Карта Кувандыкского района Оренбургской области (Кувандыкский городской округ)

В 200 километрах от Оренбурга, скрытый отрогами Губерлинских гор, стоит город Кувандык. Сам город достаточно непримечательный, а вот близлежащая природа славится своей красотой на весь Урал – неспроста эти места прозвали «Оренбургской Швейцарией».


Автор фотографии: Рустам Кадергулов

История

Первые крестьяне из русских и украинских поселений появились в долине реки Кувандычки в конце XIX века. Основанное здесь село они назвали Покровкой. С 1913 года началось строительство железнодорожного полотна Оренбург – Орск – Троицк, а в 1915 году железнодорожная станция появилась и в Покровке. По традиции станции хотели присвоить название села, однако выяснилось, что в перечне станций «Покровок» более чем достаточно. Тогда станцию решено было назвать в честь речки – Кувандык.


Автор фотографии: Рустам Кадергулов

Со временем название распространилось на пристанционный поселок, а затем и на слившуюся с ним Покровку. К этому моменту и Покровка успела разрастись, соединив в себе несколько населенных пунктов – татарский аул Мимбетеево, башкирский аул Ишмуратово и русский поселок Кашкук.


Автор фотографии: Рустам Кадергулов

Городом Кувандык стал в 1953 году, во многом благодаря открытым здесь градообразующим предприятиям – Южно-Уральскому криолитовому заводу и Кувандыкскому заводу механических процессов. Скачок к росту города дало развитие отечественной авиации, которое невозможно представить без алюминия, а алюминий без криолита. Предприятий, которые занимаются криолитом, в России всего два, один из них – Кувандыкский.

Долина счастья

За свои красивые пейзажи Кувандык получил прозвище «Оренбургская Швейцария», однако это не единственное неофициальное название города. Среди местных его зачастую зовут «Долиной счастья» – именно так, по словам местных жителей, переводится топоним «Кувандык». Этому даже предшествует легенда.


Автор фотографии: Рустам Кадергулов

В давние времена жил в башкирском поселении парень Рамазан. Отправился он однажды в Губерлинские горы на поиски камней, которыми можно было бы заточить косы и ножи. На лужайке близ горной реки оставил Рамазан коня и отправился на поиски. Долго бродил он по увалам, пока не наткнулся на целую россыпь нужных ему камней. Набрал в мешок, взвалил на плечи и назад к речушке. Смотрит – а конь пропал! Бегал, искал Рамазан своего коня, и сам не заметил, как оказался в совершенно не знакомом ему месте. Заросшую лесом долину рассекала прозрачная, как слеза, речушка, по берегам – богатое разнотравье мягкой и сочной травы. Увидел он эту красоту и от сердца отлегло. А тут и конь заржал неподалеку. Почувствовал Рамазан небывалый прилив радости и вскрикнул, глядя на речку – Кувандычка! – «радостная». Позднее привел Рамазан сюда людей из своего племени – понравилось им место, и решили они остаться здесь. А место так и прозвали Долиной счастья.

Города


Город Кувандык — город в России, административный центр Кувандыкского района Оренбургской области. Население по состоянию на конец 2011 года фактически составляет 28,1 тыс. чел., площадь — 42,06 км?. Город расположен на реке Сакмара, в 194 км от Оренбурга. Немало лет уже Кувандык — центр одного из самых крупных в области районов. Размеры его — б тыс. кв. километров. В районе 6 колхозов и 9 совхозов. За ними закреплено более полумиллиона гектаров земли. 24 октября 1983 года город Кувандык отнесен к категории городов областного подчинения. Глава города — Виктор Дмитриевич Пауков. Кувандычане — Герои Советского Союза: танкист, младший лейтенант Борис Гребенников, чье имя носит одна из улиц Кувандыка, летчики, командиры эскадрилий Василий Козенков и Николай Евсюков, командир пулеметного взвода Дмитрий Слащев, командир роты автоматчиков Михаил Губин, артиллерист Николай Ежов, участник штурма Берлина подполковник Павел Давыдов и младший лейтенант Иван Назаров. В городе 4 средних и 1 восьмилетняя школы, районный Дом культуры и 3 клуба, кинотеатр «Криолит», музыкальная школа, Дом пионеров, 2 стадиона, краеведческий музей.

