Название
Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». Ряд ученых считает, что оно может быть связано с именем древнерусского народа мери, или меря, обитавшего на территории современной Центральной России и упоминавшегося в ряде летописей.
В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге. Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.
Священные места в Марий Эл
Марийцы, как и другие древние народы, имеют свои места почитания. Только Священных Рощ-кюсото в республике насчитывается около 700. Но кроме них есть и другие места, священные для многих мари.
Черные камни
- Координаты: дер. Кожлаер, Моркинский район.
Странные камни (или мегалиты?) находятся в окрестностях деревни Кожлаер Моркинского района на склоне горы Онис Курык. Всего их 18, а как они здесь появились и когда, никто не знает. Но то, что они волшебные — может рассказать любой местный житель.
Камни создают вокруг себя магнитное поле, которое с успехом используется вместо физиопроцедур при лечении заболеваний суставов. А вот передвигать их с места на место не рекомендуется, может случиться несчастье.
Поклонная гора
- Адрес: деревня Подгорная.
Это одна из главных священных гор марийцев. На ее вершине находится роща-кюсото, в которой они поклонялись и поклоняются своим древним богам — солнцу, ветру, воде. Поднимаются на гору по крутой деревянной лестнице.
Священная роща вся пропитана дымом от костра и ароматом жертвенной пищи. На деревьях развешаны предметы одежды, ведь по обычаям марийцев, если беспокоит боль, нужно что-нибудь снять с себя и оставить в роще вместе с ней. А на следующий год принести обязательную жертву богам.
Мольбище Систывар
- Адрес: с. Виловатово, Горномарийский р-н.
Находится оно в самом центре треугольника, образованного если провести линии между селами Виловатово, Паратмары и Кижвачи. 3000 лет назад здесь жили первобытные люди, названные абашевцами. После них остались могильные курганы высотой до полутора метров и 15-16 метров диаметром.
Местные жители считают, что именно в этом месте происходит энергообмен между землей и космосом. С древних времен сюда приезжали помолиться и привозили воду, чтобы напитать ее энергией. Считалось, что такая вода помогает от многих недугов.
Позже вблизи курганов построили небольшую часовню, в которую приходили молиться многие верующие, но в сталинские времена она была разрушена. В 1995 г. церковь отстроили заново и сегодня это место по-прежнему популярно. Особенно много верующих здесь 22 мая, в день памяти Николая Чудотворца.
Где живут
Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола. Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:
- Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
- Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
- Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
- Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.
Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.
Марийские сувениры
Никто не уезжает из Марий Эл без памятных подарков. Какие же сувениры чаще всего покупают туристы? Многим нравится увозить домой изображения Йошкиного кота. Один из главных символов Йошкар-Олы можно увидеть на сувенирных кружках, магнитах, брелоках, футболках и даже бутылках с водкой.
Часовня Спаса Нерукотворного Образа (Стрелецкая часовня) в г. Козьмодемьянск
Из марийской столицы охотно везут водку. В местных магазинах продают разные сорта, в том числе и бутылки с этикеткой «Йошкин кот». За пределы республики такая водка не поставляется, поэтому может стать оригинальным сувениром из Марий Эл.
Те, кому нравится крепкий алкоголь, не оставляют без внимания настоянный на местных травах бальзам «Огни Марий Эл». Он продается в бутылках и глиняных емкостях с национальными орнаментами.
Церковь Михаила Архангела в поселке Юрино
В республике выпускают отличные сыры. На сегодняшний день марийские сыры считаются одними из самых вкусных в нашей стране. На Сернурском сырзаводе производят отменные сыры, творог и биойогурты из козьего и овечьего молока. Кроме того, в качестве вкусных сувениров можно рекомендовать маринованные грибы и колбасы мясокомбината «Звениговский».
Сладкоежки не уезжают без изделий кондитерской . Отличным сувениром на память о поездке по Марий Эл может стать коробка весом в 2 кг с вкуснейшими вафлями, печеньем, мармеладом, зефиром, щербетом и конфетами. Хотите еще больше? Пожалуйста! В Марий Эл продают коробки сладостей весом по 4,4 кг.
Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске
Из народных промыслов туристы охотно покупают вышитые полотенца, скатерти, платья и постельное белье, изящные изделия из бересты и забавные поделки из дерева. Очень интересны предметы национальной одежды и традиционные марийские украшения.
Качественные сувенирные изделия можно найти в лавках и на ярмарках в Йошкар-Оле. Ими также торгуют в небольших магазинах при марийских музеях.
