История, достопримечательности, музеи Вытегры и её окрестностей

Вытегра – город и река в Вологодской области. Окрестности города называют Вытегорией. Эти места для тех, кто любит первозданную природу, уединение и… подводные лодки. Хоть город и расположен вдали от берега Онежского озера, собственная субмарина у него имеется. Вытегра дала России немало выдающихся людей – врачей, писателей, поэтов и адмиралов.

В 1773 году поселению был присвоен статус уездного центра и дано название Вытегра

Под боком у батюшки Онего

Вытегра находится на крайнем северо-западе Вологодской области. Река Вытегра связывает город с Онежским озером, до берега которого 15 километров. По западной окраине проходит Волго-Балтийский канал – мощная водная транспортная артерия. В этом мете он сильно расширяется, образуя Вытегорское водохранилище. От Вытегры до Вологды – 360 километров, до Москвы – 791 километр, до Санкт-Петербурга – 421 километр. Ближайшая железнодорожная станция находится в 150 километрах, в Подпорожье.

Онежское озеро

Окрестности Вытегры отличаются красивой природой. Главной природной достопримечательностью и местным туристическим брендом считается образ «Батюшка Онего». Он олицетворяет одно из крупнейших озер Северо-Запада России. В Европе Онега занимает второе место по величине после Ладожского озера. Вся северная часть Вытегорского района является побережьем Онеги.

Окрестности Вытегры

Для туристов интерес представляют карстовые озера Куштозеро, Шимозеро, Ундозеро и Долгозеро. Это настоящее чудо природы! Дело в том, что на дне воронок имеются отверстия, которые называются понорами. Через них приходит и уходит вода. Поэтому приехав однажды на озеро, можно застать заросшую травой впадину. Но вернувшись сюда через пару лет, снова увидеть водную гладь.

Среди необычных природных памятников стоит также отметить Андомский геологический разрез. Он представляет собой прибрежный обрыв длиной три километра. Древнейшие отложения образовали череду полос разных цветов и оттенков. По ним можно «прочитать» геологическую историю за последние 400 миллионов лет. Фактически это абстрактные картины, написанные самой природой.

Древнейшие отложения образовали череду полос разных цветов и оттенков

Место настолько необычно, что его относят к разряду магических. На склонах Андомы-горы можно отыскать окаменелые папоротники и бывших обитателей моря, а также кристаллы горного хрусталя. Вам повезет, если найдете кусочек целебного шунгита. Геологический памятник находится возле деревень Климовская, Гневашевская и Ольково.

Вытегра. Неожиданное знакомство

Содержание:

-А что вы тут фотографируете? -Красоту снимаю. -Какую же здесь, простите, красоту можно снять? Суда старые, ржавые, дома нежилые. Сходили бы, гостиницу новую сфотографировали. Её бывший мэр города построил. Я обернулся. За мной стояла пожилая женщина. Две матерчатые сумки у её ног, полные какой-то снедью, стояли на деревянном настиле крыльца котельной. Сама котельная – на берегу канала, с которого открывался прекрасный вид на набережную со старыми постройками, катерами и судами, стоящими на приколе. На том берегу — дом с заколоченными хаотично ставнями, на горе видны купола храма, а чуть левее от меня, на этом берегу, рядом – двое с удочками. Тихо. Серое вечернее небо белых ночей, временами моросящий дождь и неслышный ветер. Настоящая российская уездная пастораль. Красиво.


Рыбаки. Вытегра

-Мне кажется, вы какой-то негатив ищите? Да? – женщина внимательно на меня смотрела. -Причём тут негатив? – спросил я. И показываю отснятое на экране фотоаппарата. – Вот, смотрите. Какой цвет красивый у дома. У окон заколоченных. По сочетанию цветов, по форме. Нравится мне такое, — объясняю. – И потом, есть в этой нашей заброшенности что-то такое щемящее и трогательное. Мне, например, кажется негативом и то, как у нас что-то «восстанавливают» часто. Бездарный, матрёшечный, тяп-ляпистый «новодел». Так сляпано, что иной раз думаешь, что лучше бы и не восстанавливали. Только испортили всё. Погубили окончательно.

-А это, — показываю на то, что снимал, — просто красиво. Без позитива и негатива. Уходяще красиво.

Старый дом


Старый дом. Сирень


Старый канал

Пообщались с женщиной. Посудачили о том о сём. Рассказала мне много интересного про Вытегру. Помог донести сумки новой знакомой. Пожелали друг другу всё хорошего и разошлись по своим делам. Женщина — домой, я — гулять по городским улицам. Эх…люблю я такие встречи. И такие рассказы от тех. кто живёт с детства в родном краю.

На авто в Вытегру. Карта и описание дорог Е -105 («Кола»), 41К — 001 и 19К — 013

Из Санкт-Петербурга на авто в Вытегру и на южный берег Онежского озера можно попасть следуя по трассе Е-105 Кола на север ( трасса «Мурманка»), свернув у Лодейного Поля на Подпорожье на дорогу 41К — 001. Далее до границы Ленинградской области с Вологодской, где 41К — 001 переходит в 19К — 013. Дорога поменяет своё название на самой границе областей, у самого поворота на Вознесенье (Ленинградская область).

Карта дорог и их состояние:

Трасса Е-105 Кола ( «Мурманка» ) — отличная дорога по качеству покрытия. Есть свои нюансы. Трасса — двухполосная. На расстоянии сотни км от Санкт-Петербурга трафик приличный, в связи с близостью мегаполиса. Потому — движение может быть достаточно напряжённым из-за потока машин. Далее, чем севернее, тем много проще. Дорога всегда была отличной. Проблем с качеством асфальта и инфраструктурой (заправки, кафе) — нет.

Дорога 41К — 001

От поворота у Лодейного поля с Е — 105 уходим направо. Отсюда до Подпорожья — дорога идеальная. Двухполосная, со свежим асфальтом. До самого Подпорожья. На самом въезде в город нужно повернуть направо, оставаясь на этой же 41К — 001 и ехать на восток до самой границы Ленинградской и Вологодской областей. На этом участке пути нужно быть внимательным. Качество дорожного полотна — временами желает лучшего. Если у самого Подпорожья, на объезде города ещё встречается свежий, хороший асфальт, то далее дорога несколько хуже. Неровности, ямы и колдобины могут встретиться вполне неожиданно и повсеместно, чередуясь с кусками заплаток свежего асфальта. Единственное, что можно добавить, что в любом случае, 41К — 001 стала много лучше, чем несколько лет назад. 41К — 001 — двухполосная, достаточно широкая дорога местного значения. АЗС, кафе и какой либо инфраструктуры на ней нет. Как и разметки на большей части дороги. Дорога асфальтированная, но на большей части — заасфальтирована давно.

Так выглядит дорога 41К – 001 после Подпорожья. На снимке не самый плохой участок. Есть лучше, есть и немного хуже. В целом — нормальная вполне дорога.