Очень живописны окрестности Кувандыка, особенно к северу от города, по берегам р. Сакмары. Там имеются скалистые вершины с причудливыми очертаниями (остроконечная, конусообразная, круто обрывающаяся к воде и пр.). Здесь, на лесистой площадке между берегом реки и горами расположены корпуса дома отдыха «Сакмара». В конце XIX века на месте Кувандыка переселенцами из европейской части России и с Украины было основано село Покровка. Когда в 1915 году в селе появилась железнодорожная станция, которую, чтобы избежать дублирования названий станций, назвали «Кувандык», по имени местной речки Кувандычки. «Долина счастья» — так называют свой город жители Кувандыка. Говорят, что именно так звучит это название в переводе с башкирского.

Образование в городе Кувандык

В городе имеется ряд среднеспециальных, общеобразовательных и дошкольных учреждений. Учреждений высшего профессионального образования в городе нет поэтому будущие студенты едут поступать в другие города.

Экономика города Кувандык

Основные промышленные предприятия города: Южно-Уральский криолитовый — производство кузнечно-прессового и металлообрабатывающего оборудования, а также продукции для строительства, стройиндустрии, сельского и жилищно-коммунального хозяйства. ТВГ Оренбургский Пуховый Талисман — производство оренбургских пуховых платков, оренбургских паутинок, вязаных палантинов ЮУКЗ и КЗМП — главные предприятия города. Но есть и другие — хлебоприемный пункт, железнодорожная станция, пуховязальное производство, маслозавод. В Кувандыке расположен совхоз «Победа». Своим быстрым ростом Кувандык особенно обязан бурному развитию отечественной авиации. Её развитие немыслимо без увеличения производства алюминия, а алюминий невозможно выплавить без криолита — белого порошка, который получают из плавикового шпата на специальных заводах. Таких предприятий два в нашей стране. Одно из них — Южно-Уральский криолитовый завод находится в Кувандыке. Высококачественный криолит, который он выпускает, используется на многих алюминиевых заводах страны. И те, кто трудится в цехах и отделах этого передового предприятия, по законному праву считают, что многие самолеты в стране построены с их участием. Ещё в предвоенные годы изыскатели выбрали в нескольких километрах от Кувандыка площадку для строительства криолитового завода. Началось сооружение первых цехов. Но в связи с войной строительство было законсервировано и возобновилось только в 1946 году. 6 ноября 1954 года, в канун празднования 37-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, на сцену Дома культуры, где проходило торжественное заседание Кувандыкского городского Совета, поднялся человек в рабочей спецовке — старший сушильщик Южно-Уральского криолитового . Так начинался Южно-Уральский криолитовый. В наши дни коллектив завода за счёт модернизации оборудования и использования передовой технологии в два с лишним раза перекрыл проектную мощность. В самом разгаре реконструкция завода, расширяются производственные площади, обновляется оборудование. В 1976 году, когда реконструкция будет завершена полностью, мощность предприятия снова удвоится. А к 1954 году — утроится! Продукция Кувандыкского завода пользуется большим спросом на мировом рынке. Её покупают в Югославии, Польше и других странах. [править] Кувандыкский завод механических прессов В начале Великой Отечественной войны из Киева была эвакуирована в Кувандык артель «Красный штамповщик». Оборудование разместили в зданиях, оставшихся от лесосплавной организации. Днем и ночью рабочие и специалисты монтировали станки и штамповочные прессы. И уже через несколько дней после прибытия артель стала давать нужную для фронта продукцию. После войны рабочие так же быстро перешли на выпуск мирной продукции. К тому времени артель была преобразована в метизно-механический завод, а позднее в завод механических прессов. Сегодня главная продукция завода — универсальные пресс-ножницы для резки металла самых разнообразных профилей. До полутора тысяч штук таких прессов даёт ежегодно Кувандык народному хозяйству страны. Не так просто найти в стране такой уголок, где не было бы пресс-ножниц с маркой «КЗМП». Большую партию оборудования, например, отправил завод на всемирно известные автогиганты в Тольятти и Набережных Челнах. Кувандыкская марка известна и далеко за рубежами Союза.

