Памятник основателям города Татищеву и де Геннину в Екатеринбурге

Один из самых известных монументов Екатеринбурга — памятник отцам-основателям города Василию Никитичу Татищеву и Георгу Вильгельму (Вилиму Ивановичу) де Геннину. Памятник находится в историческом центре уральской столицы, возле городской плотины. Два знаменитых деятеля изображены стоящими рядом (в полный рост), надпись на монументе гласит «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В.И. де Геннину, Екатеринбург благодарный 1998 год».

© Ирина Егорова

Рядом с культурным объектом располагаются и другие достопримечательности — площадь Труда с фонтаном, часовня Святой великомученицы Екатерины, Водонапорная башня, Музей природы, Дом Севастьянова, Музей камнерезного искусства и др. Памятник Татищеву и де Геннину значится в списке объектов туристического маршрута — «Красная линия».

Возле основания монумента выложены гранитные ступени и площадка, которые облюбовали городские скейтеры. Также на площади перед скульптурным сооружением проводят городские праздники, митинги, концерты и другие мероприятия.

Памятники политическим и военным деятелям

Львиную долю достопримечательностей традиционно в городах занимают памятники известным людям, оставившим след в истории России и изменившим ход событий в стране.

Так, памятник Жукову в Екатеринбурге, расположенный на проспекте Ленина, 71, был разработан в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне скульптором Константином Грюнбергом. Местоположение монумента выбрано неслучайно — за ним находится штаб Приволжско-Уральского военного округа, в котором Георгий Константинович производил командование. Горожане и туристы неизменно приносят к скульптуре цветы.

Интересным местом является памятник Ельцину в Екатеринбурге на улице Бориса Ельцина. Не только потому, что это 10-метровый обелиск, с высеченным внутри барельефом первого президента, но и потому что с 2011 года (дата открытия архитектурного строения в честь 80-летия Бориса Николаевича) мемориал был осквернен вандалами несколько раз – бурю негатива стела вызывает как у партийных граждан, так и просто у жителей.

Обломки самовластья

Писатель, политик и неравнодушный горожанин Антон Баков предложил придать Екатеринбургу статус императорской столицы России. При его поддержке на IMC выходит историческая рубрика, в которой мы изучаем прошлое нашего города.

Памятники императорам в нестоличных городах – признак особой благодарности жителей. Дореволюционный Екатеринбург был беден монументами, зато создавались они не указом сверху, а по инициативе горожан, зачастую на собранные совместными усилиями средства. В революционный год свержение монархии в городе с потенциальным названием Цареубийск сопровождалось свержением бронзовых императоров с постаментов. Но в последние два десятилетия, с реабилитацией монархического прошлого города и формированием «царской» идентичности, бронзовые обломки самовластья постепенно склеиваются воедино.

Памятники к выставке

Как и сейчас, более ста лет назад весомым поводом для преображения города могло стать масштабное мероприятие. «Экспо» 1887 года, Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка длилась четыре месяца и привлекла на Урал коммерсантов, промышленников, художников, научных сотрудников – более 80 000 российских и зарубежных посетителей. Специально для этого события амбициозный начальник железнодорожной станции «Екатеринбург-1» Дмитрий Лобанов организовал сквер возле плотины со стороны городского пруда, что по меркам промышленного города XIX века стало новинкой. Территория была практически голой, поэтому небольшой сквер значительно облагораживал облик города. Парковую зону разбили на том месте, где в XVIII веке по указу Петра I и Екатерины I начались первые заводские работы. На территории Плотинного (также его называли Железнодорожным) сквера в 1886 году установили первые памятники-бюсты первым русским императорам в Екатеринбурге. Располагались они на мраморных постаментах и были ограждены деревянным заборчиком. По словам краеведов, возле бюста Петра высаживались белые махровые астры, а возле Екатерины – белые петуньи. На постаментах было выгравировано «Императору Петру I – основателю горно-заводского дела на Урале: 1723» и «Императрице Екатерине I – основательнице города Екатеринбурга: 1723».

