Войдет ли Подольск в состав Москвы в будущем? Волнующий вопрос для жителей города.

Подольск — административный центр одноименного городского округа (единственный населенный пункт в его составе), один из крупнейших спутников Москвы. Город расположен в 15 км от МКАД и всего 36 км от центра столицы. На территории населенного пункта действует около 2-х десятков промышленных предприятий, которые дают рабочие места значительной части местного населения и являются основой экономики города.

Население около 310 тыс. человек, статус города имеет с 1781 года. В настоящее время развивается тенденция на постепенное поглощение Москвой ближнего Подмосковья и сращивание населенных пунктов в единый мегаполис. Можно ли считать сегодняшний Подольск частью столицы или еще рановато – рассмотрим в данной статье.

Первые поселения на реке Пахре (приток Москва-реки) возникли еще в древнейшие времена (заселение славянами относится примерно к X веку). В XIV веке эти территории уже входили в состав Московского княжества, река служила в качестве надежного водного маршрута между местными деревнями и столицей, главным среди которых было село Подол.

Статус города Подольск получил по указу Екатерины 2-й, в конце XVIII века.

В советское время, особенно начиная с 30-х годов, в городе происходил бурный промышленный рост.

Сегодня населенный пункт – один из развитых промышленных центров МО. Потребительский сектор развит хорошо, в городе есть все те же магазины, кафе, салоны и представительства крупных торговых сетей, что и в столице, действует горнолыжный комплекс и культурно-досуговые центры. Активно ведется застройка Подольска новым метражом жилплощади, в том числе, в рамках реализации гос. программы расселения ветхого жилья. Стоимость квадратного метра пока остается ниже московской.

Общая информация о городе и немного истории

Как и во многих других российских городах, имеющих многовековую историю, в Подольске тоже имеется легенда, описывающая то, как появилось само это название. Как утверждают некоторые «знатоки», якобы где-то в этих местах, проезжая через село императрица всея Руси Екатерина II намочила подол своего наряда.

Подольск

Байка, конечно, забавная, но не более того. Бывать в этих местах она могла, но правила с 1762 по 1796 год. С учетом того, что появление первых поселений в этих местах историки относят к 7-му тысячелетию до нашей эры, а упоминания местной деревни Подол есть в документах времен Ивана Грозного нетрудно догадаться, что эта немка, пришедшая к власти в результате дворцового переворота, никакого отношения к названию Подольска не имеет. С другой стороны именно она и подписала указ о преобразовании села в город Подол-Пехра (1781 год).

Близость к Москве, наличие поблизости транспортных путей, стали причиной тому, что с Подольском связано немало исторических событий. Если не погружаться слишком в глубину веков, то можно отметить такие, как нахождение здесь во время Отечественной войны 1812 года армии Кутузова, боевые действия курсантов местного военного училища, которые помогли задержать продвижение немецких войск в 1941 году к столице, что существенно помогло тогда при организации обороны столицы. В настоящее время Подольск является одним из самых крупных населенных пунктов Московской области. В нем сосредоточено достаточно большое количество промышленных и научных организаций, некоторые из которых имеют федеральное значение.


Ночной Подольск

Подольск расположен в южном направлении от Москвы, на расстоянии примерно сорока километров от ее центра. Он стоит на берегах речки Пахры, а в качестве современных транспортных артерий, которые проходят через город можно отметить железную дорогу Москва-Симферополь и автомобильную магистраль М-2 «Крым». Последняя, кстати, является достаточно серьезным раздражителем для местного населения. Помимо того, что она и так своей перегруженностью создавала достаточно серьезные неудобства, так и последние решения по изменению маршрута привели к тому, что часть частного сектора будет снесена, а уровень соответствующих компенсаций вряд ли устроит владельцев жилья.

Транспорт и связь с Москвой

Внутреннее транспортное сообщение в городе основано на автобусах и троллейбусах, есть маршрутки.

Подольск расположен вблизи федеральной трассы М-2 («Крым»), по которой до столицы можно добраться как на личном авто, так и с помощью автобусов или маршрутных такси. Ближайшая станция метро – «Лесопарковая», до нее и ходит большая часть общественного транспорта (исключение №407, на котором можно добраться до станций «Анино» и «Бульвар Дмитрия Донского»).

