Достопримечательности Палеха и лаковые шкатулки. Продолжаем изучать народные промыслы.

Широко за пределами России известны черные шкатулки со сказочными сюжетами – изделия из села Палех, расположенного в Ивановской области. Именно палехские шкатулки (ларцы, броши), наряду с жостовскими подносами и хохломой, уезжают за рубеж в качестве сувенира в багаже иностранного туриста. Однако, в селе Палех есть на что посмотреть и кроме производства шкатулок: здесь есть 19 объектов, которые можно посетить, среди которых: музей иконы, Дом-музей И.И. Голикова, музей палехского искусства, Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами.


Палех

Палех – один из центров русского народного промысла, находится в 350 км от Москвы и в 60 км от Иваново. Население Палеха всего 4800 человек (по данным на 2022 год). Посещение Палеха можно совместить с осмотром достопримечательностей Ивановской области, городом Иваново, Плесом, Кинешмой.

Палех — «основной конкурент» подмосковного Федоскино, поскольку здесь тоже занимаются росписью шкатулок из папье-маше. За время очередного отпуска мне удалось побывать в селе Палех с экскурсией, о чем я расскажу читателям сайта.

В начале экскурсии нас высадили из автобуса рядом с плакатом, показывающим, что в Палехе как минимум 19 объектов, достойных внимания туриста: Но в нашей программе, к сожалению, времени было только на беглый осмотр четырёх из них.

Музей икон в Палехе

Наше знакомство с Палехом началось с Музея Иконы. Для меня стало настоящим открытием, что Палех до революции был одним из центров иконописи и к изготовлению шкатулок отношения не имел. У местных иконописцев сложился свой оригинальный и узнаваемый стиль со своими профессиональными секретами.

Музейная коллекция богата и включает в себя не только палехские иконы, но и привозимые в течение долгих лет из других древних городов России. Здесь даже есть деревянные скульптуры из старообрядческих храмов.


музей иконы палех


музей иконы палех

К сожалению, я неправильно выстроила настройки и большинство снимков вышло неудачно. Ведь, как оказалось, в палехской иконе самое главное — это цветовая гамма.


музей иконы палех


музей иконы палех

Достопримечательности в окрестностях

Шартомский Страус

Адрес: Шуйский район, село Введеньё Координаты: 56,957867, 41.322221 Телефон: Сайт: https://ivstraus.ru Режим работы: сб-вс 12:00-14:00 Стоимость: 150 руб. Как добраться:

  • на автобусе: с автовокзала Иваново рейс «Иваново — Введенье»;
  • на машине: по дороге «Иваново — Шуя» в направлении села Дунилово, по пути будет указатель с левой стороны.

Страусиная ферма с 15 страусами и приветливыми хозяевами.

Название связано с расположенным в селе Николо-Шартомским монастырем XIV века.

Экскурсия по ферме займет около часа. Фотографировать на ферме разрешено.

Можно получить много информации о страусах, покормить их с рук, купить мыло из жира страуса, или приобрести страусиное яйцо.

Церкви села Введеньё

Николо-Шартомский монастырь

Координаты: 56°57′58″ с.ш. 41°20′18″ в.д. Адрес: Шуйский район, село Введеньё

Монастырь — один из древнейших в стране. Основан в XIII-XIV веках. По одной из версий, его заложили монахи, бежавшие из Суздаля от татарского нашествия, по другой — обитель построена на месте, где на берегу реки Шартомы (древнее название реки Шахмы) молодой крестьянке явился образ Николая-Чудотворца.

До XVI века монастырь был богатым и влиятельным. Затем постепенно утратил свое значение. В 20-е годы прошлого века обитель была закрыта, превращена в колхозный склад.

С 1990 года монастырь принадлежит церкви. Сейчас активно восстанавливается.

Помимо монастыря, в селе есть еще два храмовых комплекса.

Первый комплекс находится в центре села у Шуйской дороги. Построен на месте упраздненного в 1764 году Введенского женского монастыря. Сначала в 1807 году был построен холодный храм Введенья, деньги на который собирали всем миром, в 1845 году — теплая Владимирская церковь. Обе церковные постройки были типичными для зажиточных сел Шуйского уезда.

Другой комплекс расположен в бывшем селе Пупки в начале Северной улицы. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Богослова построены на месте деревянной церкви Святой Параскевы. Состояние храмов — заброшенное.