Памятники монархам простояли на Плотинке вплоть до 1917 года. Насколько известно, их «свергли» с постаментов анархически настроенные солдаты одного из сибирских полков, бегущие с фронта Первой мировой войны. По одной из самых распространенных версий, солдаты утопили бюсты монархов под плотиной. Российский геолог Модест Клер в 1945 году предлагал свои геофизические методы по поиску и поднятию памятников из пруда, однако бюсты так и не были найдены.

От памятника Петру I сохранился мраморный постамент, на котором установили бюст А.М. Горького, разместив его на левом берегу пруда. Простоял он на набережной городского пруда недолго: из-за непрочности материала бюст разрушился. Теперь на их местах – бюсты уральских писателей Павла Бажова (установлен в 1958 году, скульптор М. Манизер) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (установлен в 1987 году, скульптор А. Антонов).

Возвращение в сквер

После распада СССР внимание к дореволюционной истории и к основателям города особо повысилось. В начале 1990-х годов выпускник УралГАХА, скульптор Геннадий Чехомов предложил восстановить исторический памятник Петру I. Восстановленный по фотографиям бюст отлили на Каслинском металлургическом заводе из чугуна, в качестве основания использовали сохранившийся постамент. Официальное открытие памятника состоялось в 1992 году во дворе Музея архитектуры и промышленной техники Урала (ныне Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ). На историческом постаменте сохранились изображение герба и надпись: «Императору Петру I, основателю горнозаводского дела на Урале». Внизу римскими буквами и цифрами обозначена дата основания города Екатеринбурга: MDCCXXIII (1723). Но и после восстановления памятник перемещался по территории сквера.

– В связи с реконструкцией Музея архитектуры и дизайна (в рамках которой было перекрыто дворовое пространство, где стоял памятник Петру I) приняли решение о переносе памятника на новое место, – рассказывает научный сотрудник Музея архитектуры и дизайна Елена Штубова. – В 2013 года памятник Петру I пережил очередное, третье рождение. Архитектор С.А. Дектярев и скульптор Ю.В. Крылов разработали проект установки памятника в Историческом сквере в обновленном виде (основанием старого мраморного постамента стал новый – гранитный). 15 ноября 2013 года памятник Петру I переместили на площадку перед зданием бывшего лесосушильного цеха Екатеринбургской механической фабрики, он занял центральное место в экспозиции крупногабаритной техники уральских заводов.

Благодарность царю-освободителю

Если Петр I и его супруга Екатерина имели отношение непосредственно к Екатеринбургу, были его основателями, то Александр II с историей города непосредственно связан не был. Лишь один раз, будучи цесаревичем, он посещал Екатеринбург. Однако слава Александра II как царя-освободителя была общероссийской. Главной причиной благодарности царю была крестьянская реформа 1861 года, из-за которой царь стал глубоко уважаем народом. В Екатеринбурге есть несколько мест, связанных с его именем. Первое – это Александровская богадельня на улице Воеводина. Ее возвели в честь «спасения» государя, после неудачного покушения на его жизнь в 1877 году.

Еще один объект – Александро-Невская часовня на Хлебном рынке (ныне – территория Дендропарка), которая была возведена в 1881 году к двадцатилетию отмены крепостного права. Подобные часовни можно встретить во многих городах России.

Но судя по тому, что часовни возводились достаточно быстро и повсеместно, построены они были на казенные деньги. То, что народ был искренне благодарен Александру II, доказывал памятник государю в полный рост на главной площади Екатеринбурга. Его установили на народные деньги, которые собирали всем городом 25 лет.