Другие способы доехать до Москвы:

  • на электричке с ж/д вокзала Подольска (полноценный, каменный) и двух дополнительных платформ: «Силикатная» и «Кутузовская». Движение осуществляется по линии железной дороги Москва-Харьков;
  • МЦД-2 (Московские центральные диаметры), является наземным аналогом метро, открыта в ноябре 2022, связывает Подольск с Нахабино, проходя через всю столицу. Частота движения электропоездов здесь составляет примерно 12 минут, пробки отсутствуют, есть возможность для бесплатной пересадки на «классический» метрополитен.

Реализация проекта МЦД значительно упростила связь Подольска со столицей, еще больше сблизив оба города.

Климат и экология Подольска

Климат здесь вполне привычный, если говорить научными терминами – «умеренно-континентальный». На практике это значит, что зимы здесь сравнительно мягкие. Мегаполис, более теплый по определению, также, наверное, оказывает определенное влияние, ведь до МКАД отсюда всего лишь пятнадцать километров. Частые оттепели, талый снег под ногами – обычная картина. Максимум осадков по статистике здесь выпадает летом, поэтому и теплая пора года не отличается особенно большой приятностью, так как и облачности много, и туманы вовсе не редки.

Из интересных особенностей можно отметить, что именно по моему городу проходит часовой меридиан. Это значит, что независимо от того, какое очередное изменение времени не будет принято нашей Думой или правительством, люди всегда смогут оказаться в пространстве на час раньше или позже, по желанию. Для этого достаточно переместиться из западной части Подольска в восточную, или наоборот.


Источники загрязнения в Подольске

Экология в Подольске далека от идеала. Если ветер дует с севера, то, как и говорилось выше, ощущается «свежее дыхание» мегаполиса. Хватает и своих источников загрязнений. Основные – это автомобильная магистраль на юг и оставшиеся со времен Советской власти, не закрытые пока предприятия. Эти осколки былой мощи еще коптят помаленьку. Поэтому наиболее неблагоприятные условия там, где они расположены, в восточной и северо-восточной частях города.

Население Подольска

Демографическая ситуация в Подольске, как и в иных населенных пунктах, определяется различными факторами. Один из них, это промышленное развитие данного места. Перед революцией 1917-го года здесь началась достаточно бурная активность в этом направлении, поэтому и количество жителей в этот период быстро выросло с пары тысяч человек до более чем 10 000.

Следующие скачки, вызванные теми же причинами, были перед Великой Отечественной войной и после нее. Именно начали работать самые масштабные местные предприятия, что и отразилось на статистических данных.

9 мая в Подольске

Максимальное количество официально зарегистрированных жителей города было зафиксировано в 1989 году и составляло тогда 207 800 человек. Свержение коммунистов и последующие годы – снижение до уровня 180 тыс.

С 2007 года начался опять период роста. Если опять привести цифры, то в соответствии с имеющимися данными основной прирост сегодня дает не увеличение рождаемости, а приток мигрантов. Причем, если официально в Подольске числится менее двухсот тысяч человек, то по иным сведениям реально проживает здесь уже на 40 000 больше.

Будущие перспективы

В дальнейшем будет происходить встречная жилая застройка по направлению от Москвы к Подольску. Кроме того, экономика города-спутника тесно связана со столичной, значительная часть продукции предназначена либо для столицы, либо идет в регионы через ее логистические хабы.

Линии МЦД – проект, связывающий Москву с территориями МО в единую структуру. Дальнейшее развитие в данном направлении, вкупе с застройкой территорий Подмосковья новыми жилыми кварталами (что вызвано дефицитом свободной земли в столице) приведет к возникновению огромного мегаполиса на мете сегодняшних самостоятельных административных единиц.

