Место и год основания Ярославля: версии и легенды

Основные сведения

Современный Ярославль — это, прежде всего, центр туризма, древнерусский город, история которого исчисляется тысячелетием. До сих пор год основания Ярославля является предметом дискуссий между историками и археологами. Раскопки на берегах Волги ведутся постоянно, что дает новую информацию для размышления. Официально год основания города Ярославля – 1010. Именно на основании данных сведений в 2010 году праздновался 1000-летний юбилей города. На сегодняшний день это крупный торгово-транспортный узел, что связано с его географическим расположением. Наиболее развитые производства: нефтеперерабатывающая отрасль, машиностроение, химическая промышленность.

Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика


Ярославль — дворянская улица. Старая открытка.

Рассказывая о Ярославле, история названия города, городских топонимах и географических названиях в его окрестностях, нельзя не обратить внимание на один факт. Ярославль – один из древнейших русских городов с богатой, многовековой историей, с характерными природными особенностями. Однако, взглянув на современную карту Ярославля, вы не найдете на ней достаточного количества старых и образных старинных наименований, возникших в прежние столетия или данных в память о прошедшем (как, например, в Москве). Внутригородская топонимия Ярославля носит в основном современный характер: Народный переулок, Советский переулок, Революционная, Первомайская, Депутатская, Большая Октябрьская, Школьная, Кооперативная улицы, улица Свободы, Республиканская улица, площадь Труда, Малая Пролетарская и Малая Химическая улицы. В Ярославле есть и такие названия, которые несут в себе лингвоисторическую информацию, непосредственно связанную с более ранней историей города: улицы Некрасова, улица Городской Вал, Мельничный переулок, Ямская улица, улица Матросский Спуск, Суздальская улица и другие. Стандартизация внутригородской топонимии – явление широко распространенное, это особенно обращает на себя внимание в старинных русских городах. На наш взгляд, вопрос о наименованиях и переименованиях улиц, площадей и т.п. в таких города и поселках нуждается в серьезном анализе. Возможно, следует ускорить работу над официальным документом, регламентирующим присвоение новых названий внутригородским объектам (существующие инструкции касаются лишь названий самих населенных пунктов и иных географических объектов). В работе над таким документом (и приложением к нему) могли бы более продуктивно участвовать и языковеды, историки, географы.

Географическое положение

Место основания Ярославля – берег Волги, точнее «стрелка», береговой высокий мыс. Река Которосль, образованная соединением р. Векса и р. Устье, впадает в Волгу на Восточно-Европейской равнине, в ее центральной части. Поволжье в Ярославской области богато водными ресурсами, 240 рек и небольших речушек, сливаясь между собой, образуют разветвленную сеть, которая использовалась для доставки различного рода грузов. Реки Векса и Которосль составляли часть великого волжского пути и связывали Ростовское озеро, Клязьму, Оку с Волгой. Данную водную систему называли путем из «варяг в арабы», она позволяла поддерживать торговые отношения с Арабским Востоком, Скандинавией, Хазарией. Освоение, заселение Волги стало играть большую роль в развитии связей с соседними государствами, благодаря данным предпосылкам стало возможным и необходимым основание города Ярославля. Это было первое поселение славян на Волге. Река Которосль являлась единственной водной артерией, связывающей западную часть Руси с Ростовом. Между Ярославлем и Ростовом водный путь многие века, до строительства железной дороги, являлся основным.

Место основания Ярославля выбрано неслучайно: если изучить топографию района, то можно увидеть, что более удобного расположения укреплений подобрать сложно. Поселение надежно закрывалось с трех сторон естественными барьерами. Волга и Которосль отсекали город от основной территории равнины, Медвежий овраг (ранее по нему тек один из протоков р. Которосль) являлся неприступным для нападения с третьей стороны. Защитникам крепости оставалось хорошо укрепить единственный доступный путь в город. Фактически «стрелка» являлась островом среди водного пространства.

Предпосылки возникновения

Год основания Ярославля до сих пор является предметом споров. Поселения на этом месте существовали и ранее. Но предпосылкой возникновения именно укрепленного пункта являлись постоянно расширяющиеся торговые связи. Использование Волги в качестве основной водной артерии региона привело к тому, что большое количество купцов снаряжали свои корабли богатым товаром и пускали по реке. В наиболее удобных точках берегов рек имелись небольшие поселения разбойников, которые грабили торговые суда. На стрелке, расположенной между Волгой и Которослью, находилось именно такое городище. С точки зрения военной стратегии, место идеально подходило и для разбойников, и для дружины, охраняющей границы княжества. При заселении и укреплении данной территории поселению было дано имя Ярославль. История основания древнего города связана с князем киевским Ярославом. В первые века своего развития город изначально был укрепленным районом, который делал безопасным путь на Ростов великий. Поэтому год основания Ярославля в качестве «городища» является до сих пор загадкой.