– К отмене крепостного права можно относиться по-разному, – отмечает Евгений Бурденков, заведующий научно-информационным центром Музея истории Екатеринбурга. – Для одних реформа 1861 года была благом, а для других – ухудшением ситуации. Например, крестьяне черноземной полосы вместе со свободой получали лишь небольшой кусочек земли, за счет которого прокормить себя было невозможно. Поэтому они были вынуждены арендовать землю у помещика, что стало новой формой закабаления с системой выкупных платежей. Но для рабочих это стало большим благом. Закрепощение людей при заводах было жестким. Как только была объявлена свобода, крестьяне с . После 1861 года закрывается Монетный двор, Механическая фабрика, Елизаветинский завод, многие отказались работать на казенных предприятиях. Но появилось множество альтернатив – частные заводы и фабрики, где условия работы были лучше. Поэтому именно на Урале к отмене крепостного права относились весьма позитивно.

Сбор денег на памятник царю-освободителю начался в 1886 году, через пять лет после его гибели. Идею увековечивания императора Александра II подал швейцар окружного суда, бывший крепостной Олимпий Клевакин. Первый проект представили на рассмотрение городской Думе весной 1887 года. Сбор средств среди екатеринбургского купечества был продолжен купцом Е.А. Телегиным, и к концу года учрежденный Думой специальный строительный комитет располагал суммой 2 тысячи рублей.

Однако собирали деньги в несколько подходов. Только к 1895 году на пересечении улиц Уктусской (8 Марта) и Главного проспекта (проспекта Ленина) появился гранитный постамент со ступенями и четырьмя фонарями на столбах. Но понадобилось еще 11 лет, чтобы на постаменте появился памятник монарху.

Проект памятника купца А. П. Кожевникова, утвержденный губернским строительным комитетом, в 1894 году в министерстве сочли «не соответствующим высокому назначению» и потребовали переделать. В итоге Дума решила поставить точную работу скульптора М.П. Попова, автора памятника Александру II в Екатерининском зале Московского окружного суда. В 1900 году екатеринбуржцы выкупили у вдовы М.П. Попова право на повторную отливку.

В 1903 году фигуру отлили из чугуна на Кусинском заводе на Южном Урале, однако ее качество снова не устроило городские власти. Тогда за дело взялись работники Каслинского завода, они отлили новый вариант памятника царю-освободителю, и в 19 октября 1906 года он был представлен горожанам.

Памятник изображал императора Александра II в полный рост, в общегенеральской форме, лицом обращённого на восток. В правой руке он держал свиток со словами «19 февраля 1861 года». На постаменте памятника была выбита надпись: «Царю Освободителю в память о 19 февраля 1861 года от городского общества и горнозаводских мастеровых. Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд».

На момент установки памятник приобрел дополнительное значение. К 1906 году правители в России сменились дважды. Кажется, что неспроста памятник установили именно после активизации революционных процессов на Урале, ровно через год после кровавого погрома на Кафедральной площади (площади 1905 года). Возможно, установка памятника именно в этот день была попыткой укрепления государственности, консолидации общества, выступала в роли «духовных скреп».

– Это не единственный пример, доказывающий теорию поиска точки опоры в неспокойные времена, – подчеркивает Евгений Бурденков. – В 1905 году началось строительство Крестовоздвиженского собора на территории Свято-Николаевского мужского монастыря в Верхотурье. Грандиозный, третий по объему в России собор строило огромное количество паломников. Это говорит о том, что какой-то план действительно существовал.

В 1917 году памятник царю-освободителю сбросили с постамента. Хаотичные революционные события того времени редко удавалось зафиксировать, поэтому известно лишь то, что сбросили монарха рабочие и крестьяне во время Февральской революции.

После этого на постаменте сменилось множество памятников. 10 марта 1917 года на него установили небольшую копию американской статуи Свободы, – символ либеральных ценностей. В 1918 году ее снесли, и некоторое время постамент пустовал. В 1919 году красноармейцы водрузили на него голову Карла Маркса, однако позже переместили ее на Вознесенскую площадь. Последним памятником на постаменте стал «Обнаженный труд» – мраморная фигура голого мужчины в полный рост, выполненная скульптором-авангардистом Степаном Эрзья. Народ остался недоволен изображением обнаженного тела на главной площади, и вскоре этот памятник также был снесен.

Памятник Александру II восстановлен так и не был.