Уровень жизни в сегодняшнем Подольске мало чем отличается от Московского. В городе достаточно оплачиваемых рабочих мест и до столицы добраться стало еще проще, после запуска ветки наземного метро Подольск-Нахабино. При этом, населенный пункт хорошо развит и самодостаточен, имеет на собственной территории все необходимые социальные и инфраструктурные объекты. Экономические предпосылки все соблюдены, но необходимости для формального объединения Подольска с Москвой в настоящее время нет. В дальнейшем, это может произойти, как результат сближения жилых кварталов.

Районы и недвижимость Подольска

Территориально город разделен на четырнадцать районов: Красная Горка, Ново-Сырово, Парковый, Залинейный, Центральный, Зеленовский, Ивановский, Межшоссейный, Юбилейный, Кузнечики, Фетищево, Высотный, Шепчинки и Кутузово. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим подробно каждый район, для удобства – в алфавитном порядке.


Карта Подольска

Район Высотный обладает очень благоприятными условиями для проживания. Именно в нем находится ледовый стадион «Витязь». Рядом расположена и теннисная Академия Подольска. В то же время в Высотном районе находятся несколько лесопарковых зон, в том числе крупнейший лесопарк города «Дубки». Район застроен современными многоэтажными зданиями. Кроме того, именно в Высотном расположены два крупнейших коммунальных предприятия, которые имеют стратегическое значение для всей Московской области, особенно для Южного Подмосковья.

По площади район Залинейный является самым большим. Поэтому дополнительно он делится на 4 микрорайона Южный, Северный, Добрятино и поселок Сельхозтехника. Именно в этом районе сосредоточены основные промышленные производства города, а так же складские помещения и терминалы крупных предприятий. Тем не менее, не смотря на значительный промышленный уклон, в Залинейном районе расположена гостиница «Эдем» и два дворца культуры. Основной жилой фонд – высотные дома. Впрочем, есть и небольшой частный сектор.


Залинейный район Подольска

Зеленовский район можно смело назвать центральным и по значению, и по уровню проживания. Именно здесь находится Администрация города, УВД, прокуратура и городской суд. Район расположен на берегу реки Пахра и в настоящее время активно застраивается современными многоэтажными жилыми комплексами. Но при этом, большую часть площади Зеленовского района занимает частный сектор. Особенно много частных домов у реки Пахра. Район достаточно безопасный и многолюдный. Это подтверждается уже тем фактом, что именно здесь находится Макдональдс.

Ивановский район Подольска так же известен как поселок Володарского. Примерно так он и выглядит – большую часть района занимает частный сектор, высотных домов почти нет, большинство домов пятиэтажные. Район тихий и уютный. Важный момент – именно здесь находится школа №29 – лучшая школа Московской области.


Посещение Владимиром Путиным школы №29 в Подольске

Район Красная горка расположен вдоль одной из главных магистралей Подольска, которая ведет в Москву. Сейчас здесь активно возводится многоэтажное жилье. При этом методично производится снос старого и ветхого жилья, которого здесь еще тоже более чем достаточно, ведь большую часть района занимает частный сектор. Рядом находится санаторий «Ерино».


Район Красной горки

Район Кузнечики однозначно является спальным районом Подольска. Он расположен на самой окраине города. Сейчас район интенсивно застраивается высотными домами, планируется, что это будет самый густонаселенный район с развитой инфраструктурой. Еще одна «фишка» района – конно-спортивная база «Фаворит».


Район Кузнечики Подольска

Кутузово – еще один спальный район Подольска. Район примыкает к железнодорожной станции Кутузовская и фактически граничит с соседним городком Климовск. Большая часть Кутузово принадлежит частному сектору. С криминогенной точки зрения это не самый безопасный район города.


Кутузово

Символическое название района Межшоссейный подчеркивает его центральное положение между главными магистралями Подольска. Большинство домов современные, многоэтажные. Здесь развита сеть магазинов шаговой доступности, поэтому район считается очень благоприятным для проживания. К тому же здесь расположен самый большой стадион города «Труд», старейший кинотеатр «Родина» и современный торгово-развлекательный комплекс «Ашан Капитолий». К тому же именно здесь находятся многие из социально значимых объектов Подольска.