Дорога 19К — 013

Путь на авто в Вытегру из Ленинградской области пройдёт и по 19К – 013. Как только вы пересечёте границу Ленинградской области, и начнётся Вологодская — дорога превратится в грунтовый, песочный грейдер, а асфальт закончится. Так начинается здесь 19К – 013. Дорога идёт по глухому лесу, достаточно узкая, с обилием поворотов, спусков и подъёмов. По пути часто встречаются лесовозы, с которыми не так просто бывает разъехаться из-за пыли, не очень хорошего состояния самой дороги и её покрытия. Много хуже может быть, если пройдут приличные дожди. Покрытие дороги превратиться на некоторых участках в грязевое месиво.

Вот так выглядит 19К -013 у границы Вологодской и Ленинградской областей. И это один из самых лучших участков. Дальше, в глубь вологодчины, в сторону и ближе к Вытегре – хуже.

Через несколько км грейдер закончится и начнётся асфальт

Но он будет такого качества, что вы будете с благодарностью вспоминать песочное покрытие грейдера, который только что счастливо преодолели. На этом асфальте не будет живого места от ям и рытвин. Как например в деревне Ошта, через которую вам предстоит проехать.

После Ошты начнётся опять грунтовка, но она будет много хуже предыдущей. Лесовозов станет попадаться значительно больше, встречных и попутных авто – аналогично. Сказывается близость Вытегры. Уже перед ней, будет несколько участков с отличным и свежим асфальтом. Которые, также быстро будут заканчиваться, как и начинаться. Нужно быть внимательным. В конце концов, преодолев эти (~75 км) вы и въедете в Вытегру.

Дороги в самом городе, правда, своим состоянием, вряд ли обрадуют вас.

В любом случае, на авто в Вытегру ехать этими дорогами – определённое удовольствие. Путь проходит по глухим лесам южного Заонежья. Есть в этом кайф особый. И мне понравилось. Вернуться сюда хочется точно. Видал дороги и хуже. Нужно быть просто внимательным, а все перипетии дорожные – лишь добавляют своего колорита.

От Вянгинской пристани до уездного города

В древности земли на южном берегу Онежского озера были заселены весью – народом, который относится к финно-угорской группе и является предшественником современных вепсов. Точную дату основания Вытегорского погоста никто не знает, но летописи впервые упоминают его в 1496 году. В XVII веке деревня, расположенная в этом месте, называлась Вянги. Позже, по инициативе Петра I, здесь построили крупную пристань, которая стала частью инфраструктуры торгового пути из Архангельска в Санкт-Петербург.

В древности земли на южном берегу Онежского озера были заселены народом весь

Пристань имела настолько большое значение и была так известна, что поселение так и называли — Вянгинская пристань. В 1717 здесь построили государственную верфь, которая действовала более ста лет. В 1773 году указом Екатерины II поселению был присвоен статус уездного центра и дано название Вытегра. Имя дали по реке, на которой он стоял. Специалистам по топонимике так и не удалось выяснить значение этого финно-угорского слова.

В 1810 году был построен Мариинский канал с системой шлюзов. Это резко увеличило возможности для прохода судов по Вытегре. Город получил второе дыхание. Глубина судоходного фарватера достигала четырех метров. Это обеспечивало проход крупных судов. После реконструкции в 1964 году канал переименовали в Волго-Балтийский путь. Он и сейчас активно эксплуатируется, пропуская суда водоизмещением до 5 тысяч тонн.

Так в старину выглядело типичное жилище

Почти сорок лет Вытегорский уезд находился в подчинении Олонецкой губернии. Значение Вытегры было столь велико, что несколько раз ставился вопрос о переносе сюда столицы Олонецкой губернии, роль которой выполнял Петрозаводск. Если посмотреть на карту, чисто визуально Вытегорский район является частью Карелии, нежели современной Вологодской области. Однако судьба распорядилась иначе.

В советское время район вошел в состав Лодейнопольского округа Ленинградской области, а в 1937 году был переведен в юрисдикцию Вологодской области. Несмотря на удаленность, Вытегру не миновали сражения Второй Мировой войны. С 1941 года часть района была оккупировано финскими частями, которые воевали на стороне Германии. Перелом наступил только летом 1944 года, когда финнов отбросили в сторону Петрозаводска.

Герб Вытегры

Для Вытегры большое значение имело и имеет Онежское озеро, которые во все времена снабжало жителей города рыбой. К нему относились с большим уважением. Например, если человеку требовалось получить ответ на важный вопрос, его следовало задать себе, выйти на берег и подождать. Если Онего внезапно успокаивалось, ответ был положительным. Напротив, внезапная смена водной глади рябью и волнами означала отрицательный ответ. Считалось, что батюшка Онего знает все.

История Вытегры

Вытегра — город-труженник с населением чуть больше 10 тыс. человек. Он расположен в 15 километрах от южного побережья Онежского озера. Издревле в этих краях проходил торговый путь из Великого Новгорода в Шексну и дальше на Волгу. Другой водно-волоковый путь связывал Вытегру с городами Русского Севера и Центральной России.

На месте нынешней Вытегры существовало село Вянги, названное так по Вянгиручью. Это название происходит от карельского vengi , что значит «ручей или небольшая речка, соединяющая два озера (ламбы, болота); протока», «бухта, заливчик». Ниже по течению стоит Вытегорский погост (с.Анхимово), первое письменное упоминание о котором относится к 1496 году. Вытегорский погост был крупным торговым центром Новгородской земли, здесь существовали торговый двор и волок между реками. Торговали здесь не только русские купцы, но и «немцы».

По теме: Что такое погост?

В Вытегорском погосте в 1708 году была построена деревянная 25-главая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая являлась непосредственной предшественницей 22-главого Преображенского храма в Кижах, построенного в 1714 году. В октябре 1963 года Покровская церковь сгорела из-за преступной халатности. Сохранились руины каменных церквей: Спаса Нерукотворного Образа и Всех Святых.

В 2003-2008 годах Покровская церковь была воссоздана в Невском лесопарке Всеволжского района Ленинградской области, на территории комплекса «Усадьба Богословка».


Церковь Всех Святых и Покрова Пресвятой Богородицы; фотография Сергея Прокудина-Горского, 1909 год

Новый этап в развитии Вытегры начинается в начале XVIII века. Петр Великий задумался о строительстве системы каналов, с помощью которых можно было бы снабжать Петербург товарами из Центральной России, Волжского бассейна. В 1711 году Петр лично приехал сюда, выбирая трассу будущего канала. А в 1715 году выше Вянгинской пристани построили судоверфь, которая функционировала до 1847 года.

Вянги, благодаря своему выгодному географическому положению, росла, через неё прошел еще один торговый путь — из Архангельска в Санкт-Петербург. В 1773 году Вянги по указу Екатерины Великой была преобразована в город Вытегру, названный так по протекавшей здесь более крупной реке — Вытегре. Спустя три года был разработан регулярный план улиц, сохранившийся до наших дней.

Этимология слова вытегра до конца неясна. По преданию, абсолютно неисторичному, у Петра Великого, когда он находился в Вянги, украли камзол и царь в порыве гнева воскликнул: «Вы тигры», отсюда и пошло название «Вытегра». Однако ученые полагают, что слово вытегра имеет древние финно-угорские корни.