Второй Александр II

На территории нынешнего Екатеринбурга находился еще один памятник Александру II. Бронзовый бюст установили через год после гибели царя на Нижне-Исетском заводе (ныне – Химмаш), до революции его территория не входила в состав Екатеринбурга. Заводские рабочие были особо благодарны монарху, так как он освободил их от обязательного труда. Деньги на установку собрали сами заводчане, и 12 мая 1882 года священники церкви Казанской Божьей матери торжественно освятили бронзовый бюст императора.

Как и «предыдущие императоры», он тоже не уцелел: по ставшему уже классическим сценарию, его сбросили с постамента революционеры. Позже туда установили гипсовый бюст Карла Маркса, однако вскоре он раскрошился. Тогда на стелу установили звезду, а в 1969 году этот обелиск посвятили памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны детдомовцам. С 1987 года Совет ветеранов Уралхиммаша ухаживает за памятником.

– Несмотря на то, что большую часть времени памятник посвящен погибшим детдомовцам, его двойное значение сохранялось всегда, – вспоминает бывший директор музея НИИхиммаш Антонина Кубасова. – Советские заводчане знали историю своих предшественников и о том, какое большое значение имел царский манифест для рабочих Нижне-Исетского завода.

Возрождение Освободителя

В 2007 году уральскому кузнецу Александру Лысякову рассказали легенду о том, как император Александр II выковал в кузнице Нижне-Исетского завода подкову и четыре гвоздя. Как утверждают историки, это действительно всего лишь легенда, и во время своего визита в Екатеринбург он в 1837 году был ещё не императором Александром II, а всего лишь наследником престола цесаревичем Александром Николаевичем, и Нижне-Исетского завода не посещал вообще.

Александр Лысяков заинтересовался личностью императора, узнал о сохранившемся постаменте и обратился к архитектору Юрию Крылову с просьбой воссоздать памятник, тогда благодаря ему и усилиям студентов архитектурной академии удалось собрать деньги на бюст – около двух миллионов рублей. Нужную сумму собрали так же быстро, как когда-то на оригинальный памятник, и в 2009 году Александр Бурмистров из Нижнего Тагила отлил копию бронзового памятника.

По сей день памятник Александру не установили. Сейчас он находится в церкви Казанской иконы Божией Матери на Химмаше.

– В ближайшее время устанавливать бюст мы не планируем, – рассказывает Ирина Блиновских, бухгалтер храма. – По форме он изготовлен специально под стелу, на которой стоял и раньше, но сейчас она посвящена детдомовцам. Это вопрос не только юридический, но и моральный – мы не собираемся отбирать ее у Союза ветеранов. Поэтому пока судьба памятника не решена. Возможно, мы установим его на территории храма.

Последний памятник последнему монарху

С появлением новой идентичности города Екатеринбурга как места гибели царской семьи появляются и новые объекты: последний из установленных памятников русским царям – памятник Николаю II и его семье на территории Храма-на-Крови авторства скульптора Константина Грюнберга. Установлен он был в год открытия храма – в 2003-м. Скульптура изображает царскую семью за мгновение перед расстрелом.

За советский период в городе появилось значительно больше памятников, и, казалось бы, сейчас скромным восстановленным бюстам императоров трудно составить им конкуренцию в качестве достопримечательностей города. Однако внимание к монархическому прошлому с каждым годом все возрастает – канонизируют царскую семью, создается монархическая партия, восстанавливаются дореволюционные памятники, планируется установка более грандиозных монументов основателю города и его супруге. Одним словом, сейчас создается благоприятная среда для вполне обоснованной реабилитации прошлого Екатеринбурга, поиска в нем новых смыслов, сопоставимых по значимости с теми, что остались от «свердловского» наследия города.

Рубрика «История Екатеринбурга» выходит при поддержке Антона Бакова и проекта «Екатеринбург – императорская столица России».

Фото: екатеринбургский Музей архитектуры и дизайна, Музей истории Екатеринбурга.