← РОССИЯ | ЕВРОПА → |
Численность
Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек.
Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО. Наиболее крупные диаспоры:
- Кировская область — 29,5 тыс. чел.
- Татарстан — 18,8 тыс. чел.
- Удмуртия — 8 тыс. чел.
- Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
- Пермский край — 4,1 тыс. чел.
- Казахстан — 4 тыс. чел.
- Украина — 4 тыс. чел.
- Узбекистан — 3 тыс. чел.
Что посмотреть в Йошкар-Оле
Главный марийский город был основан в 1584 году и в те времена назывался Царевококшайском. Он являлся форпостом России в Заволжском районе и служил для усмирения непокорных местных жителей. Сегодня в Йошкар-Оле много интересных достопримечательностей, а поскольку город невелик по размерам, их легко обойти пешком.
Вид на центр Йошкар-Олы
В центре выстроен комплекс копий памятников Московского Кремля. В столице Марий Эл можно увидеть Благовещенскую и Спасскую башню, копию знаменитой Царь-пушки и даже похожий на храм Василия Блаженного — собор Благовещенья Пресвятой Богородицы.
До российской столицы отсюда целых 650 км. Поэтому марийцы решили не тратить силы на дальнюю дорогу, а любоваться московскими памятниками у себя дома.
Путешественников удивляет, что в относительно небольшом городе открыто несколько театров и музеев. Но, пожалуй, больше всего Йошкар-Ола известны оригинальными памятниками. К одному из них – Йошкиному коту приходят все гости марийской столицы.
Беззаботный бронзовый кот на скамейке встречает туристов на площади Ленина, неподалеку от здания Национальной Художественной галереи.
Йошкин кот
В центральном парке можно увидеть скульптурную группу «Дерево жизни». Она символизирует преемственность традиций коренных народов республики. Воскресенскую набережную украшает скульптура Александра Пушкина, который беседует со своим литературным героем – Евгением Онегиным. А на Советской улице марийской столицы установлен необычный монумент… простому молотку.
Язык
Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу. Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата. Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития. Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.
Летний отдых
Небольшая по размерам, но очень самобытная республика предлагает своим гостям различные виды летнего отдыха.
Любители активного отдыха могут воспользоваться одним из туристических маршрутов:
Название | Места посещения | Длительность |
3 республики | Из Йошкар-Олы в Казань и Чебоксары | 3 дня |
Чудеса марийской земли | Из Йошкар-Олы в Козьмодемьянск и обратно | 2 дня |
Кленовая гора | Пеший маршрут по национальному парку «Марий Чодра» | 2-3 дня с проживанием |
Заповедник Большая Кокшага | Прогулки по заповеднику | 2-3 дня |
Желающие отдохнуть и оздоровиться могут воспользоваться , расположенного в хвойном лесу на берегу оз. Шап. Здесь есть возможность воспользоваться спортплощадками, покататься на лодках, катамаранах, поиграть в бильярд, настольный теннис.
Любители рыбалки могут поехать в туристический комплекс «Раздолье», который находится в нетронутой тайге. Здесь также хорошо отдохнуть с детьми.
В пос. Кокшайск на волжском берегу среди сосен расположена база отдыха «Аэрофлотец». Для гостей приготовлены деревянные дома и коттеджи. Можно воспользоваться русской баней, сауной. Для детей организована специальная площадка.
История
Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.
