Свято-Троицкая Сергиева Лавра | Сергиев Посад, Московская область

Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.

Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.

Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.

Гостиницы у Троице-Сергиевой лавры

Троице-Сергиева Лавра – духовная обитель русской церкви

Недалеко от Москвы, в городе Сергиев Посад, находится крупнейший на территории России православный монастырь. Его церковное название — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Созданный почти семь веков тому назад сегодня он является просветительско-образовательным центром Русской Православной Церкви. В одном из его соборов хранятся мощи основателя Лавры, духовного подвижника всея Руси – Сергия Радонежского.


Немного истории

В 1337 г. будущий святой преподобный Сергий основал обитель Живоначальной Троицы на холме Маковец неподалеку от Москвы. Постепенно вокруг него собрались такие же искатели спасения души. Авторитет игумена непрерывно рос, именно он благословил князя Дмитрия Донского на битву с темником Мамаем, победа на Куликовом поле стала для молодого государства судьбоносной. Позже, в Смутное время, монастырь выдержал осаду литовцев, но был сожжен ханом Едигеем. И снова возродился, став крупнейшим культурным центром страны. В 1920 г. лавру преобразовали в музей, но в 1946 г. вернули церкви. До 1983 г. здесь находилась резиденция патриарха РПЦ.

Как добраться до Троице-Сергиевой Лавры

В Лавру можно приехать на электропоезде с Ярославского вокзала, следующего от метро «Комсомольская» до пригородной станции Балакирево, или до станции Александров. Также удобно добираться автобусом от «ВДНХ». Маршрут №388 следует в Сергиев Посад, интервал между автобусами составляет всего 10-15 минут. Все информацию можно уточнить на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры.

Памятники архитектуры на территории Лавры


Отправляясь на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру, нужно потратить немало времени, чтобы не только увидеть внешнюю красоту памятников архитектуры, но и по возможности попасть внутрь и насладиться их уникальным убранством, поклониться мощам Великих людей, похороненным здесь. Древнейшие сооружения, сохранившиеся на территории до настоящего времени, поразят своим величием. Троицкий и Успенский соборы, Михеевская, Никоновская, Трапезная и Духовская церкви, Предтеченский храм, колокольня и другие православные сооружения восхищают и поражают своей красотой и неповторимостью. Такого разнообразия и одновременно с этим гармоничности в архитектурном ансамбле нет ни в одном монастыре мира. Поездку в Сергиев-Посад и Лавру невозможно забыть, она придаст небывалую силу духа на долгие годы.

Cветлана Воробьева специально дя lions-guides.ru

Экскурс в историю обители

Основанная Сергием Радонежским в 1337 году, сегодня Лавра подчиняется напрямую Святейшему Патриарху. За историю своего существования старейшая православная обитель достойно пронесла последствия эпохи расцвета и периодов притеснения со стороны государственной власти. В 1920 году Лавра закрывалась. Часть ее комплекса была использована для хранения музейных экспонатов, часть – переоборудована в жилые помещения. Возрождение пришлось на 1946 и последующие годы.

Лавра хранит мощи не только священнослужителей, но и царской династии Годуновых. На ее территории похоронены: публицист и славянофил Иван Сергеевич Аксаков, врач, дипломат и мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, русский философ и критик Василий Васильевич Розанов, другие культурные деятели, послужившие на благо развития русской и мировой духовности. Активная роль духовной столицы присуща была для Лавры на всем историческом этапе ее существования.

Это место связано с именами подвижников русского православия – преподобными Максимом Греком, Никоном Радонежским, Епифанием Премудрым и иными представителями Церкви. Свой почтенный статус Лавры монастырь получил в 1744 году. Начиная с начала XVI века и поныне здесь постепенно формируется уникальная библиотека духовной культуры из рукописных и печатных духовных произведений.

Свое начало в качестве духовно-образовательного центра Лавра получила в 1814 году. В это время здесь расположилась основанная еще в 1685 году, старейшее из высших образовательных заведений духовная Академия. Сегодня действующий монастырь продолжает играть ведущую роль в образовательной, просветительской и духовной сферах Православной Церкви.

История Свято-Троицкой Сергиевской Лавры

Свято-Троицкая Сергиевская Лавра обязана своим появлением двум братьям — Стефану и Варфоломею, родившимся в боярской семье. Варфоломей с самого детства стремился служить богу, однако, родители не давали ему благословения на это. Когда мать и отец, состарившись, решили уйти в монастырь, братья все-таки смогли покинуть мирскую жизнь.