Петровская идея канала реализовалась лишь столетие спустя. В 1799 году началось строительство Вытегорского, или Мариинского канала, соединившего Вытегру с рекой Ковжей, впадающей в Белое озеро и тем самым принадлежавшей бассейну реки Волги. Официально судоходство началось по нему 21 июля 1810 года. В Вытегре до наших дней сохранились остатки деревянного шлюза старого Мариинского канала. Свое название система получила в честь императрицы Марии Федоровны, супруги императора Павла.


Старый шлюз Мариинского канала

После строительства канала Вытегра превратилась в северные ворота водного пути, а Череповец — в южные. В Вытегре грузы переваливали с белозёрок* на более легкие речные суда для отправки их по воде в Санкт-Петербург, либо грузили на сухопутный транспорт для отправки в Архангельск.

*Лодка-белозёрка. Количество грузов, перевозимое по Мариинской системе в начале XIX века, опасность плавания по бурным водам Онежского и Белого озер требовали создания крепкого и вместительного судна с небольшой осадкой, поскольку в системе имелся ряд мелей и порогов, таких, например, как печально знаменитый Брод в истоке Шексны. Суда, удовлетворяющие требованиям судоходства по Мариинской системе, начали строить белозёры и жители посада Крохино.

Килевая лодка, названная белозёркой, по оснастке паруса и всего такелажа напоминала уменьшенные галиоты, имела две мачты, крепкий корпус и могла перевозить до 150 тонн груза. Длина её составляла 16-25 метров, ширина — 4-6, осадка без груза — 45-63 сантиметра, с грузом — 1,0-1,5 метров. Сотни белозёрок ходили не только по Белому озеру, но и по всей системе от Рыбинска до Вытегры и даже до пристани Вознесенье в истоке реки Свирь. За одну навигацию такие суда успевали сделать два-три рейса с грузом. — Золотова О.А., Скупинова Е.А. «От Мариинки до Волго-Балта. Суда и судоходство».

Вытегра быстро росла, появились полотняно-парусные мануфактуры, судоверфь, красильни, кирпичные и свечные заводы. Было даже предложение сделать Вытегру центром Олонецкой губернии.

В Отечественную войну 1812 года в Вытегру на 22 судах были вывезены из Императорского Эрмитажа и Кабинета Его Величества ценные вещи и драгоценности. В августе 1882 года началось строительство Ново-Мариинского канала, который прошел северо-восточнее старого. До 1917 года в Вытегре находилась администрация Мариинской системы.

В связи со строительством железных дорог роль водных путей стала падать. К началу XX века Вытегра превратилась в тихий уездный город и одно из мест ссылки политзаключенных.

Подъемный мост на реке Вытегра; фотография С.Прокудина-Горского, 1909 год


Церковь Вознесения в Вытегре, в настоящее время перестроена; фотография С.Прокудина-Горского, 1909 год


Канал «Вытегра-Ковжа» и памятный знак Императору Александру Второму в память окончания Мариинской системы; фотография С.Прокудина-Горского, 1909 год (сохранился)

В 1913 году при Вытегорском реальном училище был основан музей местной фауны. Его ядро составила коллекция инженера водных путей сообщения Л.Ф.Винницкого. Впоследствии он был преобразован в Вытегорский объединенный музей.

В годы Великой Отечественной войны в Вытегре располагался штаб Онежской флотилии.На территории Вытегорского района, единственного в Вологодской области, шли бои, а через Мариинский канал шла эвакуация населения. В 1944 году вся территория района была освобождена. Однако до сих пор поисковики находят в лесах останки солдат, гильзы, гранаты и прочие атрибуты той войны.

Новый этап в развитии Вытегры наступил после завершения строительства Волго-Балтийского канала, ставшего преемником Мариинской системы. Работы по усовершенствованию Мариинской системы предполагалось начать еще в 1930-х годах, однако строительство началось лишь в 1940 году, было прервано в годы Великой Отечественной войны и возобновилось только в 1950 году. В мае 1961 года были завершены работы на Вытегорском и Белоусовском гидроузлах. Все шлюзы, кроме Пахомовского, были стандартизированы по конструкции и высоте — 13,5 метров. В июне 1964 года Волго-Балтийский путь был полностью сдан в эксплуатацию.

Шлюз № 1 Волго-Балтийского канала

В наши дни Вытегра (как и Череповец) — порт пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского. Здесь расположено Управление Вытегорским районом гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрация Волго-Балт», созданы шлюзы, подходные каналы, мост, гидроэлектростанция. В навигацию здесь останавливаются курсирующие по внутренним водным путям круизные лайнеры.


Памятный знак в честь окончания строительства соединительного канала между реками Вытегра и Ковжа (1882-1886)

Согласно регулярному плану

Знакомство с городом стоит начать с прогулки по историческому центру, где сохранилась застройка XVIII – начала XX веков. Прямоугольная сеть улиц свидетельствует о регулярном развитии города. Генеральный план был разработан в 1776 году. Его воплощение в жизнь далось непросто. Изначально дома были хаотично разбросаны по берегу реки. Ради порядка, часть построек пришлось перенести, а часть и вовсе снести. Понятно, что хозяева домов были этому не рады. Ядро старого города расположено на правом берегу Вытегры.

В городе были развиты ремесла

Центром любого города всегда традиционно считалась Торговая площадь. Поскольку Вытегра являлась крупным транспортным узлом, в конце XVIII века на площади построили большой каменный Гостиный двор. Потом в центре возвели высокую каменную важню с вышкой – помещение для взвешивания товаров. Важня сохранилась до наших дней. Но без вышки. Позже здание приспособили под пожарную часть. Особенно людно на площади было во время ярмарок, на которые съезжались торговцы и покупатели от Вологды до Петрозаводска.

Список памятников архитектуры, находящихся под охраной государства, насчитывает двадцать позиций. Большинство из них расположено на проспекте Ленина и на ближайших улицах. В основном это жилые дома состоятельных горожан и городские усадьбы. К началу XIX века в Вытегре было уже пять каменных купеческих особняков. Архитектура всех построек отличается аскетичностью – никакой пышности, вычурности и излишеств. Типичными примерами могут послужить дома Невежиных и Галашевского на проспекте Ленина, напротив Сиверсова моста.

Калитки – традиционная выпечка вепсов

Исключением является особняк Манина по адресу проспект Ленина, 56. Его главный фасад богато декорирован. Лепные розетки, изящные наличники, балкон с металлической решеткой – все эти элементы сразу привлекают внимание. Дом Минина является настоящим украшением центральной улицы города. Облик дореволюционной Вытегры оказался запечатлен в истории, благодаря работам известного фотографа Прокудина-Горского.

Основной городской доминантной когда-то являлся Воскресенский собор, возведенный в стиле барокко в 1800 году. Тогда он высился на набережной части Воскресенского проспекта. Увы, в советское время храм решили переоборудовать под Дом культуры водников. Для этого разобрали колокольню, сняли купола и барабаны. В результате собор полностью утратил свой первоначальный облик.