История города Кувандык

В конце XIX века двинулись на восток, в поисках земли обетованной, крестьяне из русских и украинских губерний, приехали и в долину уральской речки Кувандычки ходоки из далеких краев. По душе пришлись им присакмарские места. Купили землю и стали селиться по берегам озера. Село назвали Покровкой. В 1913 году тут было около трёх десятков домов. Толчок развитию нового поселения дало строительство железной дороги Оренбург-Орск-Троицк. В 1915 году была построена железнодорожная станция, которую по имени села предполагалось назвать Покровкой. Но оказалось, что в перечне станций уже было и без того предостаточно Покровок. Тогда вспомнили о местной речке Кувандычке, и тогда-то на здании вокзала впервые появилось слово «Кувандык». С той поры так же стали называть и пристанционный посёлок, а затем и село Покровку. Спустя два года, в 1917 году, было завершено сооружение Кувандыкского паровозного депо. На станцию пришёл первый товарно-пассажирский поезд. Железнодорожную линию довели тогда до станции Сара. Правда, регулярное движение поездов началось тут ещё не скоро. В конце 1917 года власть в Оренбурге захватил казачий атаман А. Дутов. В феврале 1918 года в Кувандыке был создан волостной ревком. Его возглавили большевики Нестеров и Синягин. По призыву ревкома в посёлке сформировали отряд Красной гвардии из 67 человек, в основном железнодорожников. Командиром отряда избрали Николая Проскина. Чуть позже возник ещё один отряд. Ревком объединил их под руководством Алексея Дударева. 22 июня 1918 года белоказаки во главе с Дутовым напали на Кувандык со стороны Ильинки. 37 красногвардейцев и Дударев погибли. Похоронили их в братской могиле в южной части города, позднее останки перенесли в центр Кувандыка. В 1963 году был открыт памятник борцам за Советскую власть. 1 июля 1918 года на рассвете дутовцы совершили новый набег на Кувандык. 3 июля красногвардейскому отряду вместе с частями, отступившими от Оренбурга, пришлось оставить город и отойти к Орску. В феврале 1919 года в Кувандык вступили бойцы 215-го полка 24-й Симбирской железной дивизии. Но весной, когда началось наступление Колчака, вновь пришлось отступить. 13 августа 1919 года началось наступление 1-й армии под командованием Г. В. Зиновьева. 28 августа Кувандык был окончательно освобожден от белых и стал советским. 15 января 1921 года, после восстановления и укладки новых путей, Орская ветка до станции Круторожино была официально принята в эксплуатацию и включена в состав Ташкентской железной дороги. В связи с ремонтно-восстановительными и строительными работами на железной дороге снова возросло население Кувандыка. Такие приливы населения были и позже — в конце тридцатых годов в связи с созданием в Кувандыке лесосплавной конторы, а затем, когда здесь обосновались новые предприятия. Часть леса, сплавляющегося по Сакмаре из Башкирии в Оренбург, задерживалась в Кувандыке, шла на распиловку и отправлялась отсюда в Орск и в села восточных волостей. На берегу Сакмары разместился лесосплавной участок. После локомотивного депо и станции это было самое крупное предприятие города. 24 августа 1953 года рабочий посёлок Кувандык был преобразован в город (при числе жителей в 23 тыс. человек). В декабре 2000 года город Кувандык, объединённый с Кувандыкским районом, преобразован в муниципальное образование «город Кувандык и Кувандыкский район».

Герб города Кувандык — В лазоревом поле под серебряной вершиной, трижды вогнутой в виде холмов поверх положенной в правом нижнем углу чешуевидно изогнутой серебряной перевязи — золотой идущий и обернувшийся конь. Утвержден решением Совета депутатов от 24.12.2003 #250. Флаг города Кувандык Прямоугольное голубое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры герба — вдоль верхнего края белую полосу сложной формы, образующую очертания горных вершин и на основной, голубой части изображение желтого коня, вступающего в белый поток.