Памятники героям кино

Телесериал «Счастливы вместе» вдохновил скульптора Виктора Мосиелева на создание памятника Гене Букину. Местоположение монумента (на улице Вайнера, 48) неслучайно: в магазине напротив Гена, по сюжету, работает продавцом обуви. Высота памятника 2,2 метра, а вес достигает почти полтонны. Открытие монумента было в 2011 году, на котором присутствовал актер, исполнявший роль Букина – Виктор Логинов.

На улице Белинского установлен памятник известным книжным персонажам и киногероям – Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Фигуры смотрят друг на друга, при этом в руке Остапа лежит яблоко, а у Кисы пенсне и шляпа. Данный ансамбль пользуется особой популярностью у гостей города.

Необычные объекты

Памятники в Екатеринбурге носят не только архитектурный и исторический характер, но и заставляют людей задуматься о своих недостатках и особенностях.

Так, на Студенческой улице находится памятник любопытству. Автором скульптуры является Виктор Давыдов, он же и первопроходцем в России в работе в изготовлении скульптур в этом стиле. Постамент состоит из двери с глазком высотой более 3 метров и фигур мужчины и женщины, заглядывающих в отверстие с разных сторон.

Улицу Малышева арт-дизайнеры решили сделать местом переговоров, а намеком на это стал памятник в виде высокой кухонной терки. Для «перетирания» вопросов рядом расположены лавочки и фонари, поэтому поток желающих не прекращается даже в позднее время.

Памятники — подарок к 200-летнему юбилею города

200-летие города из-за сложного времени становления народного хозяйства после Гражданской войны отмечали в Екатеринбурге без размаха. На 200-летие наш город получил скромные подарки: сборник «Екатеринбург за 200 лет», выставку и два памятника. 20 января 1923 года юбилейная комиссия объявила конкурс на памятник рабочему – творцу города. Экспертное жюри, в которое входили архитектор К. Т. Бабыкин и художники А. Н. Парамонов и Г. В. Сегалин, объявило свои результаты 18 марта. Из 12 проектов выделили 3 – «лучшими признаны проекты Шерлаимова и Шаховского, между которыми и разделены поровну первая и вторая премия. Кроме того присуждена третья премия за проект Камбарова». «…будут осуществлены проекты (Шерлаимова) – памятник, изображающий фигуру рабочего, несущего на спине «козу» с кирпичами – будет помещен на углу стены бывшего монетного двора к воротам музея и рельеф Камаброва – в центре этой стены на плотине». Открытие памятников произошло 1 августа 1923 года – в день, когда было решено отпраздновать 200-летие города. На открытии торжественную речь держал тов. Дидковский. Памятники изготавливались временными из гипса, поэтому очень быстро к концу 1920-х годов пришли в негодное состояние.

Площадь Энгельса в начале 1920-х годов была одним из самых неблагополучных мест в городе. До революции здесь располагались публичные дома, а сама площадь превратилась в «место свалок, мусора и навоза». В 1924 году Окрместхоз решил благоустроить площадь и разбить там сад. 26 июля 1925 года — открывается Сад им. Энгельса, который, впрочем, никак не засветился в культурной повестке Свердловска 1920-х. Был там и памятник Фридриху Энгельсу.

Об этом свидетельствует небольшая заметка в Уральском рабочем за 5.06.1927. В ней в стихотвроной форме рассказывается о судьбе площади и бюста Ф. Энгельса (обыгрыш «Куплетов Мефистофеля» из «Фауста»). Привожу полностью: Ария об аварии (к постановке в «сквере» им. Энгельса) Там, под «зарослями» клена, Где трава испеплена, Там с весны неугомонна, Вопреки статьям закона Окружая пьедестал, Козы правят пышный бал, Там правят бал, Там деревья белобоки, Козы выпили их соки И застыл в былом упреке Клея высохший кристалл. И под жидкой, тощей тенью, В черноземном упоеньи, Свиньи вздыбили коренья, Окружая пъедестал. Свиньи правят пышный бал. Там правят бал. Много-ль надо бедной свинке? — По травинке, по былинке, А остался на картинке Клен сухой да пьедестал. Поглядишь, там сохнет в горле Был бандит какой там- вор ли… Только… бюстик тоже… сперли… Фридрих Энгельс вдруг пропал И на высохшем пейзаже При комхозской новой страже Есть ночная смена даже, Охраняет пьедестал. Но — в саду уж кончен бал Там кончен бал. И. Егоров

