17]
Источник 2: Weatherbase [18]

Экономика и инфраструктура [ править ]

Комсомольск-на-Амуре — важный промышленный центр Хабаровского края и Дальнего Востока России . [19] Страна имеет диверсифицированную экономику, где доминируют предприятия машиностроения, металлургии и лесной промышленности. [20]

Самым заметным предприятием города является Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение , крупнейшее авиастроительное предприятие России. Он входит в число самых успешных предприятий Хабаровского края и на протяжении многих лет является крупнейшим налогоплательщиком края. [21] Он произвел сотни гражданских самолетов и тысячи военных самолетов различного назначения, от первых самолетов-разведчиков до современных истребителей серии Су и легких самолетов-амфибий. [22] Компания очень важна для экономики города, выплачивая 45% всех платежей в местный бюджет. [21]

Также в городе находится Амурский судостроительный завод , крупный производитель кораблей и подводных лодок. [23]

Самая восточная станция телеметрии и слежения ГЛОНАСС расположена в Комсомольске-на-Амуре.

Две авиабазы ​​расположены недалеко от города: Хурба на юге и Дземги на севере.

Комсомольск-на-Амуре железнодорожной станции является важным железнодорожным узлом из БАМа и железнодорожной линии Комсомольск-Dezhnyovka .

Город обслуживается аэропортом Комсомольск-на-Амуре.

Общественный транспорт включает в себя 5 трамвайных маршрутов, автобус и фиксированное такси ( маршрутка ).

Первый боевой вылет прототипа Су-57 произошел на Гагаринском заводе. [24]

  • Испытательный полет прототипа Sukhoi Superjet 100 в Комсомольске-на-Амуре
  • Трамвай

Комсомольск-на-Амуре. Взгляд изнутри

История города началась 10 мая 1932 года, когда пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу, в районе села Пермское, около тысячи строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Город был официально образован Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года.

Памятный камень на набережной в Комсомольске-на-Амуре

Новый город на берегу Амура задумывался как центр оборонной промышленности на Дальнем Востоке. С самого начала строительства города были заложены авиа, судостроительные и металлургические предприятия.

Само строительство велось в тяжелейших условиях. Несмотря на то, что Комсомольск-на-Амуре расположен южнее Москвы (примерно на широте Белгорода и Воронежа), по своим климатическим характеристикам он приравнен к районам Крайнего Севера. Снежный покров в районе Комсомольска ложится в конце октября — начале ноября, а сходит в конце апреля. Среднегодовая температура воздуха равна 1,5°C.

Экстремальные климатические факторы: летом — изнуряющая жара в сочетании с высокой влажностью и гнусом, зимой — морозы ниже –40 °C и сильный ветер. Плохие бытовые условия и материально-техническое снабжение, однообразное и зачастую недостаточное питание привели к нехватке рабочей силы на строительных объектах. На 1 апреля 1934 года из 2500 комсомольцев прибывших на строительство, в наличии было 460 человек, остальные разными способами покинули стройку. Эта нехватка была вскоре частично восполнена военными строителями, а в большей мере заключёнными.

В окрестностях города было построено множество «зон» Амурлага, значительная часть их обитателей остались в дальневосточной земле навсегда.

Вопреки всем трудностям, построенные в кратчайшие сроки предприятия активно выпускали оборонную продукцию в годы войны, внося свой вклад в победу. Промышленность города поставляла: чёрный металл, боевые корабли и самолёты.

В послевоенное время Комсомольск-на-Амуре активно развивался. Ударными темпами строилось жильё, увеличивались объёмы промышленного производства. Статус города как основного производителя военной высокотехнологичной продукции возрос ещё больше. К концу 80-х на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) был освоен массовый выпуск истребителей 4-го поколения Су-27. Судостроительный завод № 199 имени Ленинского Комсомола (ЗЛК) строил ДПЛ пр. 877 и АПЛ пр. 971.