Старинный жернов

Вторым важным храмом города была Сретенская церковь. Ее построили в 1873 году на левом берегу Вытегры. В истории сохранилось не только имя архитектора А.С.Четверухина, но и имя строителя — Ивана Волкова, главы артели каменщиков из деревни Слободы. Храм является типичным образцом русско-византийского стиля. Расположенная на высоком месте, церковь хорошо видна отовсюду. В настоящее время в здании размещается экспозиция краеведческого музея.

Старинные храмы в окрестностях города

Рядом с церковью стоит деревянная часовня Святого Исаакия Далматского. Она была построена в 1881 году в форме шапки Мономаха. На этом месте культовое сооружение появилось относительно недавно. Часовню перенесли сюда с Беседной горы. По легенде, на этой горе Петр I беседовал с местными жители (отсюда и название) по поводу соединении рек Вытегры и Ковжи. В 1960-е годы во время строительства Вытегорского водохранилища местность была затоплена, и часовню пришлось перенести на другое место.

Поездка к Онежским петроглифам.

Эта поездка получилась довольно спонтанной. С прошлогодней поездки по северу России у нас остался «долг» — посещение петроглифов на Онежском озере. Тогда, по ряду причин, у нас не получилось их увидеть.

И вот, на трехдневных выходных, с 12 по 14 июня 2022 года, было решено компенсировать этот «пробел» и посетить петроглифы.Для этого забронировали по нашим прошлогодним контактам гостевой домик на Онежском озере в поселке Шальский на 2 ночи и экскурсию на моторной лодке к петроглифам на мыс Бесов нос.Расстояние в 930 километров до места проживания в Шальском накладывало особые требования к планированию поездки.В последний рабочий день, 11 июня, пробки на выезде из Москвы ожидались огромными, поэтому выезд был запланирован на 0.00 минут субботы, 12 июня. Была надежда, что в такое позднее время удастся избежать столпотворения на «любимом» Ярославском шоссе.И действительно, мы в плотном потоке, но без остановки, проскочили все пробочные места возле Пушкино. Но радоваться было рано… В 01.50 мы встали в замечательную 10-ти километровую пробку на въезде в Переславль-Залесский. Дурацкий светофор на въезде в город и максимально дебильная развязка с объездной дорогой задержали нас примерно на час.

Тем временем, небо уже начало светлеть – все-таки едем на север.

Дальше поехали быстрее – после Ярославля дорога стала почти пустой. Недалеко от границы Ярославской и Вологодской областей увидели на опушке леса лося, который жевал кусты и мирно смотрел на проезжающие машины.Первой нашей целью на сегодня было село Ферапонтово в Кирилловском районе Вологодской области. Доехали туда к восьми утра.

Село Ферапонтово известно, в первую очередь, своим Богородице-Рождественским Ферапонтовым мужским монастырем.

Этот монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 году.

Территория монастыря очень компактная, а расположен он в очень живописном месте – на холме, на берегу озера Ферапонтовское.

В настоящее время в монастыре сохранились занесенные в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО фрески работы одного из самых известных русских художников-иконописцев – Дионисия.

В музей фресок я не попал – он был еще закрыт. Да и не очень-то я и стремился в него попасть – это немного «не мое».Осмотрев монастырь, дошел до красивой деревянной церкви Нила Сорского, расположенной неподалеку.

Она была построена в XVII веке, однако пришла в упадок и была тщательно восстановлена в начале 2000-х.Больше смотреть в Ферапонтово было нечего, и решено было доехать еще до одного деревянного храма – в селе Цыпино. Всего полтора километра и мы на месте.

Это тоже достаточно старая церковь, она была построена в 1756 году. Годы не пощадили деревянную конструкцию и церковь пришлось восстанавливать. Реставрация проводилась таким образом, чтобы восстановленный храм максимально соответствовал оригиналу. Процесс восстановления описан на информационной табличке.

Позавтракав в машине взятой из дома едой, погнали дальше. Следующая остановка – Вытегра. До нее 210 километров.Состояние дороги А-119 очень хорошее. Правда, иногда встречаются ремонтные участки, но они не сильно тормозят движение.В 10.50, не доезжая буквально 5 километров до Вытегры, свернули в село Анхимово. Здесь расположены руины церкви Спаса Нерукотворного. Доехав, побродили вокруг.

Зрелище, конечно, грустное. Рядом с церковью есть часовня в таком же руинированном состоянии.

Ожидал, что от церкви будут неплохие виды на водохранилище. Но, то ли не нашли, то ли там все заросло высокой травой – никаких видов мы не увидели.Заехав в Вытегру, доехали до Сретенской церкви.

Очень красивый храм был построен в конце XIX века. Состояние его сейчас — «на троечку». Ведется вялотекущая реставрация, местами присутствуют строительные леса, а основание центрального купола уж выкрашено в яркий желтый цвет.Удивительно, но эту церковь не портит эта «неухоженность».

В небольшом сквере за церковью установлена деревянная часовня Святого Исаакия Долматского.

Построенная в 1881 году часовня, выполнена в виде шапки Мономаха. Часовня изначально находилась в другом месте, однако попала в зону затопления при создании Вытегорского водохранилища и была перенесена сюда.В том же сквере установлен очень прикольный памятник поэту Николаю Клюеву.

С творчеством этого поэта я не знаком совершенно (к своему стыду), а вот памятник мне понравился.Затем доехали до главной достопримечательности Вытегры – подводной лодки Б-440.

Случай установки подводной лодки на озере, на мой взгляд, уникальный.Дизель-электрическая подводная лодка Б-440 была построена на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде в 1970 году. Входила в состав Северного флота и выполняла боевые задачи в Средиземном, Баренцевом и Норвежском морях, а также в Северо-Восточной Атлантике. В 2005 году лодку переоборудовали в музей, сохранив часть отсеков в неизменном виде.

На Онежском озере, на месте, где должны были установить лодку, углубили дно, и по Ладожскому и Онежскому озерам Б-440 была доставлена на место своей вечной стоянки – в Вытегру.

Лодка на озере выглядит отлично.

В музей мы не пошли, так как уже бывали на нескольких подводных лодках, в том числе, на сходной по размеру лодке Б-396, установленной в Москве, на Химкинском водохранилище.После осмотра подводной лодки, покатались по городу. Проехали мимо мемориала воинам-вытегорам (очень необычное название жителей города), погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Доехали до шлюза № 1 Волго-Балтийского канала.

Интересное гидротехническое сооружение.

Увидев все, что хотели в Вытегре, поехали дальше. Заселение в гостевой дом у нас было в 15.00, поэтому времени было еще полно. Двигаемся в сторону интересной природной достопримечательности – Андомского геологического разреза.Дорога туда от Вытегры недолгая – 40 километров, половина из которых проходят по ровному, но очень пыльному грейдеру вдоль берега Онежского озера. Здесь полно мест, где есть возможность остановиться и подъехать прямо к воде, чем многие пользуются, устанавливая палатки и мангалы.Мы тоже остановились у озера.

Онежское озеро – огромно, прямо как море. Вскоре доехали до нашей цели.

Андомский геологический разрез (Андома-Гора) – это место выхода на поверхность отложений девонского периода (около 400 млн. лет назад). Гора, высотой 85 метров над уровнем воды имеет ярко-красно-коричневый оттенок.С горы открывается отличный вид на Онежское озеро.