Обоснование символики: Флаг разработан на основе герба Кувандыкского района. В основу композиции флага положена легенда о «Долине счастья». «В давние времена в Губерлинских горах башкирский парень Рамазан искал камни, которыми можно бы точить косы, ножи и другой инструмент скотоводов. На берегу горой речушки он оставил коня на лужайке с сочной шелковистой травой, а сам стал бродить по увалам. «Бейляу!» (оселок) — восторженно воскликнул он, найдя целую россыпь нужных ему камней. Набрал в мешок, взвалил на плечи и пошел к речке. Коня не было. Долго искал коня Рамазан и забрёл он в совершенно незнакомое, но благодатное место. Заросшую лесом долину рассекала речушка с прозрачной, как слеза, ключевой водой. По берегу — богатое разнотравье. Травы мягкие, сочные, густые. Только щебетанье птиц, да журчащая песня речки нарушали тишину. И как-то на душе, вроде, полегчало. А тут и конь заржал. Из тысячи лошадиных голосов узнал бы Рамазан этот голос. Радость била через край, и тогда сказал он речке — «Кувандычка» — радостная. На её берега привёл Рамазан людей из своего племени. Согласились они с тем, что это место действительно радостное, и обосновались тут». С тех пор жители называют свой город «Долина счастья». Голубой цвет — символ истины, чести и добродетели, чистого неба и водных просторов. Желтый цвет (золото) — символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта и солнечного света. Белый цвет (серебро) — символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира и взаимного сотрудничества.

Авторская группа: идея флага: Константин Моченов (Химки); обоснование символики: Галина Туник (Москва); художник: Роберт Маланичев (Москва); компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва).

Утвержден решением Совета депутатов муниципального образования Кувандыкский район (#308/200-СД) от 30 апреля 2008 года.

Достопримечательности

К сожалению, каких-то известных мест в самом городе нет. Но прогулка по улицам обязательна – атмосфера необычна. Кроме того, определенно стоит посетить Кувандыкский историко-краеведческий музей. Впервые музей открыл двери 30 апреля 1966 года. В конце 70-х годов музею выделили всего две комнаты в старой гостинице на проспекте Мира. Сегодня Музейно-выставочный центр имеет площадь более 400 квадратных метров! Сюда входят шесть экспозиционных залов, три выставочных зала для экспонирования работ художников и мастеров народного творчества, а также фондохранилище.


Автор фотографии: Рустам Кадергулов

Кувандык интересен туристам своими окрестностями. Город окружен живописными холмами, представляющими собой фактически южную точку Уральских гор. Поднявшись на один из окружающих город холмов (например, на Торнатау), можно увидеть панораму города. С высоты он смотрится очень живописно. Город, окруженный со всех сторон невысокими горами, расположен словно в огромной чаше. В Оренбургской области немного мест, сравнимых по красоте с Кувандыком.


Автор фотографии: Рустам Кадергулов

Среди других холмов особенно выделяется гора Ослотау, напоминающая по очертаниям пирамиду. Кое-где на поверхность выходят скалы. Например, скала Черепаха, напоминающая по очертаниям это пресмыкающееся. Через город течет река Сакмара, популярная среди туристов-водников. Летом на холмах у Кувандыка прекрасное место для занятия дельтапланеризмом.

Зимой в Кувандык едут любители горных лыж со всего Оренбуржья. Здесь расположен горнолыжный комплекс «Кувандык 365». Он находится в пяти километрах от города в долине реки Сакмары. На ГЛК «Кувандык 365» есть гостиница, кафе, бар. Лыжи можно взять напрокат.

Кувандык

(Оренбургская область)

Код ОКАТО:
53414
Основан:
кон. 19 в.
Поселок городского типа с:
1939
Город с:
1953 Город областного подчинения
Центр:
Кувандыкский р-н
Телефонный код (справочный телефон)

35361*****20-5-99

Отклонение от московского времени, часы:
2
Географическая широта:
51°29′
Географическая долгота:
57°21′
Высота над уровнем моря, метров:
210 Время восхода и захода Солнца и Луны в городе Кувандык

Описание

Куванды́к — город в Оренбургской области. Железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги.