В 1986 году на металлургическом в дополнение к действующим мощностям, запущены: Электросталеплавильный цех (ЭСПЦ-2) и Цех проката профилей (Прокат-3). Для обеспечения потребностей в тепловой и электрической энергии построены ТЭЦ-3 и многочисленные ЛЭП.

Наращивали производство и другие предприятия гражданского сектора. В сельском хозяйстве были высокие темпы роста в животноводстве. В середине 80-х возведён ряд животноводческих комплексов (ныне полностью разрушенные), которые позволяли в основном удовлетворить местные потребности в мясе. Пригородные совхозы в значительных количествах выращивали овощи, адаптированные к местным условиям. Сейчас все продукты питания завозятся из других регионов и КНР.

Численность населения Комсомольска-на-Амуре достиг своего пика в 1991 году, и составила -318000 человек. В реальности количество проживающих было намного больше, с учётом многочисленных воинских частей и ИТК расположенных в окрестностях — не менее 350000 человек.

Если не принимать во внимание военнослужащих и заключенных, основными факторами, удерживающими трудоспособное население в регионе, были высокие по сравнению с центральными районами зарплаты, северные льготы и возможность быстрого получения благоустроенного жилья.

Город с момента своего основания неразрывно связан с военными. Долгое время он оставался закрытым. Это связано с большим количеством оборонных предприятий, а также географическим положением города, который в случае возникновения военных угроз остаётся единственным городом, расположенным на БАМ-е, удаленным от морских театров военных действий (на 240 км) и государственной границы (на 300 км).

В настоящее время большинство воинских частей расформировано, техника вывезена или «утилизирована», а благоустроенные в прошлом военные городки брошены и разграблены.

С распадом СССР и началом «экономических реформ» на промышленных предприятиях города произошел обвальный спад производства. В правительстве страны стали считать дальневосточный регион обузой для экономики страны. Известно высказывание премьера Е. Гайдара, который 1 октября 1993 года посетил город: «В здешних краях достаточно оставить 30 тысяч населения для заготовки леса».

Казалось бы, наступившие «сытые» 2000-е и достаточные финансовые ресурсы, оказавшиеся в распоряжении руководства страны, должны были изменить отношении к Дальнему Востоку. Однако этого не произошло: деньги вкладывались во что угодно, только не в развитие территории.

Надежды на иностранные инвестиции в промышленность и перерабатывающие отрасли со стороны Китая, Кореи и Японии оказались несостоятельными. Наивно полагать (учитывая неблагоприятные природно-климатические факторы, высокий уровень коррупции, административный произвол и дорогие энергоносители), что иностранные инвесторы будут вкладываться в развитие дальневосточных территорий. Им гораздо проще получать от нас сырьё и энергоносители, причём по ценам значительно более низким, чем в самой России.

Как пример крайне недальновидного подхода можно привести деятельность в Хабаровском крае китайских компаний по заготовке деловой древесины.

Дальневосточная тайга

Какой смысл китайцам платить нашим лесхозам хорошую цену за лес, когда они сами ведут заготовку в дальневосточной тайге? Не заботясь о лесовоспроизводстве и оставляя после себя пустыню.

Что остаётся после китайских «лесозаготовителей»

Всеобщее недоумение у жителей региона вызывает тарифная политика властей в области электроэнергии и автомобильного горючего. Иначе как удушающей её назвать нельзя. Стоимость киловатт/часа в Комсомольске составляет 3,47 рубля. В ближайшее время ожидается введение так называемой «социальной нормы», т.е. энергия населению будет обходиться ещё дороже. Это при том, что в регионе имеется избыток генерирующих мощностей, и «излишки» энергии поставляются в Китай по ценам, во много раз меньшим, чем для собственных потребителей!

Жители региона от построенных Зейской и Бурейской ГЭС не имеют ничего, кроме экологических проблем и ухудшения гидрологического режима в Амуре.

Во время очередной пресс-конференции на вопрос В. Путину о том, почему так происходит, внятного ответа получено не было.

В ответ последовало словоблудие о глобализации экономики, свободе ценообразования, тарифной политике и т. д.