Историческое и культурное значение Ярославля

Ярославль в 1731 г. — лес храмов

Еще в XI веке здесь, в месте слияния Волги и Котросли, была построена крепость для защиты подступов к Ростову Великому. Древние стены Спасского монастыря были свидетелями самоотверженных и жестоких битв русского народа с ордынскими захватчиками. В этот город стекалось для освобождения Москвы ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле был найден один из списком жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». С именем этого города на великой русской реке Волге связаны многие факты биографии, творчества выдающихся деятелей русской культуры: основателя первого в России общедоступного национального театра – актера, режиссера и драматурга Ф. Г. Волкова, дорогого русскому сердцу народного поэта Н. А. Некрасова, поэта-демократа Л. Н. Трефолева, скульптора А. М. Опекушина, певца Л. В. Собинова, художника А. И. Саврасова. Велика роль города и в жизни России. Для рассказа об истории возникновения города, происхождения его названия нам нужно заглянуть в далекое прошлое страны, приоткрыть его страницы, где летописные свидетельства соседствуют с большим количеством народных преданий и легенд.

Предыстория

На основании проведенных археологических раскопок можно утверждать, что на территории современного Ярославля существовало древнейшее поселение, датируемое I тысячелетием до нашей эры — эпоха начала железного века. Но на этом месте существовали и более ранние поселения, которые относят к III-V векам. Основание города Ярославля – X-XI век, до этого момента Поволжье населяли фино-угорские народности. Постепенное переселение славян на данную территорию начинается с VIII-IX веков. При этом многие археологи подчеркивают, что колонизация прошла без насилия. Славяне мирно сосуществовали с народом меря, и в течение некоторого времени племена практически соединились. В год основания Ярославля берега Волги были достаточно густо населены, имеются сведения о нескольких поселках, жители которых занимались рыболовством и ремеслами.

А.К. Саврасов и Ярославль

С Ярославлем связано немало примечательных фактов из биографии, творчества многих выдающихся деятелей русской культуры. Вероятно, не многим известно, что в Ярославле, на Волге, большой художник Алексей Кондратьевич Саврасов работал над картиной «Грачи прилетели» (и над многими другими полотнами). Казалось бы немного времени провел А. К. Саврасов в Ярославле – всего несколько зимних и весенних месяцев 1870-1871 гг. Но для художника этот период в творчестве был очень плодотворным. Здесь он написал известные картины «Волга», «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге». Здесь он создал несколько этюдов «Грачей». Анализ этюдов показывает, что А. К. Саврасов долго искал самое верное композиционное и цветовое решение картины. Один из первых этюдов написан на тогдашней окраине Ярославля, именовавшейся Вспольем. Фоном для дерева с гнездящимися грачами служила Владимирская церковь. Оно имело значение «край поля» и «открытое место перед стенами города, поселения». Во втором значении слово всполье неоднократно встречается в памятниках письменности. Например: «А те б люди Салтыков или Луквица… со всеми людьми, которых с ними пошлют, выехав за город, стояли на всполье, где пригоже» (1517 г.) (Цит. По: Словарь русского языка XI-XVIIвв., вып. З. М., 1976, с. 144-145). Слово всполье упомянуто и в словаре В. И. Даля: «Всполье – край, окраина, начало; выгон, место вокруг околицы» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 1, с. 269)

История возникновения

Вокруг каждого древнего поселения существует множество историй. Это связано с отсутствием конкретной информации, черпать сведения приходится из сказаний и летописей, которые больше похожи на сказки и содержат много вымысла. Ярославль в этом смысле не является исключением, древняя история его возникновения оставляет значительный простор для фантазии. С уверенностью многие археологи и историки могут говорить только о том, что происходило основание Ярославля Ярославом Мудрым. Это косвенно подтверждается названием города. Многие археологические находки, относящиеся к тому времени, не отрицают данной версии, но основным источником данного утверждения являются монастырские архивы. Дата основания Ярославля, место и его основатель описаны в дошедшей до нас рукописи архиепископа ярославского Самуила Миславского. Рукопись публиковалась священником Лебедевым в 1877 году и неоднократно анализировалась историками. Выходила она под названием «Сказание о построении града Ярославля». Текст действительно содержит древнее предание и написан в XII-XI веках. По мнению исследователя Воронина Н. Н., содержание «Сказания» несколько раз подновлялось, но факты дошли до современников в неискаженном виде. Существует также ряд других документов, изучение которых продолжается до сегодняшнего дня, для современных ученых это очень интересный вопрос — основание Ярославля. Версии и легенды не отличаются большим разнообразием, все они прямо или косвенно указывают на Ярослава Мудрого как основателя города. Поэтому следует изучить его исторический образ более подробно.