В 1915 г. на участке, изъятом из землепользования общины башкирской деревни Мамбетеево (основана в 1795 г. и ныне ее территория входит в состав города), закончилось сооружение станции Кувандык, которая стала основой нынешнего г. Кувандыка. Наименование станция получила по названию местной речки — Кувандычке (по-башкирски Ҡыуандыҡ — «обрадовались»).

География

Город расположен на реке Сакмаре (преимущественно на левом берегу), в 194 км к востоку от Оренбурга.

Кувандык — центр одного из самых крупных в области районов. Площадь района — 6 тыс. кв. километров. В районе 17 сельскохозяйственных предприятий, 2 элеватора (2015). За ними закреплено более полумиллиона гектаров земли.

24 августа 1953 года рабочий посёлок Кувандык преобразован в город районного подчинения.

Живописны окрестности Кувандыка, особенно к северу от города, по берегам реки Сакмары. На лесистой площадке между левым берегом реки и горами расположены корпуса недействующего Дома отдыха «Сакмара».

История

В 1795 г. на живописном берегу небольшой речки Кувандычка (от башкирского «Ҡыуандыҡ» — радовались, обрадовались) владельцами вотчинных земель башкирами рода Усерган была основана деревня Мамбетеево. По ревизии 1876 г. в д. Мамбетеево насчитывалось 46 дворов. Административно входило в состав Орского уезда.

В конце XIX — начале XX веков двинулись на восток, в поисках пригодной для жизни земли, крестьяне из русских и украинских губерний, приехали и в долину уральской речки Кувандычки ходоки из далёких краёв. По душе пришлись им присакмарские места. Купили у башкир землю и стали селиться по берегам озера. Село назвали Покровкой. В 1913 году тут было около трёх десятков домов.

Толчок развитию нового поселения дало строительство железной дороги Оренбург — Орск — Троицк. Первое упоминание Кувандыка обнаружено краеведом Сергеем Стрельниковым в документе Российского государственного исторического архива — «Пояснительная записка к проекту расположения путей и станций на ст. Кувандык», которая датирована 14 марта 1914 г. В 1915 году на вотчинной земле, изъятой у общины башкирской д. Мамбетеево (ныне деревня в черте города), была построена железнодорожная станция. По названию местной речки «Кувандычка» на здании вокзала появилось название «Кувандык». С той поры так же стали называть и пристанционный посёлок.

Спустя два года, в 1917 году, было завершено сооружение кувандыкского паровозного депо. На станцию пришёл первый товарно-пассажирский поезд. Железнодорожную линию довели тогда до станции Сара. Правда, регулярное движение поездов началось тут ещё не скоро.

В конце 1917 года власть в Оренбурге захватил казачий атаман А. Дутов.

В феврале 1918 года в Кувандыке был создан волостной ревком. Его возглавили большевики Нестеров и Синягин. По призыву ревкома в посёлке сформировали отряд Красной гвардии из 67 человек, в основном железнодорожников. Командиром отряда избрали Николая Проскина. Чуть позже возник ещё один отряд. Ревком объединил их под руководством Алексея Дударева.

22 июня 1918 года белоказаки напали на Кувандык со стороны Ильинки. 37 красногвардейцев и А. М. Дударев погибли. Похоронили их в братской могиле в южной части города, позднее останки перенесли в центр Кувандыка. В 1963 году на ул. Оренбургской был открыт памятник борцам за Советскую власть.

1 июля 1918 года на рассвете дутовцы совершили новый набег на Кувандык. 3 июля красногвардейскому отряду вместе с частями, отступившими от Оренбурга, пришлось оставить город и отойти к Орску.

В феврале 1919 года в Кувандык вступили бойцы 215-го полка 24-й Симбирской железной дивизии. Но весной, когда началось наступление Колчака, вновь пришлось отступить.