К сожалению, сам разрез рассмотреть со смотровой площадки практически невозможно. Поэтому – приходится довольствоваться малым. Но место все равно интересное.

На обратном пути к дороге А-119 остановились у озера – потупить на воду. Она была чистой и теплой.

Дальше мы уже без остановок поехали в Шальский. Доехав по А-119 практически до самого Пудожа, свернули налево. Далее дорога шла вдоль реки Водла. Дорога эта требовала повышенного внимания. Неплохой асфальт время от времени чередовался с вздыбленными участками. Не заметив их можно было получить сильный удар по подвеске.В 14.40 въехали в Шальский и подъехали к нашему гостевому дому. Хозяйка сообщила нам, что наш домик еще не готов и надо подождать еще 30 минут и предложила нам прогуляться на берег Онежского озера. Что мы с удовольствием и сделали. Берег озера находился метрах в 150 от нашего домика.

В этом месте в Онего впадает река Водла.

Погуляв полчаса по берегу, вернулись и заселились в наш домик.

Он оказался очень уютным.

В доме было все необходимое. К недостаткам могу отнести отсутствие wifi. Обычный мобильный интернет ни на билайне, ни на мтс не работал, поэтому, можно сказать, что интернета не было вообще. Ну, и ладно!Разместившись и пообедав, пошли гулять на берег озера. Тут, кстати, интернет «летал».

Вода в озере в месте впадения Водлы была теплая и мои девушки с удовольствием походили по ней.

Я заходить в воду не стал. А зря.

Пройдясь по берегу, посмотрели, какие большие деревья выбрасывает озеро во время штормов.

Волны и ветер успешно справляются с прибрежными соснами.

Берег Онего очень красив. Сосны и вода навевают мысли о Прибалтике.

Вернувшись домой, занялись приготовлением шашлыка. Тотчас рядом со мной появился помощник.

Это хозяйская лайка по имени Арчи.

Арчи оказался невероятно доброй и приятной собакой и наша дочка Аня с ним очень подружилась.

День сегодня получился очень насыщенный, поэтому спать мы легли довольно рано – еще 11 часов вечера не было. Кстати, было очень светло. Немудрено, ведь сейчас – время белых ночей.Выспались мы замечательно. Позавтракав, посмотрели прогноз погоды – сегодня плыть на Бесов Нос. Погода обещалась быть хорошая – ясно, безветренно и довольно тепло — +20…22 градуса. Тем временем, к нам зашла хозяйка нашего гостевого дома – Ольга и мы договорились с ней о времени поездки к петроглифам. Она посоветовала нам выбрать вторую половину дня, ближе к вечеру. Именно тогда, при хорошей солнечной погоде, лучше всего видны рисунки на камнях. В итоге, наша поездка была назначена на 16.30.А пока – у нас есть свободное время. Было решено занять его поездкой в Пудож, до которого всего около 30 км. Сказано – сделано. Собрались и поехали.Дорога от Шальского к трассе А-119, на которой и находится Пудож идет вдоль реки Водла, и в один из моментов, когда река была видна, мы увидели, как буксир тянет огромную баржу с одним из главных богатств Карелии – лесом. Размер этой баржи и количество леса на ней – поражают.

Примерно через 40 минут приехали в Пудож. Это старинный (основан в 1382 году) и совсем небольшой карельский городок с населением в 8500 человек.Надо признаться, с туристической точки зрения, делать здесь почти нечего. Но кое-что посмотреть, все-таки, можно.Проехав через весь город, заехали на единственную брендовую заправку – «Роснефть». Пока стояли в небольшой очереди, пошел дождь, по закону подлости превратившийся в сильнейший ливень, пока я заправлял машину.Заправившись, поехали смотреть достопримечательности, а по дороге заехали в местный сетевой магазин под названием «Онего». Пополнили запас продуктов и угля. «Местный колорит» присутствовал в виде традиционных карельских «калиток» и настоек из Петрозаводска. Не смог устоять перед такой красотой (не местная, но все равно здорово):

Подъехали к церкви Александра Невского.

Эта церковь, построенная на рубеже XIX-XX веков, в советский период пережила трудные времена – ее помещения использовались под молокозавод. Сейчас она восстановлена, хотя косметический ремонт ей бы не повредил. В этом ансамбле больше всего понравилась колокольня очень необычной формы.За церковью расположена деревянная часовня Михаила Архангела, построенная около 20 лет назад.

Не очень она меня впечатлила.Доехали до достаточно красивой «новодельной» церкви иконы Божией Матери «Скоропослушница».

«Ложкой дегтя» во внешнем облике этой церкви для меня стали вездесущие окна с пластиковыми стеклопакетами. Ну, не смотрятся они в таких постройках!Осмотрев эту церковь, поехали домой. По дороге останавливались – Водла очень красива.

Кстати, обратили внимание на то, что с правой, восточной стороны Онежского озера все топонимы имеют русские названия. В отличие от левой, западной стороны — там почти все названия финские.

Приехав домой, перед обедом, решили опять прогуляться вдоль берега реки к Онежскому озеру. На противоположной от нас стороне реки расположен немаленький порт.

Погода сегодня великолепная. В Шальском, в отличие от Пудожа, ни намека на дождь!

Вода в реке теплая и прозрачная. И очень коричневая.

Дойдя до берега Онего, решили походить по воде – впечатления супер!

Вертолеты летают.

Онежское озеро, конечно, по размерам больше похоже на море.

Пока наша Аня возилась в воде, сходили посмотреть на створные знаки, установленные на входе в Водлу.

Сегодня очень красивое небо.

Природа вокруг очень радует своей какой-то неброской красотой.

Даже в придорожных канавах есть красота.

Пока шли к дому немного пофотографировал.

Мне очень нравится сочетание синей глади реки и ярко-зеленой травы.

После обеда замариновали мясо к вечернему шашлыку

и стали ждать поездки к петроглифам.Примерно в 16.15 мы собрались, взяли с собой теплые толстовки – несмотря на жару на улице, на озере будет прохладно, и пошли к пристани. Нас встретил Александр – один из хозяев гостевого дома, а также наш капитан и экскурсовод по петроглифам.Выйдя на лодочную пристань, мы надели спасательные жилеты. Александр рассадил нас в лодке и предупредил, что в сторону Бесова Носа немножко потрясет – есть ветер и небольшая волна, а вот обратно будет попроще.

Поехали! (с)

По реке, до выхода в озеро, лодка шла абсолютно ровно. Но когда мы начали двигаться по озеру нашу моторку начало порядочно трясти и подбрасывать.

На рейде, перед входом в Водлу, стоял сухогруз приличного размера.

Как нас трясло можно увидеть на этом коротком видео:https://radikal.ru/video/6VxfhgReBGt

Тем временем, мы отошли довольно далеко от берега.

Примерно через 20 минут начал хорошо просматриваться маяк, установленный на Бесовом Носу.

Перед самым мысом наша лодка замедлила ход.

Найдя удобное место,

Александр причалил лодку к каменному мысу и помог нам выбраться из нее.