Ярославль — родина Некрасова


Ярославль. Некрасовский бульвар. Старая открытка

И в первую же очередь Ярославль литературный, Ярославль поэтический – это Некрасов. Ярославщина по сути стала родиной великого русского поэта. Трехлетним ребенком он был привезен в родовое имение отца – село Грешнево (ныне Некрасово), неподалеку от Ярославля. В одиннадцатилетнем возрасте Некрасов поступил в ярославскую гимназию. И в зрелые годы поэт не порывал связей с Ярославским краем. Он часто приезжал на лето в Грешнево, а в 1861 г. приобрел усадьбу в селе Карабиха. О Карабихе следует рассказать подробнее… Это простое русское название прочно вошло в историю русской литературы. Здесь Николай Алексеевич Некрасов на протяжении почти четырнадцати лет ежегодно жил по нескольку месяцев, создавая свои лучшие произведения. Здесь поэтом были написаны поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», стихотворения «Возвращение», «Калистрат» и другие. На ярославской земле Некрасов черпал вдохновение, собирал материал для многих своих произведений. Не случайно именно к этому краю обращены взволнованные некрасовские строки: Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом! У людей, приезжающих в Карабиху, в Дом-музей Н.А. Некрасова, знакомящихся с его биографией и историей творчества, нередко возникает вопрос: «Какова история этого места России? Откуда ведет свое происхождение название села и усадьбы?» Ответить на этот вопрос можно и должно. Местность, в которой расположена Карабиха, связана с рядом исторических событий. Так, в период междоусобной войны во второй четверти XV в. здесь происходили сражения между войсками московского князя Василия Темного и его соперника – галицкого князя Дмитрия Шемяки в борьбе за великое княжение. Войска Шемяки потерпели сокуршительное поражение в 1435 году в битве близ Карабитовой горы. Так называется возвышенность подле Карабихи. Народное предание сохранило память о сражении, истолковывая значение названия горы как словосочетание «кара бе там». В основу названия населенного пункта и горы легло, по-видимому, диалектное русское слово карабить, означающее «боронить пашню» (См. Даль В.И. Толковый словарь…, т. 2, с. 89).

Ярослав Мудрый

Великий Князь Киевский родился в 978 году. Отец сразу после рождения Ярослава отдал ему Ростовские земли в княжение. Дата основания города Ярославль — 1010 год, именно в этот период князь правил Ростовскими землями. Об этом времени его жизни сложно сказать что-то определенное: данные не сохранились. Достоверное летописное упоминание князя Ярослава начинается с 1010 года, и связано оно с созданием города-крепости на берегу Волги. Дальнейшая судьба князя связана с Новгородом, где он находился с 1011 года. После смерти брата Вышеслава Владимир (отец братьев) в обход старшего из сыновей ставит Ярополка в Новгород, который на тот момент был серьезным военным и торговым центром. Новгородская дружина уступала числом только Киевской, и статус Новгорода, как города, был значительно выше Ростова. Ярослав пройдет нелегкий путь до титула Великого Киевского Князя, который объединит русские земли и завоюет признание своего народа мудрым и просвещенным правлением. Прозвище «Мудрый» Ярослав Владимирович получит только в XIX веке, потомки оценят его роль в становлении единой и мощной Руси. Его роль в образовании города Ярославля практически неоспорима, но также пронизана легендами и сказаниями. До сегодняшнего дня дошли две основные версии, на которых стоит остановиться более подробно.

Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город


Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).

Легенда об основании Ярославля

Двенадцать лет прошло с момента крещения Руси, но многие поселения оставались языческими. На берегу Волги, в месте впадения в нее реки Которосль, было расположено городище Медвежий угол. Согласно летописи, люди там жили злые, «поганые веры», т. е. язычники. Поклонялись они идолу бога Велеса (Волоса). Недалеко от поселения располагалось святилище, в котором горел жертвенный огонь и находились деревянные фигуры идолов. Поклонялись жители Медвежьего угла и животным, среди которых ключевое место занимал медведь. В некой Волосовой логовине приносились жертвы языческим богам, не исключено, что человеческие, именно поэтому жители поселения описываются как злобный народ. Основными занятиями жителей Медвежьего угла являлись скотоводство, охота и рыболовство, а основной доход они получали от грабежей плывущих по Волге торговых судов. Согласно легенде, князь, в то время Ростовский, Ярослав плыл по Волге со своей дружиной. Он увидел, как жители местного поселения грабят купеческие суда и пришел к купцам на помощь. Они отблагодарили князя, а местные жители, увидев мощь ростовской дружины, согласились его признать. При этом Медвежий угол не полностью покорился Ярославу, там продолжали свершать языческие обряды. Ярослав оценил удобное место расположения поселения, с точки зрения стратегии защиты Ростова и земель его окружающих, поэтому решил крестить жителей и построить на месте Медвежьего угла заставу. Вернулся он с дружиной и многочисленными церковными служителями, но поселенцы не собирались так легко отказываться от своих богов, которым они молились веками. Как только князь вошел в поселение, на него и его свиту спустили «лютого зверя» и свору собак. В качестве зверя выступал огромный медведь – верховное божество поселян. Ярослав зарубил медведя секирой, а собаки не напали ни на кого из его окружения. С этого момента велел князь рубить деревья и строить укрепления на «стрелке». В дальнейшем из этой заставы вырос Ярославль, названный в честь своего основателя.