Цены на топливо на заправках в Комсомольске-на-Амуре

Всё это относится и к ценам на бензин, что неминуемо сказывается на конечных ценах на продукты питания в розничных торговых сетях.

Реальный импульс развития дальневосточным территориям могло бы дать введение справедливых цен на электроэнергию и горючее, налоговые послабления в реальном секторе экономики, строительство дорог и жилья.

Но, видимо, закачивать деньги в кавказские регионы, олимпиады, ценные бумаги США для нашего руководства ближе и привычней.

Особенно остро по сравнению с другими дальневосточными городами в Комсомольске-на-Амуре стоят экологические проблемы. Загрязнены подземные воды, малые водоёмы, основной источник водозабора — Амур — подвержен сильному антропогенному воздействию. Из-за построенных ГЭС и сброса сточных вод в верхней части Амура (в частности, это г. Хабаровск, а также населённые пункты Китая) наблюдается высокая бактериальная загрязнённость, что не позволяет использовать её для рекреационных целей и вынуждает хлорировать питьевую воду повышенными дозами, что приводит к обострению проблемы образования канцерогенных хлорорганических соединений.

Комсомольск-на-Амуре является «территорией риска» по заболеваемости населения лейкемией, злокачественных новообразований кожи и органов дыхания. Повышена заболеваемость онкологическими заболеваниями — до 403,9 на 100 тыс. населения. В структуре заболеваемости превалируют рак кожи — 16,1 %, рак трахеи, бронхов и легкого — 13,8 %, рак молочной железы — 10,6 %, женских половых органов — 8,2 %, рак желудка — 7,9 %.

Наблюдается наибольшее загрязнение подземных вод по сравнению с городами Хабаровского края — хлоридами (до 520 мг/дм3 — 1,5 ПДК), свинцом (0,039 мг/дм3 — 1,3 ПДК), кадмием (0,0063 мг/дм3 — 6,3 ПДК), бериллием (0,0018 мг/дм3 — 9 ПДК), алюминием (2,58 мг/дм3 — 5,16 ПДК), титаном (1,556 мг/дм3 — 15,56 ПДК).

После ликвидации службы лесоохраны в весенне-летний период вокруг города горят тайга и торфяные болота. Дым и гарь от лесных пожаров приводит к высокой концентрации оксида углерода, в несколько раз превышающего ПДК. Видимость на дорогах может составлять менее 100 м.

Летом 2012 года на Комсомольском НПЗ имели место выбросы «неизвестных газов». Ситуация носила масштаб настоящего экологического бедствия. Однако представители «Роснефти», несмотря на сильный запах газа и ухудшение самочувствия у многих жителей города в течение длительного времени, продолжали всё отрицать.

Здравоохранение в городе носит поликлинико-амбулаторный характер. Для получения более качественной медицинской помощи жители вынуждены обращаться в лечебные организации Хабаровска, Москвы, Новосибирска.

Тяжелые климатические условия, экологические проблемы, недостатки благоустройства, отсутствие доступного жилья, а, самое главное, низкий уровень оплаты труда и более высокие по сравнению с центральными регионами тарифы и цены, ведут к массовому оттоку населения из города. В первую очередь уезжает самая активная часть населения — молодежь.

Получается замкнутый круг. Низкий уровень оплаты на промышленных предприятиях города ведёт к кадровому голоду и недостатку квалифицированной рабочей силы, что является препятствием для наращивания объёмов производства высокотехнологичной продукции.

Т-50 произведённый КнААЗ на авиасалоне МАКС-2011

Даже на таком предприятии, как Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (ОАО «КнААЗ»), где производятся истребители Су-35, реализуется программа ПАК ФА, ведётся сборка авиалайнеров «Sukhoi Superjet 100», ощущается острая нехватка рабочих. При средней заработной плате по заводу 42000 руб. (которая как «средняя температура по больнице с учётом морга»), реальная зарплата сборщика-клёпальщика — 25000 руб. Разница — это деньги, получаемые «эффективными менеджерами».