Ура! Мы на Бесовом Носу!

Итак, что же такое петроглифы, которые нам предстоит увидеть?Онежские петроглифы – это древние наскальные рисунки. Их возраст оценивается в 4000-5000 лет. Выбиты они в скалах на глубину от 1 до 4-х миллиметров, при этом практически все рисунки имеют очень четкие границы.В этой части Онежского озера основные массивы петроглифов расположены на двух мысах – Бесовом Носе и Пери Носе, расположенных друг от друга примерно в 2-х километрах.Осмотр мы начали с основных рисунков на Бесовом Носе.

Здесь мы можем увидеть, можно сказать, квинтэссенцию петроглифов Бесова Носа. Огромный «Бес» — человекоподобная фигура, высотой около 2,5 метров. Именно из-за этой фигуры монахи и назвали в XVI веке этот мыс Бесов Нос. Фигура своеобразная, немного страшная. Интересно, что это изображение симметрично разделено вертикальной трещиной в скале. Еще интересней становится, когда узнаешь, что учеными доказано, что трещина образовалась гораздо раньше, чем был сделан этот рисунок То есть, она здесь явно неспроста. А уж какой смысл вкладывали в эту трещину древние художники, мы, видимо, никогда не узнаем.

В XVI веке монахи из Муромского монастыря выбили рядом с «Бесом» крест метровой высоты, как бы вложив его этому товарищу в руку. Таким образом, монахи, видимо, хотели избавиться от чертовщины, которую они приписывали этому человекоподобному изображению.Справа и слева от «Беса» выбиты изображения налима и выдры (некоторые считают, что это – ящерица)

Есть прекрасное изображение осетра,

много лебедей.

Есть изображения сцен охоты на медведя, фигуры лосей.Вандалы есть всегда.

Осмотрев петроглифы и поев дикого лука, пошли к маяку.

Маяк в настоящее время не действует. Как сказал наш экскурсовод – сейчас вполне достаточно современных навигационных систем.

Несмотря на свое бездействие, маяк великолепен и состояние его радует.

Вокруг маяка проложили тропинку из досок.

Установлена информационная табличка о петроглифах.

Природа здесь «крышесносная».

А мы, тем временем, погрузились в лодку и под интереснейший рассказ Александра о петроглифах и о многом другом, малым ходом, выдвинулись к мысу Пери Нос.

Высадились на этот мыс, и пошли за Александром.

Первое, что мы здесь увидели, это – семья лебедей. Интересно, что самый маленький лебедь – ушастый (ну или рогатый).

До следующих рисунков нужно было дойти по лесу.

На мысе Пери Нос четко прослеживается основная мысль, объединяющая наскальные рисунки – плодородие, деторождение. Вот, например, пара лебедей с выводком.

Лось с лосенком.

Еще лебеди.

Люди, бобры, лоси.

К сожалению, на этом мысе тоже побывали вандалы. Из Эрмитажа… Александр показал нам место, где в 30-х годах прошлого века музейные работники с помощью взрыва (пробурили 4 шурфа, заложили взрывчатку и произвели направленный взрыв) откололи кусок скалы с петроглифами.

Виды и на этом мысе очень хороши.

Увидели прекрасное изображение вальдшнепа. Его нос невозможно спутать ни с чем.

Двигаемся дальше.

В лесу, в тени, начинают кусаться комары. Их здесь великое множество.

Много очень красивых небольших заливов.

Опять лебеди.

Вот здесь – интересно. Скорее всего – это собака. Или одомашненный волк.

А это – шаман в ритуальной одежде и с какими-то шаманскими приспособлениями в руках.

Еще птица, но не лебедь – гусь! Однозначно угадываются обводы жирного тела.

Камни очень теплые, солнце уже успело хорошо их прогреть. А вода в этой части озера еще очень холодная.

Мимо «секретного» пляжа

прошли еще немного по лесу, заросшему вереском,

И вышли к большому скоплению рисунков, часть из которых совсем непонятна.

Рисунки с людьми, лодка с гребцами понятны, а вот обилие «солнц» с лучами разной формы не поддается объяснению. Удивляют практически идеальной формы круги, выполненные древними художниками.Осмотрели с помощью Александра все петроглифы, немного отдохнули и тронулись в обратный путь.

Несомненно, петроглифы – очень интересная тема и нам очень повезло с экскурсоводом. Александр не только знает, где что расположено. Он явно увлечен темой этих наскальных рисунков, и только благодаря ему мы сумели их столько увидеть и в чем-то, с его помощью, разобраться.

Пошли обратно, к лодке.

В лесу, кроме вереска, очень много багульника. Аромат у него очень приятный.

Поехали обратно.

Прошли мимо острова с очередным недействующим маяком.

И примерно через 20 минут зашли в Водлу.

Наша поездка к петроглифам прошла замечательно. Спасибо, Саша!

Вечером у нас шашлыки. Арчи, учуяв запах мяса, тут как тут!

Такое мясо ему нельзя. Поэтому из запасов дали ему немного обычного, немаринованного мяса. Аня никак не могла наиграться с этой доброй собакой.

После ужина решили опять прогуляться к озеру. Уж очень оно нам понравилось.

Немного прошлись по берегу.

И, атакуемые полчищами комаров, вернулись домой.Утром позавтракали и быстро собрались.

Сегодня нам предстояла не долгая, а ооочень долгая дорога. Ведь сегодня – последний день длинных июньских выходных, а это значит, что перед Москвой будут большие пробки. Но нас не покидала надежда, что все останутся на дачах на продленных Собяниным С.С. «нерабочих днях».До Вологды по А-119 мы ехали довольно быстро. Дорога здесь, все-таки, красивая.

В одном месте постояли 10 минут на реверсе.

Из-за нулевого трафика движение по А-119 не напрягает.

Лишь километров за 30 до Вологды темп начинает падать – появляются тихоходы.На Вологодской объездной начался дождь, который быстро превратился в ливень. Скорость движения упала практически до 40 километров в час. Огромные караваны фур и плотный встречный трафик делали движение по М8 очень неприятным. Дождь закончился только после Ярославля.Начиная с Переславля пошли жесткие пробки – народ возвращался в Москву. Наши надежды не оправдались — все оказались «трудоголиками». В самом Переславле, несмотря на все попытки прорваться боковыми дорожками, мы потеряли больше часа.Выехав из города, мы снова уперлись в пробку, уже из-за аварии. Мыкаясь таким образом, мы добрались до «любимого» пробочного места – Пушкино. Здесь стояло все и везде.

В общем, домой мы приехали в 23.40. Итого в дороге 15.30 минут. За это время мы проехали 960 километров.Эта короткая поездка получилось очень интересной. Онежское озеро и поездка к петроглифам стали настоящим «глотком свежего воздуха» в наше очередное пандемическое лето.Если честно, то нам, почему-то, захотелось снова съездить в Шальский, проехаться на моторке по озеру и пообщаться с доброй лайкой Арчи. Возможно потому, что нам всем было хорошо в этом месте.