Исторические события и Спасо-Преображенский монастырь Ярославля


Спасо-Преображенский монастырь в начале XVII века (рисунок современного художника)

Для историков русской литературы, как и для любого русского человека, имя города Ярославля связывается еще с одним важным фактом. В начале главы мы упомянули, что Спасо-Преображенский монастырь в этом городе на Волге – один из древнейших русских монастырей. Многим известен Спасский монастырь в отечественной истории. Хотя бы тем, что здесь было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище, имевшее крупную по тому времени библиотеку из тысячи рукописных книг. Или тем, что за его стенами нашел укрытие Иван Грозный, когда в 1571 г. войска крымского хана Девлет-Гирея подошли к Москве. Или тем, что стены монастыря выдержали 23-дневную осаду весной 1609 г., в период борьбы с польскими интервентами. А 27 июля 1612 года от стен Спасского монастыря уходило народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на решающую битву с врагами, засевшими в Москве. Но все же один факт из истории Спасского монастыря особенно нам дорог. В ризнице монастыря хранился единственный список замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». В 1795 году граф А. И. Мусин-Пушкин купил у бывшего архимандрита Иоиля Быковского ряд ценных рукописей. Среди них известный коллекционер и обнаружил список «Слова»… Мы уже упомянули о библиотеке духовного училища в Спасском монастыре. В 1214 году училище и библиотека были переведены в Ростов. К великому прискорбию, сокровища библиотеки сгорели во время одного из ростовских пожаров. Не исключено, что именно в библиотеке духовного училища хранилась древняя рукопись «Слова о полку Игореве», с которой в XVIв. был сделан список, приобретенный впоследствии Мусиным-Пушкиным.

Вторая версия

Дьяковское городище Медвежий угол покорилось Ярославу князю Ростовских земель, приняло крещение, но священный языческий зверь (медведь) начал мстить его жителям. Он бродил по окрестностям поселения и убивал людей, которые отвернулись от идолопоклонничества. Князь Ярослав охотился недалеко от Ростова. Узнав о беде жителей Медвежьего угла, он поспешил на помощь. Ярослав сам вступил в схватку со зверем и победил его. Городище по его приказу было укреплено валами и рвами. А в самом городе построен первый православный храм — церковь Илии — названный в честь святого Ильи по дате начала возведения (2 августа). На месте предполагаемого основания Ярославля до сегодняшнего дня лежит камень, который, по версии историков, когда-то служил частью фундамента церкви.

Что говорят альтернативщики: разоряли ли монголы Ярославль?

Альтернативная история утверждает, что монгольского нашествия как такового на Руси не было.

Пострадало несколько крупных городов, а летописцы существенно преувеличили ущерб, нанесенный русским землям. «Новейшие историки» приводят в качестве аргументов династические браки между русскими и ордынцами, взаимную помощь в государственных заговорах и интригах. Александр Невский, Иван Калита сами подавляли антиордынские восстания русских городов, клянясь в верности ханам.

Летописи описывают крайнюю жестокость захватчиков в Рязани, Москве, Владимире, Киеве как истребление всех «от стара до младенца». Есть мнение, что эти погромы произошли в городах, не желавших добровольно заключать союз. Например, Новгород не был разрушен, потому что откупился и признал власть монголов.

Могли ли по пути новгородцев пойти и ярославцы? Последние археологические раскопки и найденные захоронения опровергают эту давнюю версию.

Но есть и другие предположения, откуда в Ярославе взялись 9 могильников:

  • Эпидемия — но институт антропологии МГУ не нашел свидетельств массового заражения.
  • Междоусобицы — но почему тогда трупы так долго не предавали земле?
  • Опричнина — очень похоже. Есть те, кто считает, что карательный поход Грозного на Новгород был в самом деле на Ярославль.

Ярославль, камень основания

На Волжской набережной находится одна из самых посещаемых достопримечательностей города, которая притягивает не только множество туристов, местные жители верят в магические силы, которыми наделен этот исторический раритет. Камень основания Ярославля овеян древними легендами и преданиями, считается, что именно с этого места началась история города. За ним возникли первые укрепления, строились новые церкви и дома. Экскурсоводы говорят, что если долго присматриваться к камню, то воображение само нарисует картины древности: князя Ярослава с дружиной, мастеров строителей, ремесленников и охотников, людей, которые построили этот город. Жители Ярославля приписывают камню чудодейственные свойства. По их словам, он обладает особым магнетизмом и может исцелять болезни. Многочисленные туристы бросают монетки, веря в то, что загаданное желание исполнится. И это неудивительно: камень лежал на этом месте еще до основания города, от него веет древностью и сказкой.