На Амурском судостроительном заводе ситуация с уровнем заработной платы ещё хуже. Это процветающее некогда предприятие в силу отсутствия оборонного заказа и воровства руководства доведено до банкротства.

Обещания, данные при посещении завода незадолго до выборов ныне действующим президентом о госзаказе и финансовых вливаниях, остались просто словами.

Более того, не так давно стало известно, что на АСЗ больше не будут строиться подводные лодки. А ведь именно под их производство предприятие было «заточено».

Не меньше вопросов вызывают действия местной и региональной власти. Должность главы города с 1991 года бессменно занимает почетный гражданин города Комсомольска-на-Амуре, кандидат экономических наук, член партии «ЕР» с 10.02.2006 г. Владимир Петрович Михалёв.

Владимир Петрович Михалёв — кандидат экономических наук

В.П. Михалев отмечен государственными наградами: орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007 год), медалями «За трудовую доблесть» (1981 год) и «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1988 год), орденом Почета (1998 год), орденом «Святого Князя Даниила Московского» — II степени (2001 год), медалью «200 лет МВД России» (2002 год), медалью «300 лет Российскому Флоту» (2004 год),удостоен Главной всероссийской общественной премии «Российский национальный Олимп» в личной номинации «Мэр года 2002-2003», с вручением диплома и общественного ордена «За честь и доблесть» (2003 год), медалью ЦС РОСТО «Первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин» (2004 год).

За время руководства городом этим заслуженным и обласканным властью человеком количество жителей в городе, по официальным данным, сократилась с 318 600 до 257 800 жителей. В реальности отток населения намного больше, в Комсомольск-на-Амуре перебираются жители из близлежащих Амурска и Солнечного, где условия жизни, ситуация с занятостью и оплатой труда ещё хуже. Посёлки вдоль БАМа практически обезлюдели, отсутствие работы, элементарных удобств и каких-либо перспектив вынуждает людей бросать свои дома и перебираться в Комсомольск.

Прекратили своё существование многие промышленные предприятия, а большинство оставшихся с трудом выживает. В целях «экономии» ликвидирован ряд учреждений образования и здравоохранения. Практически прекратилось строительство жилья, многие дороги даже в центре города находятся в неудовлетворительном состоянии.

Зато активно ведётся возведение многочисленных торговых центров и, как это ни странно в условиях вечной мерзлоты, — фонтанов.

Бараки постройки 30-х годов на улице Пионерской (практически в центре города)

При этом часть населения продолжает жить в бараках, построенных в середине 30-х годов первостроителями города. Все «удобства» в этом «жилье» находятся на улице.

Уникальной чертой мэра Комсомольска является его удивительная способность в случае необходимости договариваться и находить общий язык с кем угодно.

Например, В.П. Михалев прекрасно уживался с широко известным криминальным авторитетом Евгением Васиным (Джемом).

С начала 90-х годов Комсомольск-на-Амуре стал пользоваться сомнительной славой «криминальной столицы» дальневосточного региона.

Влияние «Джема» и созданной им ОПГ «Общак» было очень велико. Члены «Общака» безнаказанно занимались вымогательством, поставив под свой контроль или обложив данью многие предприятия и многих предпринимателей. С теми, кто платить не соглашался, жесточайшим образом расправлялись. Чрезвычайно высок был уровень краж, разбоев и угонов автотранспорта. Представители этой преступной группировки 23 апреля 1995 года в Ленинском округе Комсомольска-на-Амуре забросали боевыми гранатами отдел милиции.

Несмотря на многочисленные преступления, совершаемые членами «Общака» и обращения граждан, власти ограничивались полумерами, в лучшем случае привлекая к ответственности рядовых членов криминальной группировки.

В начале 1990-х годов Васин организовал молодежный лагерь на амурском острове Малайкин неподалеку от Комсомольска-на-Амуре. Там почти легально подростки из неблагополучных семей проходили боевую подготовку и обучались воровским «понятиям».