Другие храмы и церкви села Введенье:

Действующая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Координаты: 56.965115, 41.330416

Действующая церковь Владимирской иконы Божией Матери

Координаты: 56.965021, 41.329805

Действующая церковь Вознесения Господня

Координаты: 56.968751, 41.336966

Не действующая церковь Иоанна Богослова

Координаты: 56.968542, 41.336651

Дом-музей И.И.Голикова в Палехе

Далее мы проследовали в дом-музей И.И. Голикова. Это тот человек, который в изменившихся после 1917 года социально-экономических условиях смог «переориентировать» художников на новый вид деятельности. Сменившийся внутриполитический строй грозил уничтожением палехского искусства. И.И.Голиков с группой единомышленников основал декоративно-художественную артель. С иконописью, конечно, пришлось расстаться, но знаменитый стиль смог «прижиться» на декоративных изделиях. В частности, в доме-музее есть экземпляр книги «Слово о полку Игореве», который проиллюстрировал И.И.Голиков.


дом-музей И.И.Голикова

Дом, ставший музеем, был построен художником самостоятельно в 1928 году для своей семьи. Здесь воссозданы условия его жизни и работы; выставлены принадлежавшие ему вещи. А также здесь представлены документы и фотографии, иллюстрирующие процесс создания нового направления палехского искусства и оформлен стенд, наглядно показывающий процесс создания палехской шкатулки.


дом-музей И.И.Голикова

Внутри дома я сделала только одну фотографию. Удивительно, но даже придя с группой ты должен оплатить фотосъёмку в размере 150 рублей. В музее Иконы нам про это не говорили. А вот в Музее палехского искусства, в который мы прошли после дома И.И.Голикова, мне даже сделали замечание, когда увидели, что я делаю много снимков. Оплачивать я, правда, ничего не стала, но фотографировать прекратила.


дом-музей И.И.Голикова

Фамилион

Адрес: ул. Баканова 50, п. Палех, Ивановская обл., Россия, 155620 Телефон: +7 (49334) 2-10-54 Сайт: https://www.museum.ru/palekh/defrus.htm Часы работы: Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца. Внимание: только по предварительной договоренности
С первых лет существования Артели древней живописи в ней сохранялись лучшие образцы палехских изделий. 8 мая 1934 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Музея древней живописи в селе Палех

. Его первым директором (1934-1938) стал искуствовед Герман Васильевич Жидков. Он организовал музей, начал собирать экспонаты, устроил экспозицию, проводил лекционную и экскурсионную работу. 13 марта 1935 года музей, получивший название Государственного музея палехского искусства,.был открыт для посетителей. Первой экспозицией музея стала выставка, посвящённая 10-летию искусства Палеха, на которой было представлено 540 экспонатов.

История Палеха уходит в глубокую древность. В XV веке село Палех входило в состав Владимиро-Суздальских земель. По Духовному завещанию Ивана Грозного 1572 года село Палех было в поместном владении его сына Иоанна. В 1616 году Палех значится поместьем Василия Ивановича Острогубова и вдовы Юрия Ивановича Острогубова. Вскоре оно было пожаловано в вотчинное владение Ивану Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево», то есть за участие в войне против польско-литовской интервенции. По писцовым книгам 1628-1630 годов Владимирского уезда Боголюбского стана Палех является вотчиной Ивана Бутурлина и его детей.

1693 году в Палехе была построена и освещена деревянная церковь во имя Воздвижения Креста, в 1696 году был освящен придел в честь иконы Казанской Божьей Матери, а в 1742 году — во имя Святого Николая Чудотворца. В 1774 году на средства прихожан Егором Дубовым был построен ныне действующий Крестовоздвиженский каменный храм. В конце XIX века Палех был небольшим селом. Население, в основном, занималось иконописанием и промыслами: резьбой по дереву, льняным ткачеством, вышивкой,выделыванием овчины. По провославным праздникам здесь устраивались богатые ярмарки.

Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московской иконописи 15-16 вв. Для палехской иконы характерны мягкие плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма.

Один из самых ранних образцов палехского стиля — икона «Всех скорбящих радости» начала XVIII века. Ее многофигурная композиция строга и лаконична.

Вершина палехского иконописания — «Акафист Спасителю» середины XVIII века. Рисунок иконы отличается изяществом и утонченностью. Все пропорции удлиненных форм. Колорит иконы теплый, золотисто-коричневый с использованием темной зелени и киновари. Одежды Христа и Богоматери расписаны золотом. Близки по стилю «Акафисту Спасителю» многие произведения конца XVIII — начала XIX веков. Среди них -«Акафист Богоматери», «Преображение», «Покров Богоматери».

Один из характерных признаков палехского иконописания — сложная многоклеймовая композиция. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» второй половины XVIII века — яркий образец такой композиции.

В центре иконной доски — в среднике — располагается образ святого. Средник окружает 38 клейм — миниатюр, повествующих о деяниях Николая Чудотворца. Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западно-европейского искусства и русской академической школы. Иконы такого стиля в Палехе назывались «фряжскими». Одна из первых икон «фряжского» стиля — «Не рыдай мене, Мати» Ильи Балякина, датируемая 1769 годом. Она выполнена в широкой живописной манере.