Межшоссейный

Район Ново-сырово занимает по площади 2 место среди районов Подольска и подразделяется на 3 микрорайона: Выползово, поселок Цементого и Силикатная. Здесь много как промышленных предприятий, так и крупных торговых центров, в том числе торговые помещения крупных автодилеров Подольска. Современные новостройки района сейчас находятся в основном на стадии строительства.

Парковый район получил свое название от парка культуры и отдыха им. Талалихина, который здесь расположен. Это спальный район, застроенный высокими многоэтажными домами.


Парк им. Талалыхина

Район Фетищево сейчас можно назвать скорее развивающимся. Он застраивается современными многоэтажными домами, объектами инфраструктуры и торговыми объектами. В то же время значительную часть занимает центральный архив министерства обороны России Архив Минобороны в Подольске – главный архив Министерства.


Район Фетищево

Центральный район является деловым центром Подольска. Он изобилует кафе, ресторанами, торговыми комплексами, салонов красоты. В то же время здесь сохранились старейшие предприятия города. Жилье представлено в основном старым фондом. Но элитные пятиэтажные дома этого района иногда перемежаются современными многоэтажными домами.


Центральный район Подольска

Район Шепчинки возник при присоединении к городу одноименной деревни. Поэтому не удивительно, что городская часть района плавно переходит в коттеджи и дачи. В районе много старых двух- и четырехэтажных домов. Сейчас территория активно осваивается, строятся не только современные дома и крупные торговые, продуктовые и строительные центры.


Снос ветхого жилья в Шепчинках

Район Юбилейный можно смело назвать самым современным районом Подольска. Совсем недавно здесь были возведены многоэтажные жилые комплексы. Сейчас активно развиваются объекты инфраструктуры. Здесь есть как магазины шаговой доступности, так и один из самых больших торговых .


Юбилейный

Если говорить в целом, то можно отметить достаточно высокую привлекательность этого населенного пункта, если выбирается место проживания. Территориальная близость к Москве и в тоже время достаточная отдаленность, чтобы не испытывать все тяготы многомиллионного мегаполиса. Здесь есть все необходимые коммуникации и развитая инфраструктура, и в то же время на окраинах можно выбрать себе жилье в малоэтажной застройке – и быть поближе к природе. Все эти прелести являются достаточным поводом к тому, чтобы строительные компании проявляли высокую активность. Так оно есть и на самом деле. Сегодня в Подольске можно найти недвижимость на любой вкус. Есть здесь и элитные новостройки, и те, в которых можно попробовать подобрать более дешевую квартиру.

Сразу отметим, что в последнее время власти начали проявлять активность в отношении некоторых видов жилья, которое возводится с явными признаками мошенничества. Речь идет о строительстве многоквартирных домов, разрешающие документы на которые подразумевали возведение иных строений, имеющих намного меньшие масштабы. Такие объекты обычно размещаются в дачных кооперативах, поселках. Есть подобные строения и в Подольском районе, например, около дер. Бородино, Быковка, Ерино, в селе Покров и Остафьево. Поэтому, если выбираешь подходящую недвижимость, следует к этому вопросу подойти с осторожностью.


Одна из новостроек Подольска

Вместе с тем здесь имеются и вполне добротные предложения. При определении не стоит забывать об экологической ситуации. Не будет слишком ценным и правильным с точки зрения здоровья размещение на севере и северо–востоке города, в его промышленной части. Также следует учесть и прохождение новой автомобильной трассы, чтобы не попасть впросак на рынке вторичного жилья, когда за дом под снос государство оплатит только мизерную часть ее реальной стоимости. Общий уровень цен уже приближается к московскому уровню дешевого жилья, но интересных вариантов достаточно.

Если необходимо сделать выбор, то в качестве источника дополнительной информации можно использовать комитет по строительству и архитектуре Подольска. Здесь можно на вполне официальных началах получить данные по «долгостроям», конкретным стадиям реализации отдельных объектов строительства. Так, например, в новостройках по Красногвардейскому бульвару продажа квартир идет полным ходом (судя по рекламе), а между тем завершение работ там откладывается уже не первый год. Поэтому стесняться не стоит – администрация района хоть и не идеальна, как и везде, но определенные данные там получить можно.