Ярославль и Емельян Михайлович Ярославский

Топоним Ярославль сам послужил основой для возникновения некоторых имен собственных. К их числу относится, например, псевдоним Ярославский. Емельян Михайлович Ярославский (М.И. Губельман) (1878-1943) – советский государственный и партийный деятель, академик АН СССР, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Москве. В современном Ярославле именем Емельяна Ярославского названа бывшая Федоровская улица – одна из главных магистралей нынешнего Красноперекопского района города. Район же был назван по одному из самых больших предприятий Ярославля – комбинату технических тканей «Красный Перекоп». Свою историю он ведет от бывшей Большой мануфактуры, возникшей еще в XVIII веке. На месте осушенного участка некогда непроходимого болота на правом берегу Котросли возникла одна из крупнейших полотняных мануфактур Петровской эпохи, впоследствии ставшая называться Ярославской Большой мануфактурой. Новое имя – «Красный Перекоп» — фабрика получила в 1920 г. в честь победы Красной Армии на юге. В Красноперекопском районе Ярославля немногочисленные старые названия улиц, как, например, Зеленцовская (по Зеленцовскому ручью), соседствует с большим количеством новых: улицы Стачек, Солнечная, Рабочая, Трудовая и др.


Центр город Ярославля. Общий вид на старой открытке

Подошло к концу время нашего пребывания в древнем городе Ярославле. Настало время покинуть этот старинный и живописный уголок России.

Источник: М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский — По городам и весям «Золотого кольца».

Памятники

Год основания города Ярославля – 1010, соответственно все этапы истории развития Российского государства оставили в нем свой след. Особое место среди памятников древности занимает сама архитектура города. Она по достоинству ценится любителями древности и внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если изучать исторический центр Ярославля, то можно сделать вывод, что он является цельным архитектурным памятником, который сохранился благодаря грамотной адаптации к современной жизни города. Общее количество памятников истории, архитектуры, искусства, археологии, имеющихся в городе — более 700 единиц. В их числе храмы и церкви, старинные здания, музеи, монастыри, парки и скульптуры. Конечно, особое место среди них занимает памятник основателю города Ярославу Мудрому. Город также увековечил всех великих людей, внесших свою лепту в его становление и развитие. Здесь есть памятник Фёдору Волкову, Николаю Некрасову, Демидовский столп.

Что было до и что мы знаем из летописи


Полотно художника Максимова «Враг под стенами»
Поход монголов на запад начался в 1235 году. В нем участвовало более десятка царевичей Чингизидов с личными тьмами под общим командованием Бату-хана. Под их напором в 1236 году пала Волжская Булгария. Затем монголы воевали с половцами и аланами, а поздней осенью 1237 года двинулись к русским землям.

Единства между русскими князьями не было. Первой пала Рязань, потому что на призыв рязанского князя противостоять Батыю вместе, никто не откликнулся. Остановить неприятеля под Коломной попытался великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, но потерпел поражение — слишком неравными были силы. Тогда он послал письма о помощи к родным, назначив общее место сбора дружин у реки Сить. На просьбу дяди откликнулся и правивший в то время в Ярославле князь Всеволод Константинович.

Ярославль остался охранять небольшой отряд. За городскими стенами укрылись женщины, дети и старики. Что происходило в Ярославле дальше, в летописи не уточняется. Известен лишь результат: монголы взяли восточную Русь, русские проиграли в битве на реке Сить, владимирский и ярославский князья были убиты.

Современный город

В настоящее время Ярославль считается третьим по величине городом центральной части России. По последним данным его население превышает 600000 человек. Параллельно с наиболее доходными видами деятельности (туризмом и торговлей) в городе существует развитая промышленность, транспортная сеть и жилищно-коммунальное хозяйство. При широких возможностях современной логистики (развитая железнодорожная сеть, воздушные пути) Волга остается востребованной транспортной артерией, грузовые и пассажирские перевозки осуществляются на базе речного порта города Ярославля. На должном уровне находится наука, результаты исследований нескольких проектных институтов внедряются в промышленные производства. За счет развитого промышленного сектора основываются новые предприятия с привлечением зарубежных инвестиций. Ярославль продолжает расти и совершенствоваться, не забывая о своем великом прошлом и бережно его храня.

LiveInternetLiveInternet

МосквичкаЛ_-_Марта

все записи автора В восьмёрку основных городов Золотого Кольца России включён один из древнейших городов — Ярославль. Город был заложен Ярославом Мудрым предположительно в 998-1010 годах. В то время Князь Ярослав Мудрый владел Ростовским престолом и прилагал немало усилий для процветания и спокойствия своих владений.

Памятник Ярославу Мудрому, Ярославль, фото: 2do2go.ru

Места, где расположен нынешний город, Ярославль, принадлежали языческим финно-угорским племенам, не желавшим подчинятся Ярославу и платить дань Ростову. Существует легенда, что язычники, почитавшие медведя своим покровителем, натравили медведицу на Князя. Ярослав смог справится со зверем и язычникам не оставалось ничего другого, как покорится. Любопытный факт — на гербе города Ярославля, утвержденном в 1778 году, изображено именно это животное — медведь, держащий в левой лапе золотую секиру. Древний герб напоминает о том, что город Ярослава Мудрого был основан на месте древнего языческого поселения «Медвежий Угол».

Впервые в летописях того времени Ярославль упоминается в 1071. Из-за неурожая волхвы подняли восстание. Было убито немало православных. Эти трагические события стали первой записью о городе.