На водном пути Севера

Вытегра хорошо известна российским туристам. Это связано с тем, что через город проходит популярный круизный маршрут по Волго-Балту. В период навигации у пристани частенько можно увидеть теплоходы, которые делают остановку по пути из Северной столицы в Москву. В такие дни туристы буквально наводняют небольшой городок.

В Вытегре делают остановку круизные теплоходы

В Вытегре имеется четыре музея. Знакомство с городом обычно начинают с краеведческого музея, которому недавно исполнилось 100 лет. Основой для его создания послужили экспонаты из кабинета наглядных пособий местного реального училища. Сейчас краеведческая коллекция насчитывает десятки тысяч единиц. Это и предметы крестьянского быта, и образцы прикладного искусства, и шедевры северной иконописи.

Раритетами считаются иконы XVI века «Архангел Гавриил» и «Иоанн Предтеча» из Успенской церкви села Девятины. Своей необычностью привлекают внимание керамика андомских мастеров. Она малоизвестна даже среди специалистов, хотя миски и горшки местных гончаров пользовались спросом еще в глубокой древности. Один из мастеров каждый год изготавливал красивую вазу и отправлял ее в подарок самому царю. Стоит обратить внимание и на вытегорскую вышивку.

Миски и горшки местных гончаров пользовались спросом еще в глубокой древности

Следующий музей называется «Водные пути Севера». Он посвящен истории создания Волго-Балтийского пути. Даже место для экспозиции было выбрано соответственное – здание бывшего машинного зала Вытегорской ГЭС. Экспозиция включает не только модели судов и макеты шлюзов, но и диорамы. Одна из них называется «Бурлаки на Мариинском канале». Этот торговый путь был известен с глубокой древности. Новгородцы продвигались по нему к Белому морю. Но только Петру I удалось превратить его в речной «автобан».

Гостей Вытегры неизменно удивляет подводная лодка Б-440, которая стоит на вечной стоянке и тоже является музеем. Она была построена на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде и спущена на воду в 1970 году. Лодка проходила службу в Средиземном, Баренцевым, Норвежском морях и в северо-восточной Атлантике. Подлодку списали в 1998 году, а в 2005 переоборудовали в музей и перегнали в Вытегру. На лодке установлен действующий перископ. Экскурсии сопровождают звуковые эффекты, имитирующие элементы боя.

Торпедный аппарат

Четвертый музей находится в бывшем доме купца А.Лопарева, где в 20-е годы прошлого века жил поэт Николай Клюев. Друг и учитель Сергея Есенина был арестован и расстрелян в 1937 году. После этого имя поэта было в СССР под запретом. Немногие знают, что Клюев родился и вырос в Вытегорском уезде, хорошо знал жизнь крестьян, что нашло отражение в его стихах.

В начале прошлого века он уехал на заработки в Санкт-Петербург, где занялся политической деятельностью. После революции стал поддерживать крестьян, недовольных советской властью, за что поплатился свободой и жизнью. В память о поэте в вытегорском доме-музее ежегодно проходят Клюевские чтения.

Поэт Николай Клюев

Следует заметить, что в Вытегре жили и другие известные люди. В местной гимназии преподавал классик «серебряного века» Федор Сологуб. Родом из Вытегорского района писатель Анатолий Петухов. Его книги, в основном, посвящены местной природе. Он не только писал книги для детей на вепсском языке, но и редактировал первый словарь вепсского языка. С Вытегрой связано имя известного хирурга-кардиолога Николая Амосова.

Рукотворной достопримечательностью Вытегры можно считать Волго-Балтийский канал и шлюзы. В начале XIX века Мариинская водная система через Вытегру соединила Санкт-Петербург с Рыбинском. Длина пути составила 1054 версты! Для своего времени система являлась выдающимся инженерно-техническим сооружением. После войны была проведена модернизация. В частности, прорыт канал от Онежского озера до города Вытегры, который спрямил реку в нижнем течении. А в 1961 году возле города заработали два новых шлюза и ГЭС.

Прохождение шлюзов

В Вытегре можно увидеть памятный обелиск в честь открытия Ново-Мариинского канала. Его перенесли в город в 60-е годы с места соединения рек Вытегры и Ковжи. На памятнике есть надпись: «Новый соединительный канал между реками Вытегрою и Ковжею. Начат в 1882 г. Окончен в 1886 г. в царствование императора Александра III-го». Другая надпись сообщает имена строителей канала.

На месте знаменитой Вянгинской пристани ныне находится отельный комплекс «Wardenclyffe Volgo-Balt» в виде маяка. Wardenclyffe Tower – это башня, которую легендарный изобретатель Никола Тесла построил для демонстрации беспроводной передачи электроэнергии. Какое отношение она имеет к Вытегре, история умалчивает, но необычная гостиница стала своеобразной достопримечательностью города. Возле комплекса раскинулся тематический ландшафтный парк. В центре города также действуют гостиницы «Вытегра», «Старый городъ» и «Якорь».

На месте Вянгинской пристани находится отель «Wardenclyffe Volgo-Balt»

Следует иметь в виду, что в Оштинском поселении ежегодно проводится праздник вепсской национальной культуры, который называется «Древо жизни». В его рамках проходит конкурс на лучшее вепсское блюдо. К таковым, в частности, относятся сканцы с традиционными начинками. Обязательно организуют ярмарку, где можно купить изделия из лозы, бересты, народные куклы. Весь день звучат вепсские песни. Скучать на празднике не придется.

Прогулка по городу. Небольшой фотоотчёт. Виды Вытегры

С любой части города видны купола главного храма Вытегры — Церкви Сретения Господня на Красной горке,

Это храм постройки конца ХIХ в.

Вытегра. Церковь Сретения Господня на Красной горке,

Женщина, с которой я здесь случайно познакомился на улице, уверяла меня, что с возвышенности, на которой воздвигнут этот храм, открываются великолепные виды на весь город. Может это и так, но летом из-за густой растительности — особо ничего и не видать. Видны только ближайшие, видавшие виды производственные постройки.

Рядом с Церковью Сретения Господня сохранилась деревянная часовенка Исаакия Далматского. Часовня построена в конце ХIХ в. и неплохо сохранилась. Как и прекрасная резьба в оформлении часовни.


Вытегра. Часовня Исаакия Далматского

Прямо у часовни и храма — небольшая открытая площадка, на которой в 2016-ом году был установлен памятник Н.А. Клюеву. Русскому поэту, представителю новокрестьянского направления в русской поэзии ХХ в. Памятник представляет собой портретную и стилизованную в образе крестьянина фигуру. На плечах поэта — птица Сирин — символ радости и печали, символ поэтической музы Н. А. Клюева.


Вытегра. Памятник. Н.А. Клюеву


Вытегра. Памятник. Н.А. Клюеву

Рядом с памятником поэту разбит дендропарк и установлен памятный стенд. С краткой биографией Н. Клюева. Стоит отметить, что Сергей Есенин, с кем творческие и личные пути Николая Клюева несколько раз сходились и расходились, упоминал в своих личных воспоминаниях этого поэта своим учителем.