Лишь только поджог 22 февраля 2001 года членами ОПГ кафе «Чародейка», приведший к массовой гибели людей и вызвавший широкие протесты у жителей города, привел к аресту Джема. Воры в законе рассчитывали таким образом нанести удар по хозяину «Чародейки», который не платил дань «Общаку».

В ходе нападения бандиты в масках забросали помещение банками с зажигательной смесью (в том числе и у порога, чтобы отсечь дорогу к выходу). Пламя быстро распространилось по заполненному посетителями кафе. В результате поджога четыре человека сгорели заживо (причем они погибли не от ожогов — их фактически кремировали заживо, тела погибших были обуглены до костей), еще четверо умерли в больнице, свыше двадцати людей получили ожоги, многие из них остались инвалидами. У людей, которым удалось вырваться из кафе, прямо на улице слезала кожа. Все погибшие и большинство пострадавших были молодыми людьми в возрасте от 15 до 25 лет.

По обвинению в этом преступлении Васин был арестован и вскоре умер в СИЗО Хабаровска, по официальной версии — от сердечной недостаточности. Однако всё произошедшее никак не сказалось на руководстве города.

Отдельной оценки заслуживают действия местных властей в ходе подготовки и ликвидации последствий наводнения, которое они почему-то стыдливо называют подтоплением.

Набережная Комсомольска-на-Амуре в районе речного вокзала во время наводнения

За несколько недель до «большой воды», когда топило Амурскую область и волна паводка смещалась вниз по Амуру, не было предпринято никаких действий. Если не считать, конечно, оптимистичных заявлений в местных СМИ.

За это время было вполне реально подготовиться, нарастить защитные дамбы и избежать затопления значительных территорий. Но время было потеряно, работы начались, когда затопление стало неизбежным.

Лишь благодаря самоотверженным действиям солдат-срочников, сотрудников МЧС и волонтёров из числа местных жителей удалось избежать затопления центральной части города.

Во время прохождения «пика наводнения» деятельность главы города выпала из поля зрения общественности и СМИ. В репортажах и непосредственно в зонах затопления можно было увидеть только его заместителей. Среди жителей Комсомольска-на-Амуре одно время даже циркулировала информация о снятии В.П. Михалёва с должности.

Владимир Петрович объявился, когда стало ясно, что угроза затопления города миновала.

Проспект Интернациональный

Центральные районы города избежали серьёзного затопления, однако сильно пострадал частный сектор. Во многих затопленных домах уровень воды достиг 1,5 метра и более.

На фоне приближающейся зимы (первый снег выпал в Комсомольске 15 октября) во многом остаются нерешенными вопросы восстановления разрушенного жилья и выплаты компенсаций. Судя по всему, многим горожанам придётся решать эти вопросы в судебном порядке.

Залитые улицы посёлка Парковый

Ничего, кроме горькой усмешки, не вызывают прошедшие 8 сентября 2013 года, в самый разгар наводнения, губернаторские выборы. При явке 26% за действующего губернатора Вячеслава Шпорта проголосовало 62,48% избирателей, т.е. чуть больше 13% имеющих право голоса.

Вячеслав Иванович Шпорт родился и начал свою трудовую биографии в Комсомольске-на-Амуре. Занимал разные должности на КнААПО. 19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы РФ. 30 апреля 2009 года указом Президента России назначен исполняющим обязанности губернатора Хабаровского края, сменив на этой должности прежнего избранного губернатора Виктора Ивановича Ишаева.

В отличии от В.И. Ишаева, который не стеснялся критиковать центральную власть, имел своё мнение и демонстрировал определённую независимость, нынешний губернатор всегда проявлял лояльность, зачастую даже в ущерб интересам края.

За время его губернаторства особых положительных изменений в развитии края и родного города не произошло.

В 2013 году дефицит бюджета Хабаровского края составил 15%. Для его покрытия под гарантии правительства края были взяты кредиты в коммерческих банках. Запланированный в 2013 году экономический рост в крае — 103% — скорей всего достигнут не будет. Как гасить эти кредитные обязательства, непонятно.