В 1210 году в Ярославле появляются первые каменные постройки, а к 1218 он становится одним из самых больших городов тогдашней Руси и самостоятельным, независимым ни от кого, княжеством. К этому времени город Ярославль уже славится и как культурный центр. В городе было около двух десятков православных храмов (сгоревших при пожаре в 1221 г.).

В Спасском монастыре открыто единственное, пока, на всё Поволжье училище. При Спасском же монастыре создается библиотека, включающая в себя 14 пергаментных рукописей и список, единственный в своем роде, «Слово о полку Игореве». Создателем библиотеки считают Константина Всеволодовича (1205-1207 — князь Новгородский, 1207-1216 — князь Ростовский, 1216-1218 Великий князь Владимирский), любителя и знатока древних книг. В городе развито ремесло и торговля, что немаловажно для процветания Ярославля.

Во время нашествия татаро-монгол Ярославские князья пытались, как могли, спасти город. Прибегали к дипломатии, платили дань и, конечно принимали бой. Битва на берегах реки Сити 1238 г., на Туговой горе в 1257 г., Куликовская битва в 1380 — это малая часть, где участвовали дружины Ярославля за почти 300-летнее иго.

Поле Куликово. Стояние на костях. Художник П. Рыженко, Ярославль

В 1463 году, после распада из-за междоусобиц местных князей, не сумевших поделить власть, город присоединяют к Москве.

В 1555 г. была основана Московская компания (существовала до 1917 г.), организовавшая английско-русскую торговлю через Архангельск. И Ярославль становится крупнейшим центром транзитной торговли по реке Волга.

Важную роль Ярославль сыграл и в Смутные времена (1598-1613). Лжедмитрии сменяют один другого, бояре не могут поделить власть, а польские интервенты хозяйничали в Московском кремле. Ярославцы присоединяются к первому ополчению. Но попытка освободить Москву в 1611 году не приводит к успеху. Второе ополчение в 1612 году достигает цели — Московский кремль освобождён.

После Смуты Ярославль отошёл довольно быстро. Город занимает второе место по величине и третье по товарообороту в России. Осваиваются и застраиваются земли в междуречье Которосли и Волги. В 16-17 веках — земли за Которослью.

17 век считают веком храмового строительства для Ярославля. К этому времени город становится вторым по численности населения в России, особенно мастеровых людей. В 17 в. было построено 3 монастыря и около 60 храмов.

Спасо-Преображенский монастырь, Ярославль, фото: september-t.ru

При Петре I Ярославль перестал иметь значение второго города в государстве.

Купцы разоряются, но на смену торговле приходит развитие промышленности. В 1722 году построена первая в стране полотняная мануфактура. К 1771 году число крупных промышленных предприятий доходит до 11.

В 1718 году открывается цифирная школа, а через 30 лет — Ярославская духовная семинария при Спасском монастыре. А в 1750 году Ф.Г. Волковым в Ярославле был основан общедоступный театр, первый в России! Правда, через два года он переехал в Санкт-Петербург.

Ни одно трагическое событие России не обошли город. Но Ярославль, несмотря на трудности, продолжал расти и развиваться. В 19-ом столетии появляется водопровод, первая электростанция и электрическое освещение, телефонная связь с Москвой. Построена железная дорога, напрямую связавшая Ярославль с Москвой, Санкт-Петербургом и Костромой.

Ярославль, 19 век

В 20-ом веке открывается Пушкинская библиотека, Ярославский учительский институт, и первый в городе синематограф.

К этому времени довольно сильно развита промышленность — 50 предприятий: лесопильные, столярные, спичечные, водочные, колокольные и т.д. Но промышленное развитие не помешала стать Ярославлю красивейшим из городов Поволжья, каким он остается и сейчас.

Множество Музеев, Храмов, Монастырей, Памятников истории и культуры оставляют незабываемые впечатления от встречи с Ярославлем.

Интересные факты об Ярославле

№1. Ярославль считается первым христианским городом на Волге.

№2. В Ярославле в годы советской власти был получен первый в мире синтетический каучук.

№3. Мировую славу Ярославлю принес полет в космос 16 июня 1963 года первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой. В народе прочно закрепилось упоминание именно Ярославля, правда — это не совсем так. Валентина Владимировна родилась в деревне Большое Масленниково, Тутаевский район, Ярославская область. Но лавры достались городу, а не деревне.

В благотворительной поездке по Ярославской области, 1999 г

№4. Исторический центр Ярославля находится под защитой ЮНЕСКО.

№5. Забавный факт. Ярославская областная газета «Северный край» впервые появилась в 1898 году, а в 1905 её закрыли за оппозиционные публикации и критику властей. Однако коллектив газеты продолжал её выпуск, постоянно меняя её названия, в которых почти всегда сохранялось слово «Северный»: «Северная газета», «Северная молва», «Северные вести» и т.д. — всего за 4 года было сменено 42 названия.