Вытегра. Дендропарк Н.А. Клюева

Посмотреть на карте где находится храм Сретения Господня и памятник Николаю Клюеву:

Карта:

Николай Клюев лишь несколько лет проживал в Вытегре, но является уроженцем этих мест. Село Коштуги, что расположено примерно в 40-50-ти верстах от города — и есть родина поэта. Потому, не удивительно, что в Вытегре установлен памятник Николаю Клюеву. Существует и дом-музей поэта. Расположившийся в старом деревянном доме, где ныне находится детская библиотека. Музей можно посетить, но договариваться об этом — лучше заранее:

Тлф. 8-958-585-10-20

Адрес музея: ул. Ленина, д. 5

Приехав на авто в Вытегру, лучше всего поставить свой транспорт на стоянку и гулять по улицам города пешком. Вытегра — небольшой город. И все знаковые и интересные места здесь — легко охватить в течении пары часов. Да и гулять по таким российским тихим, уездным городкам — одно удовольствие!

На улицах Вытегры. Летний день и вечер уездного городка

В самом центре города можно увидеть исторические здания архитектуры конца 18-19 веков. Подобных объектов не так много, а степень сохранности многих — желает лучшего. В отдельных зданиях расположились действующие организации, учебные заведения, гостиницы и объекты туристической инфраструктуры.

Так выглядит самый центр исторической части Вытегры:

Забавная рекламная табличка у ресторана:

Во время моей прогулки по городу я с удовольствием понаблюдал за неспешной жизнью вытегоров:

По улицам спешили по своим делам горожане:

А на летней открытой танцплощадке подростки разучивали какой-то танец.

Танцующую молодёжь этим днём я встретил ещё не раз на улочках Вытегры. Поинтересовался, с чем это связано. Оказалось, что молодёжь готовилась к городскому танцевальному конкурсу. Ну, где ещё можно такое увидеть, как не в провинции? Красота!

Вытегра — одна из узловых точек Волго-Балта, а близость Онежского озера, отражается и на общем городском облике и на образе жизни вытегоров.

По берегам каналов и реки Вытегры можно увидеть рыбаков, множество лодок, маломерных судов и лодочных гаражей.

Вытегра имела и имеет важное значение во внутренних водных путях сообщения России. И потому, не удивительно, что здесь есть и музей посвящённый истории этих путей. Если вы прибыли на круизном теплоходе, доехали туристическим автобусом или приехали на авто в Вытегру (как я), то прогуливаясь по центральной её части вы обязательно увидите это прекрасное здание. В котором некогда существовала одна из первых в Вытегре гидроэлектростанций.

Приехали на авто в Вытегру? Посетите музей «Водные пути Севера»

Здание музея найти не сложно. Оно находится рядом с небольшим уютным Детским парком в самом центре исторической части города.

Само здание бывшей гидроэлектростанции, в котором находится музей, выглядит очень колоритно. И находясь рядом, появляется ощущение, что оказался в Средневековой Европе.

Вытегра. Музей «Водные пути Севера» Вытегра. Музей «Водные пути Севера»

Нужно иметь в виду, что из-за небольшого количества посетителей, в музей можно попасть неорганизованным группам (например, если вы приехали на авто в Вытегру как я) только предварительно договорившись с экскурсоводом по телефону.

Телефон музея «Водные пути Севера» : 8-958-585-10-20.

Адрес музея:Садовая улица, д. 1

Музей «Водные пути Севера» на карте города:

Гуляя по центру Вытегры можно наблюдать довольно забавное смешение исторических эпох. Рядом с архитектурой дореволюционной России уживаются памятники и архитектура СССР.

Рядом с памятником вождю мирового пролетариата находится действующий киноконцертный зал «Волго Балт».

Памятник В.И. Ленину на этой площади — не единственный в Вытегре. На соседней улице находится бюст вождю. Отреставрированный не так давно. В 1994 году.

Во время Великой Отечественной войны фронт проходил совсем рядом с этим городом. Линия обороны с финскими войсками, оккупировавшими часть южного Заонежья находилась в районе села Ошта. Это около 50-70 км от Вытегры. И в память о погибших земляках в Вытегре установлен мемориал.

Рядом с мемориалом — аллея 70-летия снятия Оштинской обороны. Стенды вдоль пешеходных дорожек оформлены в виде страниц местных газет времён ВОВ.


Вытегра. Аллея 70-летия снятия Оштинской обороны.

У аллеи — типовое здание советского жилого фонда, с сохранившимся на крыше лозунгом «Миру — мир». В этом доме, на первом этаже находится вытегорский краеведческий музей, который был перенесён из храма Сретения Господня, после передачи храма РПЦ.

Адрес вытегорского краеведческого музея:

Проспект Победы, д. 4

Тлф. администрации музея: 8-958-585-10-20

Посмотреть расположение музея на карте:

Если пройти через парк совсем немного, то можно оказаться у самого (на сегодняшний день) известного и знакового для Вытегры памятника. И это — Подводная лодка Б-440.

(Ссылка на фотоотчёт о посещении этой подводной лодки в конце статьи)

Общие впечатления о городе и путешествии на авто в Вытегру

После этой поездки я уже не один раз бывал здесь. Путешествие на авто в Вытегру, в эти места — занимает на моей карте маршрутов особое место.. Сам регион и его уникальное месторасположение привносят в эти края определённый колорит. Вытегра — это вологодчина. А южный берег Онежского озера никогда не был в центре исторических крупных событий. Потому не ожидаешь здесь увидеть что-то мега «раскрученное» туристическое.

Сюда, в эти края, нужно ехать совсем за другим. За настоящим российским колоритом. Той, непарадной частью жизни и быта, которая всегда присуща нашей, настоящей периферии. Периферии в том смысле, что не её оторванность от политических, исторических событий далека от центра. А в том, что именно она, эта «периферия» и есть суть и соль нашего, «глубинного» русского. Настоящего.

Течение жизни в подобных местах — размерено, и потому связь между поколениями, традициями и укладом жизни людей — менее подвержена «новомодным» веяниям и течениям. В такие места нужно обязательно ехать. Здесь ещё сохранилась та наша часть, которую можно назвать: «Русью уходящей». (Да простится мне слог мой высокий)….


Набережная реки Вытегра

Берега реки Вытегры — местами круты. И с них открываются прекрасные пасторальные виды на город. А наряду со старинной архитектурой, старыми деревянными домами, и более современными постройками, можно увидеть здесь и совсем что-то «новенькое». Как, например, вот это современное здание гостиницы Wardenclyffe Volgo-Balt.


Вытегра. Гостиница Wardenclyffe Volgo-Balt

Рядом с гостиницей — ухоженная дощатая дорожка по самому берегу реки Вытегры. По которой приятно пройтись и понаблюдать за жизнью местной флотилии.

Тут же, на этой набережной разбит роллер-парк и установлены забавные стальные скульптуры. Как, например, вот эта — в виде гигантской сказочной рыбы.


Вытегра. Виды Вытегры. Набережная реки Вытегра

Скульптура это очень символична. Онежское озеро богато рыбой. И в этих местах рыбный промысел всегда имел важное значение. И если вы любитель рыбалки — то вам обязательно стоит здесь побывать. От Вытегры до Онежского озера — рукой подать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]