Часть марийцев придерживается версии, что предки народа в далеком прошлом пришли на Волгу из Древнего Ирана. После произошла ассимиляция с живущими здесь племенами финно-угров и славян, однако самобытность народа частично сохранилась. В пользу этого говорят исследования филологов, отмечающих, что в марийском языке есть индоиранские вкрапления. Особенно это касается древних молитвенных текстов, которые практически не менялись на протяжении веков. К VII-VIII столетию прамарийцы сдвинулись севернее, заняв территорию между Ветлугой и Вяткой, где и обитают до сегодняшнего дня. В этот период серьезное влияние на формирование культуры и менталитета оказали тюркские и финно-угорские племена. Следующий этап истории черемисов относится к X-XIV векам, когда ближайшими их соседями с запада оказались восточные славяне, а с юга и востока — волжские булгары, хазары, а затем и татаро-монголы. Долгое время народ мари находился в зависимости от Золотой орды, а затем и от Казанского ханства, которым платил дань пушниной и медом. Часть марийских земель находилась под влиянием русских князей и, по свидетельствам летописи XII столетия, также облагалась данью. На протяжении веков черемисам приходилось лавировать между Казанским ханством и русскими властями, которые пытались привлечь народность, чья численность на тот момент составляла до миллиона человек, на свою сторону. В XV веке, в период агрессивных попыток Ивана Грозного свергнуть Казань, горные марийцы перешли под власть царя, а луговые поддерживали ханство. Однако, в связи с победой русских войск, в 1523 году земли вошли в состав Государства Российского. Однако название племени черемисов не зря означает «воинственный»: уже в следующем году оно взбунтовалось и свергло временных правителей до 1546 года. В дальнейшем еще дважды вспыхивали кровопролитные «черемисские войны» в борьбе за национальную независимость, свержение феодального режима и устранение русской экспансии. Следующие 400 лет жизнь народа протекала относительно спокойно: добившись сохранения национальной аутентичности и возможности исповедовать собственную религию, марийцы занимались развитием сельского хозяйства и ремесел, не вмешиваясь в общественно-политическую жизнь страны. После революции была образована Марийская автономия, в 1936 — Марийская АССР, в 1992 году ей присвоили современное название Республика Марий Эл.
Внешность
Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.
Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков. Отличительными чертами внешности являются:
- средний рост;
- желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
- миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
- прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
- выступающие скулы.
Одежда
Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.
Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры. Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами. Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.
Семейный уклад
После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием. Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.
Фестиваль сатиры и юмора Бендериада в Козьмодемьянске
На Базарной площади Козьмодемьянска для детей много развлечений:
Большой нарядный Детский городок на радость детям:
Выступление Остапа Бендера в праздничной юморине:
Фестиваль продолжается на берегу Волги — яхты и парашютисты участвуют в празднике:
Предлагаю Вам посмотреть классный фильм:
Жизнь
Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук. Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений. С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.
Культура
Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.
Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.
Зимний отдых
Условия для зимнего отдыха в республике созданы. В Йошкар-Оле открыт центр активного отдыха, предлагающий всем желающим покататься на лыжах. В д. Корты недалеко от столицы находится учебно-тренировочная база, где проходят подготовку профессиональные спортсмены. Здесь же жители и гости имеют возможность совершать лыжные прогулки.
На многочисленных озерах республики организована зимняя рыбалка. Энтузиастами этого занятия даже проводятся соревнования по зимней ловле рыбы. Многочисленные базы отдыха и гостиничные комплексы готовы круглогодично принимать отдыхающих.
Религия
Особую роль в жизни народа мари во все века играла религия. До сих пор сохранилась традиционная религия мари, которая является официально зарегистрированной. Ее исповедует около 6% марийцев, однако ритуалы соблюдают многие. Народ всегда толерантно относился к другим вероисповеданиям, поэтому и сейчас национальная религия соседствует с православием. Традиционная религия мари провозглашает веру в силы природы, в единство всех людей и всего сущего на земле. Здесь верят в единого космического бога Ош Кугу-Юмо, или Большого Белого Бога. Согласно легенде, он поручил злому духу Йыну вынуть из Мирового океана кусок глины, из которой Кугу-Юмо сделал землю. Свою часть глины Йын бросил на землю: так получились горы. Из этого же материала Кугу-Юмо сотворил человека, а душу принес ему с неба.
Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:
- Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
- Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
- Мланде Ава — богиня земли
- Пурышо — бог судьбы
- Азырен — сама смерть
Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.
Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.
Традиции
Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.
Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
- льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
- ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
- скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
Известные марийцы
Один из самых известных марийцев — актер Олег Тактаров, сыгравший в фильмах «Вий» и «Хищники». Во всем мире его знают и как «русского медведя», победителя жестоких боев без правил UFC, хотя на самом деле его корни ведут к древнему народу мари.
Живое воплощение настоящей марийской красавицы — «Черный ангел» Varda, чья мать была по национальности марийкой. Она известна как певица, танцовщица, фотомодель и обладательница соблазнительных форм.
Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.
Художественные почтовые марки
Художественные почтовые марки (коммеморативные) выпускаются к памятными датам и отражают культурное и историческое наследие, основные события внутренней и международной жизни, достижения человечества во всех областях знаний, богатый животный и растительный мир нашей страны. Тиражи художественных марок ограничены и дополнительно не допечатываются.
Благодаря своему разнообразию и художественной ценности, коммеморативные почтовые марки становятся основным коллекционным материалом для филателистов — коллекционеров почтовых марок.