№6. Для Ярославля одним из самых главных исторических памятников архитектуры является Спасо-Преображенский собор. Значение его, примерно такое же, как для Москвы — Кремль.

№7. В конце XVI века мученическую кончину на Ярославской земле принял последний представитель рода Рюриковичей — святой благоверный царевич Димитрий Угличский — младший сын Ивана Грозного от Марии Фёдоровны Нагой, шестой или седьмой его жены (незаконной)… Царевич прожил всего 8 лет. Сегодня — это один из самых почитаемых русских святых. Причина смерти была более чем загадочна. По одной версии он был зарезан мятежниками, по другой версии — погиб в результате несчастного случая, играя со сверстниками в «ножички»…

С его трагической гибелью связан еще один любопытный факт: возбуждённая толпа, поднявшаяся по набату, якобы растерзала предполагаемых убийц царевича. Впоследствии колоколу, послужившему набатом, по распоряжению Василия Шуйского был отрезан язык (как человеку), и он вместе с угличанами-мятежниками стал первым ссыльным в только что основанный Пелымский острог. Только в конце XIX века опальный колокол был возвращен в Углич. В настоящее время он висит в церкви царевича Димитрия «На крови».

№8. В 1918 году в городе вспыхнуло крупное восстание против советской власти. Восстание было подавлено, но за две недели немалая часть Ярославля буквально превратилась в руины. По некоторым данным во время подавления мятежа унесли жизни половина населения Ярославля, более 2000 жилых домов и несколько крупных предприятий подверглись разрушению.

№9. Пошехонский сыр. Имя небольшого города Пошехонье в северной части области навсегда увековечено в названии одноименного сыра. Когда-то здесь существовало сыроваренное производство, где и родился уникальный рецепт молочного продукта из Пошехонья.

№10. Немало святых были уроженцами Ярославской земли. Среди них благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Вырицкий, праведный воин Феодор Ушаков.

№11. Рыбинское водохранилище, которое в конце 30-х годов XX века планировалось как самое большое в мире искусственное озеро, образовано водонапорными сооружениями гидроузла, расположенного в северной части города Рыбинска Ярославской области.

Рыбинское водохранилище, фото: vodabereg.ru, Ярославль

Когда-то на месте Рыбинского водохранилища уже было ледниковое озеро. С изменениями климата одно постепенно обмелело, образовав десятки тысяч гектаров заливных лугов. Потерю богатых пастбищ до сих пор вменяют в вину авторам плана по организации водохранилища, равно как уничтожение около 700 деревень, 250 тысяч гектаров лесов и древнего города Мологи. Но тогда электричество для столицы и развитие торговых путей в рамках проекта «Большая Волга» были важнее.

В 1941-м стартовало заполнение водохранилища. Запуск Рыбинской ГЭС оказался как нельзя кстати: в течение военных лет электростанция мощностью 330 МВт обеспечивала значительную часть потребностей Москвы. Из-за этого водоем удалось полностью заполнить лишь в 1947 году.

В итоге площадь водохранилища составила 4580 кв. км. Для сравнения площадь самого большого в России искусственного водоема – 6500 кв. км (Куйбышевское). Средняя глубина водохранилища составляет 5,6 м, максимальна – около 30, что делает его привлекательной акваторией для яхтенных походов. В длину Рыбинское растянулось на 172 км, максимальная ширина доходит до 56 км.

№12. Приглядитесь к 1000 рублевой купюре более внимательно. Здесь столько всего интересного.

Ярославль на 1000-ой купюре

Здесь и основатель города — Ярослав Мудрый, и медведь — герб города, и Святые ворота Спасо-Преображенского монастыря (В 1517 году, тогда же, когда возводился Спасо-Преображенский собор, создавалась и первая из башен каменной стены одноименного монастыря – Святые врата, обращенные к набережной речки Которосль и являющиеся самым мощным монастырским бастионом). На купюре также есть знаменитая белоснежная часовня Спасо-Преображенского собора. Даже береза у часовни нашла свое место на купюре.

Казанской иконы Божией Матери часовня. Ярославль, Которосльская набережная, фото: russian-church.ru

Часовня Казанской Богоматери имеет весьма неоднозначную форму ракеты. Может внешний вид связан с В. Терешковой? А может и с бывшим мэром Москвы — Ю. Лужковым, по инициативе которого и появилась Часовня в Ярославле? Если это так, тогда в форме «памятника» отчетливо можно увидеть вытянутую вверх букву «Л»… Хотя, первая версия более правдоподобна.

Это памятник событиям прошлого. Как было упомянуто выше, в далеком XVII веке, в Смутное время, в Ярославль пришло ополчение Минина и Пожарского. Здесь, в городе, был создан «Совет всея земли», и Ярославль на несколько месяцев выполнял функции столицы Русского государства. Штаб ополчения находился в Спасо-Преображенском монастыре. 27 июля 1612 года от стен монастыря через его Святые ворота ополчение двинулось на Москву. 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от интервентов. Часовня Казанской Божьей Матери была сооружена в честь 385-летия выхода ополчения на Москву.

