Морской собор в Кронштадте: режим работы, адрес, фото

Город-порт Кронштадт – самый удалённый пригород Санкт-Петербурга, который был заложен Петром Великим, как оборонительный населённый пункт. Его расположение идеально подходило для развития морского дела. Здесь был построен первый ледокол в мире, появился Балтийский флот и установлены гидротехнические новшества того времени. Место сыграло значимую роль в развитии страны, поэтому сюда стоит съездить туристам за новыми впечатлениями.

История города

1703 год – Пётр I заложил первый форт на Финском заливе. Затем возвели крепость в 1704 году, с этой даты и началось возведение нового населённого пункта. Тут была основана военно-морская база страны, к которой пристроили госпиталь, медицинское учебное заведение, порты, инженерные учреждения и т.д.

@kronshtadt_official

Вначале XX века последовал ряд восстаний, было убито много местного населения. В годы Второй мировой войны городская архитектура потерпела большие бомбардировки. Были разрушены заводы, достопримечательности и обычные дома. До сих пор проходят восстановительные работы. До 1996 года город являлся закрытым для посещения. Затем его открыли, и оно стало привлекать сотни тысяч туристов, которые ближе хотят познакомиться с Петровской эпохой.

Закладка: 1901-1903 гг.

Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей:

— этот отрезок являлся центром города;

— место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений;

— согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере;

— обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск;

— размеров площади как раз хватало для огромного собора.

В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев.

1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

В 1903 году заложили первые стены. Произошло это 8 мая в присутствии императора Николая II, его супруги Александры Федоровны, матери Марии Федоровны и князей Михаила, Алексея и Владимира.

Что посмотреть

Достопримечательности Кронштадта – это исторические сооружения, связанные с морским флотом и военным делом. Остров окружают форты, но просто так до них не доплыть, только во время экскурсии, да и то не во все. На суще тоже есть много необычных строений, которые познакомят вас с историей Санкт-Петербурга и Балтийского флота.

@kronshtadt_official

Никольский морской собор

Построен в последние годы перед распадом Российской Империи в память о погибших моряках. Стоит в центральной городской части, возвышаясь над другими зданиями. Имеет необычную архитектуру для этой местности в неовизантийском стиле. Обязательно зайдите внутрь, чтобы увидеть богатое оформление и сложные росписи на стенах и потолке. Адрес: Якорная площадь, 1. Режим работы: зависит от расписания богослужений. Стоимость входа: бесплатно.

Якорная площадь

Уникальное место для страны. Тут устроена чугунная мостовая с узорчатым рисунком в виде якоря. Имеет необычную треугольную форму, которая протянулась от Советского моста до Обводного канала. Вокруг неё находится большая часть достопримечательностей. Например, Док Петровский – старейшее гидротехническое сооружение России, и упомянутый выше Никольский морской собор. Расположение: центр города на Обводном канале. Доступна каждый день в любое время и совершенно бесплатно.

@kronshtadt_official

Макаровский мост и памятник

Адмирал Степан Макаров – выдающийся кораблестроитель и исследователь. В честь него в день открытия Морского собора установили памятник и «Красный» мост. Объект интересен своей конструкцией. Ажурное металлическое оформление сделано по корабельным технологиям. Он создавался для того, чтобы соединить две центральных улицы – Якорную площадь и Красную. Расположение: Якорная площадь у Петровского оврага. Доступен каждый день в любое время и совершенно бесплатно.

Форт «Император Александр I»

Имеет второе название – «Чумный». Всё потому что здесь была лаборатория, где проводили исследования по борьбе с чумой и другими глобальными болезнями тех времён. Изначально в 1845 году его соорудили для защиты Санкт-Петербурга от врагов с моря. Для этих целей тогда строилось несколько фортов, этот наиболее сохранившийся. Расположение: к югу от острова Котлин. Можно добраться только по воде в составе экскурсионной группы.

@kronshtadt_official

Итальянский дворец и пруд

Здание в классическом стиле построено в 1717 году для первого губернатора – Александра Меньшикова. Эта одна из старейших построек на данной местности. Изначальный вид сохранить не удалось, так как его несколько раз перестраивали, а в 1926 году был сильный пожар. Сейчас здесь расположен инженерный институт. Рядом разбит сад и вырыт пруд с каналом. Через него проходили торговые суда. Здесь же установлен памятник мореплавателю П.К.Пахстусову и Адмиралтейскому якорю. Адрес: улица Макаровская, 3. Можно осмотреть только снаружи.

Прогуливаясь по улицам, вы увидите и другие интересные локации. Например, футшток у синего моста, собор Владимирской иконы, старинное здание Гостиного двора, главную крепость, маяк и другое. Отведите 1-2 дня, чтобы лучше ознакомиться с историей и осмотреть местность.

@kronshtadt_official

Проектирование: 1896 – 1902 гг.

В 1896 году, стараниями одного из инициаторов, вице-адмирала и командира порта в г. Кронштадте Н. И. Казакова, была начата работа по проектированию будущего Никольского собора. Вкупе со свои прямым назначением, храм должен был также увековечить память выдающихся военно-морских чинов и служащих, погибших при исполнении своего долга.

В 1897 году был объявлен международный конкурс на проектирование сооружения, а также назначен Комитет по сбору пожертвований на строительство. Деньги сдавали и члены царской фамилии, и обычные граждане, и чины, принадлежащие к Морскому ведомству. К слову, последних в 1898 году обязали отчислять 0,25% от всего жалованья вплоть до 1914 года.

Всего было дано два конкурса на Морской собор в Кронштадте. Расписание их датировалось 1897 и 1898 годами, однако ни на одном из мероприятий победитель выбран так и не был.