Ну и в завершение по теме жилья можно сказать, что в соответствии с имеющимися планами по расширению Москвы новые территории будут переданы столице от Подольского района, но сам город не будет к ним присоединен.

Залинейный район. Часть I

Эта часть Подольска получила свое название из-за своего расположения — с 1869 года она отделена от центра города линией Московско-Курской железной дороги. Это один из самых мрачных и, одновременно, интереснейших районов города. Предприятия и промзона

У станции «Подольск» До начала ХХ века территория за железной дорогой практически не развивалась. Только в 1915 году, во время Первой мировой войны, здесь началось строительство крупного кабельного завода Московского товарищества меднопрокатных и кабельных заводов. Достроить же так и не успели из-за событий 1917 года. В 1919-20 гг., во время Гражданской войны, на его базе было создано стратегически важное для большевиков предприятие по ремонту паровозов — . Первый локомотив вышел из капремонта 2 сентября 1920 года. В 1930 году в очередной раз перепрофилирован. Он стал называться крекинг-электровозостроительным (КЭС) и выпускал нефтеаппаратуру и электровозы для шахт. Кроме того, он же изготовлял тюбинги для московского метро. 8 апреля 1936 года заводу было присвоено имя наркома тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе. Возле проходной, выходящей на Железнодорожную улицу, в 1930-е годы была установлена его скульптура, одетая в характерную длинную шинель.

Памятник Орджоникидзе Вокруг завода в 1910-30-е годы сформировались два крупных поселка — Северный и Южный.

Водонапорные башни-близнецы на Бронницкой улице В 1920-60-е годы в Залинейной части города появились и другие , аккумуляторный и т.д. Они образовали обширную промзону. В ней, судя по моим наблюдениям, есть достаточно много любопытных сооружений (по информации fairplay, у аккумуляторного завода есть даже водонапорная башня по проекту Шухова). Увы, попасть на территории заводов и осмотреть их подробно мне пока не удалось.

Блочное здание в промзоне. Очевидно, постройка 1920-х А пока перейду к рассказу о достопримечательностях жилых кварталов Залинейного района. В основном, речь пойдет о поселках Северном и Южном. В первом из них сосредоточены любопытнейшие здания 1910-30-х годов, во втором — колоритная застройка 1940-50-х. Поселок Северный Поселок Северный, как верно указывает его название, находится с северной стороны от Завода имени Орджоникидзе. Вот планы двух его районов с наиболее ценной застройкой:

Большинство конструктивистских построек конца 1920-х помечены уже как 1930-е, чтобы не путать их с домами 1923 года. 1910-е Самые старые здания в Северном были построены, очевидно, перед самой революцией и могут быть отнесены к образцам позднего модерна. Это двухэтажный дом с чертами неоклассицизма (Оржоникидзе, 4) и симметрично расположенные рабочие казармы (Оржоникидзе, 11 и 13).

Орджоникидзе, 13. Правый корпус 1915 года

Орджоникидзе, 11. Левый корпус 1915 года Сейчас в рабочих казармах (Оржоникидзе, 11 и 13) по-прежнему находятся заводские общежития. Если бы не яркий красно-желтый цвет стен (это традиционная для Подольска гамма), эти здания были бы очень скромны. Единственная яркая деталь, позволяющая отнести их к модерну — это

Гигантский вазон летом Небольшой сквер перед казармами украшен гигантским многоцветным сталинским вазоном () и

Мира, 6. Обращенный во двор парадный фасад имеет немало черт дореволюционной архитектуры.

Мира, 6. Задний фасад гораздо больше похож на своих собратьев 1920-х годов. Еще одно здание (Мира, 6) следует отнести к переходному типу — в нем есть черты и дореволюционной, и советской архитектуры. По аналогии с известными домами на улице Чкалова в подмосковном Красноармейске я бы его также датировал серединой 1920-х. 1923

Дом 1923 года. Дворовый фасад, он же главный Старейшие советские здания (по крайней мере, из датированных) в этом квартале возведены в 1923 году. Напомню, в этот год строительство каменного жилья в СССР было огромной редкостью. Здесь же перед нами не просто отдельный дом, а небольшой ансамбль, сформировавшийся возле предреволюционных рабочих казарм. Это дома 8 и 10 по нынешней улице Мира (любопытно было бы узнать, как она называлась в 1920-е).