Выходить из положения, скорее всего, придётся с помощью очередного повышения тарифов, местных налогов и акцизов, которые и без того являются одними из самых высоких в стране. И это в очередной раз ляжет дополнительной нагрузкой на жителей и предприятия, уменьшит покупательную способность населения и инвестиционную привлекательность территории.

Нерешенность социально-экономических проблем, низкий уровень жизни, отрезанность из-за высоких транспортных тарифов от центра, невнимание федеральных властей к нуждам дальневосточников — всё это ведет к повышению градуса социального недовольства и росту сепаратистских настроений.

Известные жители [ править ]

Алексей Чубревич

  • Алекс Чубревич , израильско-российский профессиональный баскетболист за «Маккаби Хайфа» израильской Суперлиги .
  • Анатолий Дятлов , заместитель главного инженера Чернобыльской АЭС
  • Юрий Газинский , футболист, забивший первый гол ЧМ-2018 , родился в городе.
  • Александра Ивановская , «Мисс Россия 2005»
  • Валентина Хетагурова (1914–1992), основательница Хетагуровой
  • Паша Ковалев , профессиональный танцор
  • Сергей Плотников , хоккеист «Питтсбург Пингвинз», НХЛ
  • Иван Штыль , байдарка- спринтер

Ссылки [ править ]

Заметки [ править ]

  1. ^ a b c d e Постановление № 143-пр.
  2. «Результат запроса» . www.gks.ru
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  3. ^ а б Федеральная служба государственной статистики (2011). «Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1» [ Всероссийская перепись населения 2010 , т. 1]. Всероссийская перепись населения 2010 года [Всероссийская перепись населения 2010]
    . Федеральная служба государственной статистики .
  4. https://habstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/habstat/resources/4fcf3a80408ea6bca127eb4d45abe5e4/Численность+населения+Хабаровского+края+по+муниципальным+образованиемм+на+1+годаянваря+2018+ .
  5. Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. « Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. Код 08 409 », в ред. изменения №278 / 2015 от 1 января 2016 г .. (Госкомстат РФ. Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. Российская классификация объектов административного деления) (ОКАТО). Код 08 409
    , в редакции Поправки № 278/2015 от 01.01.2016.).
  6. ^ a b Государственный комитет Российской Федерации по статистике. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. « Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления. Код 08 220 », в ред. изменения №278 / 2015 от 1 января 2016 г .. (Госкомстат РФ. Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. №ОК 019-95 1 января 1997 г. Российская классификация объектов административного деления) (ОКАТО). Код 08 220
    , в редакции Поправки № 278/2015 от 01.01.2016.).
  7. ^ a b c Закон № 192
  8. Закон № 264
  9. «Об исчислении времени» . Официальный интернет-портал правовой информации
    . 3 июня 2011 . Проверено 19 января 2022 года .
  10. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. ( Почта России
    ). Поиск объектов почтовой связи (
    почтовый Поиск объектов
    ) (на русском языке )

  11. Федеральная служба государственной статистики России (21 мая 2004 г.). «Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, городских поселений, населенных пунктов, населенных пунктами 3 тысячи и более человек» [Население России, ее федеральных округов, федеральных округов, округов, Городские поселения, сельские поселения — административные центры и сельские поселения с населением более 3000] (XLS) .
    Всероссийская перепись населения 2002 года
    .
  12. «Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, отрицательных явлений, городских поселений и сёл-райцентров» [Всесоюзная перепись населения 1989 года: нынешнее население союзных и автономных республик, Автономные области и округа, края, области, районы, городские поселки, села, выполняющие функции районных административных центров. Всесоюзная перепись населения 1989 года [Всесоюзная перепись населения 1989 года]
    . Институт демографии национального исследовательского университета: Высшая школа экономики [Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики]. 1989 — через
    Demoscope Weekly
    .
  13. Александр Солженицын, Архипелаг Гулаг: 1918-1956
    , 592-593
  14. «Team.Aero — Сухой выкатывает Superjet 100 в раскраске Аэрофлота» . Team.Aero
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  15. «Сколько было произведено МиГ-15 в год?» . Aviation.stackexchange.com
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  16. https://www.oldwings.nl/st/li2.pdf
  17. «Climatebase.ru (1948-2011)» . Проверено 28 апреля 2012 года .
  18. «Погодная база: историческая погода для Комсомольска-на-Амуре, Россия» . База погоды. 2012 г.Проверено 24 ноября, 2011.