В июле 1899 года Николай II уже было одобрил проект ранее не участвовавшего в конкурсах А. И. Томишко, но Комитет по строительству воспротивился этому, и в итоге разработки поручили В. А. Косякову. Несколькими годами ранее этот архитектор уже построил два аналогичных по тематике храма.

В 1901 году В. А. Косяков представил специальному военному собранию два эскиза, один из которых был окончательно утвержден и Николаем II, и Комитетом. Будущий Морской собор (г. Кронштадт) по данному проекту во многом повторял линии константинопольской Св. Софии.

Как добраться до Кронштадта

Расстояние из Санкт-Петербурга до Крондштадта по прямой всего 30 км. С учётом дорог километраж увеличится, а время в пути займёт около 50 минут. Для поездки на автомобиле ориентируйтесь на GPS-координаты – 59.996322, 29.766704. Двигайтесь к Финскому заливу на шоссе А-118, которое представляет длинный мост на остров Котлин. Затем поверните на Кронштадтское шоссе. Также вы можете заказать такси до города.

Удобно будет добраться на общественном транспорте, который ходит регулярно. Автобус № 101 от метро «Старая деревня» или маршрутка № 510. От «Проспекта Просвещения» маршрутное такси № 407, от «Чёрной речки» № 405.

В период с 25 апреля по 10 ноября можно доплыть на катере «Метеор». От станции метро «Площадь Ленина», «Арсенальная набережная», пристань № 1 – маршрут № 7. От «Василеостровская», причал «Тучков мост», пристань № 2.

Великая Отечественная война и послевоенное время

С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых впоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт.

По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал. В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма – по ним пошли многочисленные трещины. В феврале 1955 года зал был торжественно открыт. Здесь проводились вечера, концерты, различные увеселительные мероприятия. После сокращения гарнизона в 60-х гг. зал снова стал одним из филиалов Дома офицеров.

Часто-задаваемые вопросы

Чем знаменит Кронштадт?

Кронштадт строился как порт для развития морской торговли и крепость для защиты Северной столицы. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт использовался для обороны Ленинграда, здесь располагалась дальнобойная артиллерия и корабли Балтийского флота.

Где находится Кронштадт?

Город-порт расположен в Финском заливе на острове Котлин, всего в 30 км. от Санкт-Петербурга.

Как добраться по воде?

Вам нужно доехать на метро до станции «Площадь Ленина» или «Арсенальная набережная», найти пристань №1 и воспользоваться маршрутом №7.

Где поесть в Кронштадте?

Относительно недорогие заведения это: Кафе-пекарня Бриош, VЛAVAШЕ, Стрелец. Если вам хочется посетить более колоритное заведение, то стоит рассмотреть рестораны Голландская кухня, Old Kotlin, Каштан.

Общие данные

Своим внешним видом Морской собор Николая Чудотворца напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина – 64 м, высота же (включая крест) – чуть более 70 м.

Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек.

Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

Морской собор: с 70-х гг. до наших дней

В 1970 годы сознание населения изменилось, и в Морском соборе Николая Чудотворца было принято решение провести капитальный ремонт и реставрацию. Государство взяло храм под свою опеку, обозначив его как культурный памятник.

1976 год стал новой вехой в истории православного сооружения. Реставрация Морского собора в Кронштадте вернула ему первоначальный облик.

В 1978 году в здании Кронштадтского Матросского клуба случился пожар. В этом случае помещения Морского собора снова пришли на выручку – клуб временно разместили в храме.

8 мая 1980 года, в день, приуроченный к годовщине победы над германскими войсками, в Никольском соборе открылся музей, названный в честь Кронштадтской крепости. Площадь его составила чуть менее 1000 м2, а в коллекциях оказалось примерно 3000 предметов, дошедших до нас с военных времен.

Мероприятия в «Острове фортов»

В «Острове фортов» протекает еще и культурная жизнь. Не всегда, преимущественно в выходные дни, но тем не менее. На главной площади случаются интересные события, которые бы украсили любую афишу, например, — шоу мыльных пузырей, танцы и концерты. Культпрограммы разбиваются на две части: дневную, с 11:00 до 13:00 и вечернюю, с 16:00 до 18:00.

Кроме того, есть экскурсии по Аллее героев, которые также проходят в выходные. Она экскурсия длится 15 минут. Начинаются они в 12:00 и заканчиваются в 17:00.

Записываться надо заранее в паблике VK через личные сообщения, ибо желающих бывает слишком много.

Архитектурные особенности собора

Как и 100 лет назад, купол собора венчает восстановленный золоченный крест. Находясь на 70-метровой высоте, он виден морякам, спешащим домой, с расстояния 30 миль. Серебристые купола небесно-голубого цвета украшены якорями и спасательными кругами, выполненными из позолоченной бронзы. На тяжелых входных дверях – изображения диковинных рыб.

Использование морской символики – это не только дань тому, что храм строился для моряков. Еще в апостольских постановлениях I века есть особые указания относительно строительства христианских храмов: строить их наподобие кораблей. Эта идея восходит к образу Ноева ковчега, символизирующего спасение. Гигантское здание сооружалось по последнему слову техники того времени.

Оригинальный проект восхищает и сегодняшних строителей, восстанавливавших собор. Конструкция купола подвижная. Металлические фермы, на которых сконструирована деревянная обрешетка, не статичны, так как шарнирные опоры были установлены на жесткой основе. Такой рискованный вариант конструкции стал гениальным решением при большой парусности купола и огромной ветровой нагрузке.

Подвижность верхней части здания позволила плавно уходить от сильных ударов ветра. Еще одним интересным инженерным решением Василия Косякова стали перекрещивающиеся арки свода. Это дало возможность освободить внутреннее пространство от лишних опор, за счет чего увеличилась внутренняя площадь здания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]