Исторические памятники в Екатеринбурге

Фото монумента «Черный тюльпан» даже через монитор вызывает непреодолимую скорбь и жалость ко всем погибшим и пострадавшим во время конфликта в Афганистане. Название памятник получил неслучайно, именно так называли солдаты воздушное судно, перевозившее тела погибших. Скульптурный комплекс сконструирован таким образом, что напоминает самолет с сидящим внутри пассажиром. Со временем к памятнику добавили стелы с именами погибших уральских солдат на войне в Афганистане.

Желающие почтить память усопших могут добраться на общественном транспорте до остановки «Шарташская улица» и оттуда выйти на улицу Мамина-Сибиряка.

Многие памятники культуры в Екатеринбурге посвящены событиям Великой Отечественной войны, одним из таких является монумент, посвященный воинам-спортсменам Урала, участникам боев. Расположена скульптура на улице Большакова, 90. Состоит из трех фигур высеченных в едином монолите, символизирующих командира, санитара и бойца. Уральские воины-спортсмены были подготовлены по особым программам, выполняли сложнейшие секретные задания, и многие отдали свою жизнь за Родину. Поэтому в 1996 году установили памятник в честь этих отважных людей.

Современное искусство

Новые веяния затронули весь мир, в том числе и памятники в Екатеринбурге. Например, на улице Горького находится официально не признанный как достопримечательность памятник клавиатуре. Расположение на городской набережной привело к тому, что эта площадка является местом постоянных фотосессий как туристов, так и обычных горожан. Клавиши сделаны из бетона, и занимают в длину 16 метров, а в ширину 4. Обозначения полностью соответствуют реальным. Памятник был открыт в 2005 году по проекту Анатолия Вяткина.

Скульптор Сергей Беляев решил разнообразить памятники в Екатеринбурге первой в мире скульптурой, посвященной банковской пластиковой карте. Сама карта довольно символична, на ней есть отсылка к своему идейному родителю фантасту Эдварду Беллам – он впервые в своих сочинениях описал подобие современной карточки. Увидеть памятник можно на улице Малышева.

Площадь Уральских коммунаров

С культом празднования «15 июля» непосредственным образом связана площадь Уральских коммунаров, ведь на ней расположились братские могилы погибших при освобождении Екатеринбурга от армии Колчака красноармейцев. Первым монументом на площади стала вот эта странная конструкция. Предварительно, можно сказать, что она могла здесь находиться с осени 1919 г. по май 1920 г. Важно отметить, что на месте братских могил в течение двадцатого века сменится немало памятников.

1 мая 1920 года открыты сразу несколько памятников авторства С. Эрьзи в разных точках Екатеринбурга. Один из них — на площади Уральских коммунаров. У него очень недолговечная судьба. Считается, что он был демонтирован в этом же году — через несколько месяцев. В чем причина? Я слышал 2 версии. 1. Скульпутру женщины под воздействием дождей размыло. Эту версию можно считать байкой. 2. Этот памятник не устроил власти нашего города. Более реально, ведь тоже самое случится и с памятником С. Эрьзи «Освобожденный труд» на пл. 1905 г.

PS. На фотографии открытия видно, что памятник был установлен вдали от братских могил — они в левой части снимка.

Еще один памятник Уральским Коммунарам на одноименной площади. По мнению В. Зайцева авторство за «коллективом художников» под руководством С. Эрьзи. Представляет из себя композицию: рабочий рвет пасть гидре капитализма. Для постамента использована глыба натурального гранита, а на мемориальной табличке выбит текст «Среди целого ряда безвестных героев здесь похоронены товарищи Л. И. Вайнер, А. А. Кузьмин, С. И. Дерябина, З. Осколкова, Г. С. Нагорничевский».