На рубеже XVIII — XIX веков в палехской иконе становится преобладающей нежная, светлая цветовая гамма. Композиции усложняются, усиливается орнаментальность, обильно применяется листовое и твореное золото. Особой популярностью пользовались иконы с композициями, выполненными на золотом чеканном фоне. Нимбы и поля на них расписывались «под эмаль».

Многочисленными становятся иконы житийные, праздничные, минеи. На минее изображали святых и праздники, отмечаемые в каждый день месяца. Палехские иконописцы на одной минее размером 9х8 могли изобразить до 150 фигур. Иногда несколько минеи объединялись в одну композицию. В этом случае размер доски увеличивался. Таковы иконы «Минеи с Воскресением и страстями Господними» М.Зиновьева и В.Маркичева и «Минеи» 1850 года.

Иконы в Палехе писали до 1917 года, затем иконописные традиции надолго были прерваны. С 90-х годов ХХ века в Палехе начала возрождаться русская религиозная живопись.

Сказочный мир вымысла, поэзии — искусство миниатюры нового Палеха. Его история как искусства декоративного начинается после Октябрьской революции, когда иконописные мастерские были закрыты, а мастера в поисках средств к существованию растеклись в разные концы страны. Одни стали малярами, другие — декораторами клубных сцен, многие обратились к земледелию и мелкому промыслу: расписывали деревянную посуду, игрушки. Чаще всего роспись представляла собой грубые копии лубка, крестьянских прялок или образцов, взятых из альбома «Орнамент всех стран и народов».

В 1923 г. по инициативе А. В. Бакушинского в Палехе предпринимается несколько опытов росписи деревянных изделий с использованием иконописных традиций. Сохранились шкатулки и тарелки на темы русских песен художников И.В. Маркичева, И.М.Баканова и «Пастушок» А.В.Котухина. В эти же годы в Москве, в бывшей иконописной мастерской палешанина А.А.Глазунова, велись аналогичные поиски. Но работавший там мастер, в будущем известный художник И.И. Голиков, выбрал для применения иконописной техники папье-маше.

Опыты И.И. Голикова поддержал московский Кустарный музей; первые произведения с подписью А.А. Глазунова были показаны в 1923 году на выставке Государственной Академии художественных наук, где они получили диплом 1-ой степени. Вскоре у Глазунова , кроме Голикова стали работать и другие палехские иконописцы — И.П.Вакуров и А.В.Котухин. Затем Котухин поехал в Палех, где с лета 1923 г. вместе сним уже работали на папье-маше лучшие старейшие мастера — И.М.Баканов и И.В.Маркичев.

Для показа на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке в 1923 году палехские мастера И.М.Баканов, И.И.Голиков («Игра в шашки», «Деревенская гулянка», «Петухи»), А.В.Котухин и И.В.Маркичев выполнили заказы Кустарного музея Всесоюзного совета народного хозяйства произведения, за которые также получили диплом 1-ой степени. В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Пришел успех. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение — прислать четырех мастеров для организации школы. Художники отказались покинуть Родину.

5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи». Первоначально в нее вошли семь человек: И.И. Голиков, И.М. Баканов, А.И. Зубков, И.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин, И.В. Маркичев. Вскоре к ним присоединились Д. Н. Буторин, А.И. Ватагин и другие. И уже в 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

На 1 июня 1932 года в «Артели» более 100 человек: 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

Март 1935 г. — «Артель» преобразована в «Товарищество художников Палеха» Председатель до 1938 г. — А.И.Зубков.

1940 г. — «Товарищество» закрыто.

1943 г. — восстановлено.

1954 г. — «Товарищество» преобразовано в Художественно- производственные мастерские (ПХПМ). Директор — А.Г.Баканов.

1954 г. — создание Палехского отделения Союза художников РСФСР. Председатель правления — Г.М.Мельников.

В 1989 году Палехские художественно -производственные мастерские были закрыты.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации:

-АО «Товарищество Палех»,председатель правления С.И.Каманин, -Кооператив «Объединение художников Палеха», председатель правления А.В.Дудоров, -Малое предприятие «Мастера Палеха», директор М.Р.Белоусов, -МП.»Традиции Палеха», -АОЗТ «Палех», директор А.М.Зубков, -творческая мастерская Б.Н.Кукулиева «Палешане»

Основные экскурсии:

-История палехского искусства от иконы до шкатулки -История холуйской лаковой миниатюры -Сказки А.С.Пушкина в творчестве художников Палеха. -Скульптор Н.В.Дыдыкин -История палехского иконописания -Жизнь и творчество народного художника СССР П.Д.Корина -Семья Кориных -Художник Н.М.Зиновьев -Палех: село-академия