  19. Комсомольск-на-Амуре. Архивировано 12 августа 2009 года, на Wayback Machine.
  20. «Обзор Комсомольска-на-Амуре» . Проверено 1 ноября 2022 года .
  21. ^ a b Пайк, Джон. «КНААПО Комсомольское на Амуре авиационное производственное объединение имени Гагарина — российское» . www.globalsecurity.org
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  22. www.uacrussia.ru
    https://web.archive.org/web/20090131153815/https://www.uacrussia.ru/en/companies/index.php?id4=47 . Архивировано из оригинала на 31 января 2009 года . Проверено 1 ноября 2022 года . Отсутствует или пусто |title=( справка )
  23. Спутник. «Член экипажа взломан датчиком температуры на подводной лодке« Нерпа » » . en.rian.ru
    . Проверено 1 ноября 2022 года .
  24. «Прототип Сухого Т-50 летит впервые за 40 минут вылета» . Проверено 1 ноября 2022 года .[ постоянная мертвая ссылка
    ]
  25. «Города-побратимы» . kmscity.ru
    (на русском языке). Комсомольск-на-Амуре . Проверено 4 февраля 2020 года .

Источники [ править ]

  • Правительство Хабаровского края. Постановление №143-пр от 18 июля 2007 г. «Об утверждении реестра административно-территориальных и территориальных единиц Хабаровского края», в ред. Постановления №273-пр от 28 августа 2015 г. «О внесении изменений в Постановление Правительства Хабаровского края от 18 июля 2007 г. №143-пр «Об утверждении реестра административно-территориальных и территориальных единиц Хабаровского края» ». Вступил в силу 13 августа 2007 г. Опубликован: «Собрание законодательства Хабаровского края», №7 (60), 12 августа 2007 г. (Правительство Хабаровского края. Постановление № 143-пр от 18 июля 2007 г. « Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц Хабаровского края»
    в редакции Постановления № 273-пр от 28 августа 2015 г.
    О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 18 июля 2007 г. № 143-пр «Об утверждении Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Хабаровского края»
    . Действует с 13 августа 2007 г.).
  • Законодательная Дума Хабаровского края. Закон №192 от 30 июня 2004 г. «О наделении муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре статусом городского округа и об установлении его границы». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Приамурские ведомости», №№136–137, 29 июля 2004 г. (Законодательная Дума Хабаровского края. Закон № 192 от 30 июня 2004 г. « О присвоении муниципальному образованию города Комсомольска-на-Амуре статуса городского округа и об установлении его границы
    . Вступает в силу со дня официального опубликования.) .
  • Законодательная Дума Хабаровского края. Закон №264 от 14 марта 2005 г «Об административных центрах сельских поселений и муниципальных сообщений Хабаровского края», в ред. Закона №239 от 28 ноября 2012 г. «О преобразовании городского населенного пункта рабочего посёлок Тырма, находящегося на территории Верхнебуреинского района Хабаровского края, путём изменения его статуса в сельский населённый пункт — посёлок Тырма и внесение изменений в отдельные Законы Хабаровского края». Вступил в силу со дня официального опубликования. Опубликован: «Приамурские ведомости», №57, 1 апреля 2005 г. (Законодательная Дума Хабаровского края. Закон № 264 от 14 марта 2005 г. « Об административных центрах сельских поселений и муниципальных образований Хабаровского края»
    в редакции Закона № 239 от 28 ноября 2012 г.
    О преобразовании городского поселения Тырма, расположенного на территории Верхнебуреинского района Хабаровского края, путем изменения его статуса на сельский населенный пункт — поселка Тырма и о внесении изменений в различные законы Хабаровского края
    . Действует со дня официального опубликования.).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]