Дом 1923 года. Вид сзади, от маленькой улицы Мира Рубеж 1920-30-х Вторая волна зданий в Северном появилась уже в конце 1920-х — начале 1930-х. Построенные неподалеку от западной заводской проходной дома на Железнодорожной улице (№14) и в Северном тупике (№3, №5) имеют строгий и мрачный облик, традиционный для околофабричной конструктивистский архитектуры Подмосковья.

Железнодорожная, 14. Мрачный дом с гастрономом

В Северном тупике Примыкающие к кварталу рабочих казарм конструктивистские здания на улицах Орджоникидзе (№9) и Северной (№1 и №2) — более праздничны. Если дом №1 — это обычная для тех лет полосатая трехэтажка, то дома №9 и №2 — очень гармоничные и интересные образцы конструктивизма.

Орджоникидзе, №9. Конструктивистский дом конца 1920-х. Это достаточно редкий тип домов, но не уникальный — подобные есть и в Москве, на проезде сестер Черепановых в Лихоборах.

Орджоникидзе, №9. Задний фасад 1930-е С середины 1930х крупного жилищного строительства в поселке не велось. Тогда в Подольске действовал запрет на многоэтажное строительство в этой части города — дома возводились в центре города и в Межшоссейном районе.

Орджоникидзе, 7. Заводоуправление В Северном построили только импозантное здание заводоуправления ЗиО (Орджоникидзе, 7) и расположенный неподалеку, на углу улиц Орджоникидзе и Железнодорожной, поселок из немного странного вида двухэтажек.

Орджоникидзе, 4. Неоклассическая двухэтажка Старейшая из них — N4 по улице Орджоникидзе, несмотря на переделки, носит черты неоклассицизма, что, скорее всего, говорит о ее дореволюционном происхождении. Остальные же — явно советские.

Орджоникидзе, 3. Двухэтажка первой половины 1930-х. Подобные еще недавно стояли в подольском Кооперативном проезде Если одна из двухэтажек (№3) выглядит типично для начала 1930-х, то другие крайне необычны из-за излишне рельефного и монументального для столь скромных зданий декора (часть из них сейчас реконструируется, но первоначальные формы пока видны). Возможно, в этих домах когда-то жило заводское начальство, из-за чего им и был придан столь торжественный вид.

Железнодорожная, 6-8. Монументальные двухэтажки (слева и справа). На заднем плане виден старый металлический фонарь и бок предреволюционной двухэтажки (в центе кадра).

Железнодорожная, 8-12. Монументальные двухэтажки. Клуб

Мира, 4. Фасад дома культуры Также к тридцатым, судя по формам и плану, стоит отнести и крупное здание заводского дома культуры (ул. Мира, 4).

Мира, 4. Фронтон В конце 1950-х оно было капитально отремонтировано в позднесталинском стиле, получив (как и ДК имени Лепсе) парадный фронтон с фигурами советских людей. Одна из лепных деталей — новенький круглый спутник — символ наступившей хрущевской эпохи.

Мира, 4. Задняя часть клуба 1940-е

На Северной улице Сразу после войны жилищное строительство в поселке возобновилось. Между улицами Мира и Энтузиастов появилось несколько трехэтажных домов.

Мира, 15. Красно-желтая трехэтажка середины 1940-х. Небольшой проезд на переднем плане — это и есть улица Мира. Старейшие из них расположены на углу с Северной улицей (№7, №15, №16) — они практически лишены декора, зато имеют уже знакомую нам желто-красную окраску. Очевидно, они были построены или сразу после войны, или в ее последние годы, когда еще не были разработаны типовые серии малоэтажных домов.