13 августа 1919 года началось наступление 1-й армии под командованием Г. В. Зиновьева. 28 августа Кувандык был окончательно освобождён от белых и стал советским (но не навсегда).

15 января 1921 года, после восстановления и укладки новых путей, Орская ветка до станции Круторожино была официально принята в эксплуатацию и включена в состав Ташкентской железной дороги.

В связи с ремонтно-восстановительными и строительными работами на железной дороге снова возросло население Кувандыка. Такие приливы населения были и позже — в конце тридцатых годов в связи с созданием в Кувандыке лесосплавной конторы, а затем, когда здесь обосновались новые предприятия.

Часть леса, сплавляющегося по Сакмаре из Башкирской АССР в Оренбург, задерживалась в Кувандыке, шла на распиловку и отправлялась отсюда в Орск и в сёла восточных волостей. На берегу Сакмары разместился лесосплавной участок. После локомотивного депо и станции это было самое крупное предприятие города.

24 августа 1953 года рабочий посёлок Кувандык был преобразован в город (при числе жителей в 23 тыс. человек).

В декабре 2000 года произошла реорганизация: город Кувандык вошёл в состав муниципального образования «город Кувандык и Кувандыкский район». На 2014 год город Кувандык имел статус поселения (муниципального образования) в составе более крупного муниципального образования — Кувандыкский район Оренбургской области.

Главным праздником Кувандыка официально считается день преобразования его из рабочего посёлка в город районного подчинения (24 августа 1953 г. издан соответствующий указ). Эта дата ежегодно отмечается как День города, что установлено решением горсовета в 1980-х годах. Согласно же архивным данным, населённому пункту в 2014 г. исполнилось 100 лет: в Российском государственном историческом архиве краевед С. М. Стрельников обнаружил документы 1914 года с упоминанием железнодорожной станции Кувандык, на основе которой и вырос город.

Спорт и туризм

С 1978 года начала работать горнолыжная база под эгидой ЮУКЗ, с 1990 года база преобразовалась в горнолыжный комплекс «Долина», расположенный в 2 км от города в долине реки Сакмара на её правобережье. В 2001—2016 годах на его базе размещался филиал Русской горнолыжной школы. С 2016 г. горнолыжный комплекс передан в областную собственность и получил новое имя — «Кувандык365». В 2008 году Кувандык стал местом проведения чемпионата России по горным лыжам среди любительских горнолыжных коллективов. Также проводятся занятия дельтапланеризмом, имеются конные и байдарочные маршруты.

Источник

Карта

Кувандык. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние
можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1Медногорск18 (15)ЮВ
2Беляевка65 (99)З
3Новотроицк73 (115)ЮВ
4Акъяр (Республика Башкортостан)73 (83)СВ
5Саракташ76 (126)СЗ
6Гай76 (144)В
7Орск82 (115)В
8Зилаир (Республика Башкортостан)83 (142)С
9Исянгулово (Республика Башкортостан)95 (113)СЗ
10Энергетик102 (192)В
11Новоорск114 (160)В
12Тюльган126 (155)СЗ
13Акбулак132 (313)ЮЗ
14Нежинка139 ()З
15Баймак139 (188)СВ

Краткая характеристика

Расположен на Южном Урале, на р. Сакмара, в 194 км к востоку от Оренбурга. Ж.д. станция.

Территория (кв. км): 5768

Исторический очерк

Возник в конце 19 в. как переселенческое село Покровка; название было принесено со старого места жительства.

Рабочий посёлок Кувандык с 1939 г. Город с 1953 г.

Общие сведения

Кувандык — центр одного из самых крупных в области районов. Площадь района — 6 тыс. кв. километров. В районе 17 сельскохозяйственных предприятий (ОАО, ООО, госпредприятие), 3 элеватора /2012/. За ними закреплено более полумиллиона гектаров земли.

24 октября 1983 года Кувандык отнесен к категории городов областного подчинения.

Глава города — Виктор Дмитриевич Пауков. Председатель Совета депутатов — Ринат Биктимирович Аликбаев.