Карта проезда:

Похожие публикации

Отель-музей «Хутор Гоголя»

9 лет назад автором demonit менее 1 мин чтения Нет комментариев
Отель – музей «Хутор Гоголя» расположен в самом сердце села

Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

10 лет назад автором demonit менее 1 мин чтения Нет комментариев

Музей в Пскове открыт с 1876 г. В настоящее время

Мемориальный музей-заповедник Н.А.Римского-Корсакова

10 лет назад автором demonit менее 1 мин чтения Нет комментариев

Музей-заповедник имени великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова состоит из двух соседних

Музей-квартира М. Джалиля в Казани

10 лет назад автором demonit менее 1 мин чтения Нет комментариев

Музей-квартира находится в доме, где в 1940-1941 гг. жил Муса

Литературно-мемориальный музей А.М. Горького в Казани

10 лет назад автором demonit менее 1 мин чтения Нет комментариев

А.М. Горький (Пешков) (1868-1936) — великий русский писатель конца XIX

(Всего , сегодня: 1)

Музей палехского искусства

В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.


Музей палехского искусства


Музей палехского искусства

Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».

Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.


палех


Музей палехского искусства

К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.


Музей палехского искусства


Музей палехского искусства

Церкви и Храмы

Крестовоздвиженская церковь

Адрес: ул. Ленина, 16 Телефон: Режим работы: пн-вс 8:00-16:00

Церковь построена в 1762-74 годах в византийском стиле.

У церкви на западной стене четверика есть выложенный из кирпичей автограф мастера, ее построившего. Звали мастера Егор Дубов. Расписывали храм местные художники.

В 1903 году в ходе реставрации все фрески были переписаны заново. К палехскому стилю добавились библейские сюжеты, взятые с гравюр немецких художников. В 1907 году иконописцами, палешанами Белоусовыми и Николаем Михайловичем Сафоновым, был создан новый иконостас в стиле XVIII века.

От разорения храм удалось спасти, благодаря размещению в нем отдела древней живописи музея палехского искусства.

С начала 1990-х годов храм принадлежит Церкви. Одна из почитаемых святынь храма — икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери, список с первообраза.

С 2012 года храм имеет статус кафедрального Крестовоздвиженского собора Палеха.

Церковь Илии Пророка

Адрес: ул. Горького, 6 Режим работы: 08:00-18:00

Кладбищенская церковь построена в камне в 1790 году вместо первоначально деревянной. В советское время церковь использовалась как склад. Расписанные софоновскими мастерами стены были забелены.

Богослужения возобновились в 1989 году. Благодаря искусным прихожанам и поддержке благотворителей, к 1993 году церковь была полностью восстановлена.

Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне

  • Палехские поддельные шкатулки заполонили все сувенирные магазины и рынки, как же отличить настоящие изделия из Палеха от подделок? В музее нам рассказали некоторые секреты:
  • Чаще всего изделия из Палеха снаружи черного цвета (очень редко встречается зеленый и синий), но всегда внутри – красный цвет;
  • Высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхности. Царапин, пятен и вздутий не должно быть;
  • Крышечки коробочек (ларцов и шкатулок) плотно подогнаны к основанию – кузовку;
  • Специальные отметки: в левом нижнем углу ищите золотом подпись «палех», в правом нижнем – фамилию автора;
  • На днище кузовка ПОД ЛАКОМ ищем фирменный знак Палеха. На подделки этот знак обычно приклеивают сверху;
  • Обращайте внимание на упаковку: готовое изделие при покупке должно быть упаковано в жесткую коробку, которая внутри должна быть проклеена ватой, защищающей лак и изображение;

Палехские изделия – это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.


палехские шкатулки

Крестовоздвиженский храм

Последним объектом нашей экскурсии должен был стать Крестовоздвиженский храм, полностью расписанный палехскими мастерами. В своё время он был объявлен музеем и это спасло его от уничтожения. Но в шесть часов вечера храм оказался закрыт и мы в него не попали.


Крестовоздвиженский храм Палех

Палехские шкатулки до сих пор считаются хорошим подарком. Производство не «умирает» несмотря на то, что изделия довольно дорогие, а вокруг много дешёвых китайских подделок. Работает и училище, выпускающее новых мастеров лаковой миниатюры. Кстати, школу иконописи тоже возрождают.

На сувениры времени нам не дали. Лично я и не собиралась ничего покупать, поскольку заранее представляла цену изделий. Но, просто заглянув в лавку, увидела предмет, доказывающий, что Палех — это не только шкатулки и что мастера стараются идти в ногу со временем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]