Мира, 13. Блочная трехэтажка конца 1940-х Остальные трехэтажки построены по типовым проектам конца 1940-х — подобные можно встретить во многих других городах. 1950-е Дальняя часть квартала построена уже в начале 1950-х. Самый любопытный из них — четырехэтажный дом №7 по улице Мира — носит на фасаде загадочную аббревиатуру УНР-661, выложенную кирпичами.

Мира, 7. Дом с аббревиатурой Дома сейчас несколько обветшали, но до сих пор хранят немало примет советского времени — старые вывески на магазинах, планировку дворов и стильные металлические фонари 1950-х. На одной из стен можно увидеть любопытную социальную рекламу народного происхождения.

Абсолютно солидарен Гулевский

Поливановская, 1. Дом со скошенным углом Еще один любопытнейший квартал расположен в районе Гулевского проезда и Поливановской улицы — это пятиэтажные кирпичные дома второй половины 1950-х. На их облике противоречивым образом сказалась три советских стиля — хрущевский, сталинский и конструктивизм. Построенные в переходных формах от первого ко второму, они имеют необычные скошенные углы верхних этажей, подчеркнутые балконами. Как мне кажется, это чисто ретроспективистская попытка реанимировать формы архитектуры 1920-х на новом материале.

Гулевский, 1. Еще один пример переходного стиля — парадный эркер на боковом фасаде больницы. Все остальное здание выдержано в духе хрущевской скромности. В этом квартале так же, как и на улице Мира, сохранилось несколько старых фонарей. Еще одна достопримечательность — аутентичная вывеска «Булочная» на одной из пятиэтажек начала 1960-х, выполненная в стилистике предыдущего десятилетия.

Батырева, 4/3. Вывеска «Молоко»: дизайн 1950-х, исполнение начала 1960-х Промболото Остальную часть района занимают или промзоны, или обширная частная застройка.

Промболото В районе Авиационной и Поливановской улиц стоит осмотреть крупное болото-помойку с торчащими из него мачтами ЛЭП и недостроенными промышленными объектами. Летом там гнездятся множество чаек. Зимой их нет, но все равно романтично.

Обитатели промболота Рядом с промболотом находится еще одно чудо архитектуры — великолепный дворец при подстанции, построенный из типовых бетонных деталей. Отмечу, что это не единственное подобное сооружение в Подольске — еще один есть в Шепчинках.

Типовой энергетический дворец автор Николай Калашников

Источник: автор Николай Калашников

Инфраструктура Подольска

В качестве минуса в городе можно отметить плохие дороги. С другой стороны надо отметить и то, что строительство новых объектов и реконструкция старых микрорайонов достаточно интенсивна. Параллельно с этим процессом происходит частичное обновление коммуникаций, так что рано или поздно и эта проблема будет решена.


Дороги

Доехать по основной автомагистрали сегодня далеко не всегда легко, так как она сильно загружена. В то же время, ведется реконструкция этой магистрали, что внушает определенные надежды. В Подольске есть три железнодорожных станции, но добираться на электричке до конечного вокзала не советую – это Курский, хотя ближе чуть ли не вдвое Павелецкий. Поэтому, если пользоваться этим транспортом, то лучше всего применить пересадку на подходящей станции метрополитена, выйдя где-нибудь на Текстильщиках или Царицыно. Автобусы и маршрутные такси. С помощью них можно перемещаться и по самому городу, и доехать до ближайшей станции метро, до других городов Московской области. В качестве опции, нечасто встречающейся в таких сравнительно небольших городах, можно упомянуть троллейбус. Этот вид транспорта также имеется здесь. Впервые он начал использоваться в 2001 году, а не сегодняшний день имеется четыре постоянно функционирующих маршрута.

Соцкультбыт. Если кто не помнит, то так назывались объекты культурного и социально-бытового назначения. В городе есть все необходимое для комфортной жизни. Магазины и отделения банков, поликлиники и больницы, филиалы высших учебных заведений. Если говорить об обеспеченности свободными местами в дошкольных учреждениях, то по официальным данным она составляет около 90%, что не так и плохо. С другой стороны, надо отметить, что, в этих цифрах, скорее всего, присутствуют и частные организации такого типа, где ежемесячные платежи достаточно весомы и далеко не каждому по карману.