В городе 4 средних, 1 девятилетняя, 1 начальная школы, муниципальный центр культуры и досуга, 2 Дома культуры («Криолит» и «Железнодорожник»), Детская школа искусств, Дом пионеров и школьников, станция юных натуралистов, Центр развития творчества детей и юношества, 2 стадиона («Машиностроитель» и «Криолит») музейно-выставочный центр, несколько гостиниц и кафе, развитая сеть предприятий торговли.

Издаются газеты «Аргус-информ», «Вечерний Кувандык», «Компас Кувандыка», «Новый путь», журнал «Справочник Кувандыка и Медногорска». Действует телерадио, готовящая радио- и телепередачи о г. Кувандыке и Кувандыкском районе.

Живописны окрестности Кувандыка, особенно к северу от города, по берегам р. Сакмары. На лесистой площадке между левым берегом реки и горами расположены корпуса дома отдыха «Сакмара».

Экономика

Основные промышленные предприятия города:

ЮУКЗ и — главные предприятия города. Но есть и другие, менее крупные — Кувандыкский хлебокомбинат, станция и другие предприятия железнодорожного узла Кувандык, ООО «Южно-Уральский механический завод», хлебоприемный пункт, ООО «Простор», пимокатный цех ВОИ (валяние валенок, расчес пуха и шерсти), ТВГ Оренбургский Пуховый Талисман (производство оренбургских пуховых платков, паутинок, палантинов). В Кувандыке в прошлом работали маслозавод (в последние годы именовался — ООО «Молоко», прекратил деятельность в 2000-х годах), кирпичный завод, располагалась центральная усадьба совхоза «Победа».

Южно-Уральский криолитовый завод

Своим быстрым ростом Кувандык особенно обязан бурному развитию отечественной авиации. Её развитие немыслимо без увеличения производства алюминия, а алюминий невозможно выплавить без криолита — белого порошка, который получают из плавикового шпата на специальных заводах. Таких предприятий два в нашей стране. Одно из них — Южно-Уральский криолитовый завод — находится в Кувандыке. Высококачественный криолит, который он выпускает, используется на многих алюминиевых заводах страны. И те, кто трудится в цехах и отделах этого предприятия, по праву считают, что многие самолеты в стране построены с их участием.

Ещё в предвоенные годы изыскатели выбрали в нескольких километрах от Кувандыка площадку для строительства криолитового завода. Началось сооружение первых цехов. Но в связи с войной строительство было законсервировано и возобновилось только в 1946 году.

6 ноября 1954 года, в канун празднования 37-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, на сцену Дома культуры, где проходило торжественное заседание Кувандыкского городского Совета, поднялся человек в рабочей спецовке — старший сушильщик Южно-Уральского криолитового . Так начинался Южно-Уральский криолитовый. В наши дни коллектив завода за счёт модернизации оборудования и использования передовой технологии в два с лишним раза перекрыл проектную мощность. Продукция Кувандыкского завода пользуется спросом на мировом рынке. Её покупали в Югославии, Польше и других странах.

Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина»

В начале Великой Отечественной войны из Киева в Кувандык была эвакуирована артель «Красный штамповщик». Оборудование разместили в зданиях, оставшихся от лесосплавной организации. И уже через несколько дней после прибытия артель стала давать нужную для фронта продукцию. После войны рабочие так же быстро перешли на выпуск мирной продукции. К тому времени артель была преобразована в метизно-механический завод, позднее — в Кувандыкский завод механических прессов (КЗМП), в 1990-х годах — в акционерное общество «Долина». Ныне это ОАО «Кувандыкский завод кузнечно-прессового оборудования «Долина».

Главная продукция предприятия — универсальные пресс-ножницы для резки металла разнообразных профилей. До полутора тысяч штук таких прессов давал ежегодно Кувандык народному хозяйству страны. Не так просто найти в стране такой уголок, где не было бы пресс-ножниц с маркой «КЗМП». Большую партию оборудования, например, отправил завод на всемирно известные автогиганты в Тольятти и Набережных Челнах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]