Монумент простоял с 1920 по 1927 год. Перед 10-летием Октября находящийся в плачевном состоянии памятник демонтировали. Вообще, общее ощущение от газетных заметок и фотографий того времени — за памятником и братскими могилами ухаживали очень плохо. По большому счету, это был большой пустырь с памятником по центру.


Фото отсюда https://www.nakanune.ru/news/2015/07/21/22408539/

Разобраться, что было на площади Уральских коммунаров в 1920-е годы крайне сложно. Фотографий того периода сохранилось очень мало. Данные из газет противоречивы. Помимо памятника Уральским коммунарам, о котором говориться выше, в разное время было еще несколько мемориалов.

1. Памятник Леониду Вайнеру. Похож на стандартный надгробный мемориал.

2. Памятник Ивану Каляеву. Непонятно, как он выглядел, есть только упоминание о его демонтаже.

3. Памятник В. И. Ленину. Видимо, временный. Устанавливался в 1924 году. Из книги: С.Захаров. Это было недавно… Записки старого Свердловчанина.

Плюс ко всему на месте были разбиты цветники и установлена трибуна для выступлений. Есть видео с торжественных мероприятий на площади Уральских коммунаров 1924 г. Раритет. Братские могилы на пл. Уральских коммунаров, 1927-1929. ГАСО

Памятник Карлу Марсу на площади 1905 года. Автор — Степан Эрьзя. Памятник установлен 26 января 1920 года.

Через несколько месяцев — перед первомайскими торжествами — перемещен на площадь Народной мести, где простоял до середины 1930-х гг.

Что касается этой фотографии, то ее автор — Ф. Ф. Сыромолотов, к тому времени бывший нарком финансов Уралсовета (1918), будущий член Президиума Госплана СССР (1932-1938).

Монументы, посвященные знаменитостям

Майкл Джексон получил материальное воплощение в различных уголках планеты, Екатеринбург не стал исключением. На улице Вайнера скульптура высотой 3 метра украшает собой площадь перед торговым центром. Горожане-поклонники стали организаторами установки данного памятника, который передает всю суть артиста: лунная походка, сдвинутая шляпа, правая рука как будто обращается к зрителям.

Отличились и екатеринбуржцы, любящие творчество группы The Beatles. На улице Максима Горького в 2009 году появился вмонтированный в кирпичную стену чугунный силуэт участников группы. В открытии даже поучаствовала группа, которую основал Джон Леннон – The Quarrymen.

'Памятник

Очень сложное и кропотливое мастерство – изготовление памятников. Екатеринбург может похвастаться поистине душевными и трогающими обелисками, постаментами и мемориалами. Все это – заслуга талантливейших скульпторов, которые трудятся над культурными проектами не только Екатеринбурга, но и по всей стране. Благодаря их работе воздается память тем, кого уже нет с нами.

Историческая справка

Инженер, историк и государственный деятель Василий Татищев прибыл на уральскую землю в 1720 году с целью осмотреть край и определить места для строительства заводов. Он поселился при Уктусском заводе, где основал Горную канцелярию, впоследствии ставшую Сибирским высшим горным начальством. Под его руководством были созданы несколько заводов, ставших градообразующими предприятиями. Кроме того, ученый активно занимался образованием, строительством дорог и т. д.

Его активная деятельность пришлась не по душе уральскому предпринимателю Акинфию Никитичу Демидову, который обвинил Татищева в казнокрадстве. Для разбирательства на Урал был направлен инженер, друг и соратник Петра I — Вильгельм де Геннин, который рассмотрел обвинения и оправдал Василия Татищева.

Хотя между деятелями и возникла неприязнь, в последующие годы они плодотворно трудились над развитием уральской промышленности. В 1793 году был открыт Металлургический завод имени Екатерины I, который стал градообразующим предприятием Екатеринбурга. Сегодня, кроме памятника отцам-основателям, в уральской столице есть улицы, названные именами великих ученых.

© Анна Кудрявцева

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]