Не надо забывать, что Подольск – это один из самых крупных городов Подмосковья, поэтому инфраструктурных объектов разного типа здесь достаточно. Если чего-то нет, то близость Москвы компенсирует такой недостаток достаточно эффективно. В качестве спортивных достопримечательностей упоминания заслуживает ледовый дворец под названием «Витязь» и две горнолыжные трассы, около двух сотен метров длиной каждая.

Предприятия и работа в Подольске

Как ни странно, но в Подольске уцелели после изменений 90-х прошлого века некоторые промышленные предприятия. В числе крупнейших можно о, выпускающий агрегаты для атомной отрасли, энергетических объектов, «ЗИОСАБ» — котлы и котельные, «Химико-металлургический завод» — полупроводниковые пластины и приборы. Всего на территории города работают около полусотни достаточно крупных промышленных организаций и около двух сотен – мелких. Здесь есть и старые, имеющие вековую историю предприятия, такие как (бывший знаменитый «Зингер»), и новые – «Трансформер», выпускающий по лицензии трансформаторы.

Опять же, на старой базе, но уже с добавлением новых технологических решений продолжают работу здесь и различные научные учреждения. Основная их направленность – это атомные исследования. Так, «Гидропресс» разрабатывает реакторы различных типов, а также производит мелкосерийные партии отдельных специфических узлов, установок. «Газпром» — одноименная с нашим газовым гигантом структура — это наше конструкторское бюро, занимающееся проектированием оборудования для соответствующей отрасли, буровыми установками и другими механизмами.

По количеству работающих самый большой сегмент предприятий города – это различные по формам субъекты малого предпринимательства. Из общего количества трудоспособного населения в этой сфере задействовано не менее 40%. Деятельность их сосредоточена на торговле, розничной и оптовой, оказании услуг населению. Небольшая часть таких предприятий – это мелкие строительные фирмы.

Помимо местных предпринимателей, в Подольске хорошо представлены и сетевые ритэйлеры федерального значения. «Ашан» и «Перекресток», «Карусель» и «Пятерочка», «Дикси» и «Квартал». Есть здесь и специализированные торговцы техникой («Эльдорадо» и «Техносила», «Белый ветер»), детскими товарами («Детский мир», «Кораблик»), точки продаж сотовых операторов, парфюмерные сети и другие.


ТЦ Карусель в Подольске

Несмотря на сравнительно большой наплыв миграции обеспеченность рабочими местами в Подольске неплохая. Учитывая близость столицы, можно утверждать, что желающий всегда может найти себе способ заработать на жизнь, обеспечить себя и близких. Более высокий уровень зарплат в Москве предопределяет то, что многие предпочитают именно там искать вакантные места. В частности и поэтому, как говорилось выше, в часы пик трафик в сторону столицы достаточно напряженный.

Социальная инфраструктура

Статус крупного, промышленно-развитого города вблизи Москвы предполагает поступательную динамику прироста населения и потребность в объектах социального значения. На территории Подольска действует:

  • 4 городских больницы и 5 поликлиник, частные медицинские центры, станции скорой экстренной помощи и ряд гос. мед. учреждений МО;
  • госпиталь министерства обороны;
  • около 30 школ и пяти десятков детских садов;
  • 8 вузов.

Таким образом, город обладает полноценной, самодостаточной системой социального обеспечения населения, независимой от столичных учреждений.

Криминал

Общую криминогенную обстановку можно охарактеризовать в Подольске как сравнительно спокойную. Если говорить о личных впечатлениях, то большинство районов города вполне безопасны для вечерних прогулок, хотя не вполне понятно как в будущем скажется наплыв большого количества мигрантов. Если попробовать воспользоваться какой-нибудь статистикой, то единственное, что удалось найти, так это данные по количеству криминальных ситуаций, которые требовали присутствия полиции. В соответствии с ними Подольск относится к самым спокойным в этом плане городам ближнего Подмосковья. В качестве минуса можно отметить недостаточность мест для хранения автомобилей, организованных парковок.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]