Часовня расположена на набережной реки Которосль перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря. Это сооружение в форме ракеты с витражной перегородкой. В часовне есть в виде витража изображение иконы Казанской Божьей матери, покровительницы русского воинства. На плите начертаны слова: «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». Архитектор Г. Л. Дайнов.

4 ноября в День народного единства в Ярославле от стен Казанского монастыря к часовне совершается большой крестный ход. К стенам часовни возлагают цветы в память о героях 1612 года, освободивших Москву от иноземцев.

На обратной стороне купюры можно увидеть церковь Иоанна Предтечи. Вот как она выглядела на рубеже XIX-XX веков:

Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове.

Внешний вид ее отличает от остальных почти сразу. Во-первых, она не белокаменная. Во-вторых, количество куполов — всего их 15. В-третьих, по количеству сюжетных картин, которых в храме более 500, храм не имеет себе равных в мире.

Строилась церковь с 1671 по 1687 год в Толчковской слободе, на правом берегу Которосли. Интересно, что храм строился целых 16 лет, а был расписан всего лишь за один год – с 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года.

Нередко в описании этого выдающегося исторического памятника архитектуры, можно встретить следующие эпитеты: «выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм!

Это интересно: эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посетил цесаревич Николай Александрович , а цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, увидев храм только снаружи, просил прислать его описание. Убранством церкви любовались великие князья Алексей Александрович, Сергей Максимилианович, Константин Константинович, который посещал ее дважды. Сюда приезжал великий князь Сергей Александрович со своей супругой Елизаветой Федоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью. А сколько архиереев и государственных деятелей! А как она была любима народом! Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888).

Удивительно, насколько трепетно правители в Царской России относились к церковной жизни, и насколько безрассудно и анархично большевики в первые десятилетия Советской России. Финансирование, ремонт и уход за этим храмом (как и за всеми церквями на территории России) прекратилось с момента свержения царской власти. А до этого момента здесь кипела жизнь и творились богоугодные дела. Вот несколько примеров:

С самого начала существования храма при нем была организована богадельня, что было принято почти повсеместно в те времена. 40 человек бедных и убогих находили в ней пристанище.

В.В. Верещагин. Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. 1888 г. Ярославль.

В 1879 году по желанию прихожан было открыто приходское попечительство, в деятельность которого входила выдача денежных пособий бедным прихожанам, преимущественно вдовам и сиротам. Его же усилиями в 1885 году была устроена одноклассная церковно-приходская школа.

В 1896 году здание школы было расширено, и школа была преобразована в двухклассную женскую. При ней был открыт приют для девочек, женская мастерская – белошвейная и прачечная. Позже был выстроен новый двухэтажный дом, в котором разместился приют для 35 девочек и школа для 200 обучающихся.

В 1891 году при церкви был образован женский благотворительный кружок, усилиями которого открылась школа грамоты при фабрике Ярославской большой мануфактуры, где обучалось 400 девочек.

17 мая 1892 года при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной.

С 1898 года при настоятеле Феодоре Успенском начинается издание уникального ежемесячного журнала «Приходская жизнь», едва ли не единственного журнала такого рода, издаваемого в провинции.

Интересно, что журнал с тем же названием, да наверно и с такими же задачами, продолжил свою жизнь в далекой Америке, в Вашингтоне, при приходе Иоанна Предтечи, основанном в 1949 году святителем Иоанном, архиепископом Шанхайским и Сан-Францисским. Позже, в 1958 году, был построен и храм в честь этого праздника, выполненный в ярославском стиле XVII века, наверно единственный такой на американском континенте.

Вот такая насыщенная и плодотворная работа велась при этой замечательной церкви. Что же стало с храмом после революции?

После революции в ноябре 1929 года зимняя церковь Вознесения была передана под заводскую столовую, а в начале 1950-х годов снесена. В январе 1933 года Предтеченскую церковь передали в ведение Ярославского музея. Община Предтеченской церкви была упразднена в мае 1935 года. В 1936 году включил здание храма в свою территорию. В нем устроили склад для зерна, а галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислот, карбида. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу. Правда, благодаря вмешательству Главнауки, удалось приостановить варварское использование храма как склада…

Вот так — всего одна купюра, а столько всего интересного.

№13. Последний факт, не менее интересный. Знали ли вы, что столицей «Золотого кольца» является именно Ярославль?

В декабре 2016 года Ярославлю передан патент Федеральной службы по интеллектуальной собственности на исключительные права на товарный знак «Ярославль — столица «Золотого кольца».

По информации правительства Ярославской области, за звание столицы известного турмаршрута боролись несколько старейших городов страны, но высокий статус получил именно Ярославль. Город входит в пятерку наиболее посещаемых туристами территорий, занимает 3 — 4-е места по приему гостей после Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской и Владимирской областей. Всего же на территории Ярославской области находятся три города, входящие в классическое «Золотое кольцо»: Ярославль, Переславль-Залесский и Ростов.

https://moiarussia.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]