Становление монастыря

В 1337 году неподалеку от города Радонеж на холме в лесистой местности Стефан и Варфоломей собственными руками возвели келью и небольшую церквушку. Старший брат не смог долго жить в уединении, а Варфоломей смиренно молился и служил Богу. Мог ли 23-летний молодой мужчина представить, что место, которое выбрал он для своей отшельнической жизни станет величайшей православной святыней? Игумен одного из монастырей, находившегося неподалеку, постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия. Так началась славная жизнь Сергия Радонежского, который в будущем оказал огромное влияние на духовную жизнь не только близлежащих сел и деревень, но и всей Руси. Ведя отшельнический образ жизни, Сергий научился смирению — он работал на земле, усиленно молился и совсем не желал славы. Однако, судьба распорядилась по-другому. Его церквушка стала привлекать все больше людей, которые просили научить их, как вести благочестивую жизнь. Около кельи Сергия стали появляться другие жилища. Постепенно местность была заселена людьми, которые проповедовали православие. Можно говорить о появлении в этот период времени монастыря, точная дата основания которого неизвестна (по одним источникам — это 1337 год, по другим — 1342). Сначала игуменом был тот самый монах, который постриг Варфоломея — Митрофан. После его кончины это место занял преподобный Сергий.


В 1355 году произошли некоторые изменения на монастырской земле: ее разделили на 3 зоны: жилую, хозяйственную и защитную. Возведена новая Троицкая церковь из дерева, рядом находились жилые постройки — кельи и трапезная. В общественной зоне располагались хозяйственные постройки и обработанные земли. Территорию монастыря оградили забором, у центральных ворот находилась деревянная церковь имени Дмитрия Солунского. Общее расположение сооружений на территории не претерпело сильных изменений. Популярность Троицкого монастыря как духовного центра русских земель нарастала с необычной силой. Все больше московских князей искали здесь благословения. Известен факт, что Сергий Радонежский оказал огромную поддержку Дмитрию Донскому, благословив его перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий отправил с войском двух монахов — Пересвета и Ослаблю, вопреки строгим монастырским правилам. В 1932 году Сергий Радонежский ушел на вечный покой, его похоронили внутри главного храма. В тот момент игуменом значился один из его учеников Никон.

Новая жизнь монастыря

В 1408 году случилась беда: хан Едигей практически стер монастырь с лица земли. Но, возможно, это послужило началом нового этапа развития обители. В 1415 году игумен Никон заложил первое здание из камня — Троицкий собор. Строительство осуществляли мастера из Косово, которые с некоторых пор обрели здесь кров. Роспись храма внутри осуществляли известные мастера иконописной живописи Андрей Рублев и Даниил Черный. Интересен факт, что знаменитая икона «Троица» была написана целенаправленно для украшения иконостаса данного собора.


В 1469 году стартовало строительство еще одного каменного здания — трапезной. Ее особенностью было то, что она имела тип одностолпной палаты, этот прием впоследствии стали широко применять в зодчестве. На нижнем этаже находились трапезные для братии, а на верхнем — царские палаты. В 1476 году вблизи собора появился еще один храм. Во времена царствования Ивана Грозного, который часто посещал монастырь, территорию снова видоизменили. В частности, по периметру возведены стены из белого камня. Их длина составляла почти полтора километра. Благодаря устроенным запрудам и окружению высокими стенами монастырь превратился в настоящую крепость. В середине XVI века монастырь получил новый статус — архимандрии. Иван Грозный способствовал заложению первого камня в строительстве крупного Успенского собора. Однако, через пять лет строительство остановили из-за пожара, вследствие которого многие строения сильно пострадали. Успенский собор все-таки достроили, но Ивану Грозному не суждено было увидеть построенный храм, его освещение состоялось после смерти государя в 1585 году. Ко второй половине XVI века равных Троицкому монастырю в государстве не существовало: в его ведении находились почти 3000 поселений, которые не только полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и осуществляли торговлю за рубежом.

Непростые времена — XVII век

В 1608 году началась осада монастыря польско-литовскими захватчиками. Но это было не самое страшное: через год внутри монастыря люди стали повально гибнуть от цинги. Но это, к счастью, не стало причиной захвата земель. Неведомая сила позволила отстоять монастырь. Вовремя подоспела помощь: зимой 1610 года войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского освободило монастырь. Через несколько лет Троице-Сергиевский монастырь снова подвергся атаке, на этот раз завоевать его пожелал польский королевич Владислав. Но мечтам его тоже сбыться было не суждено.

Процветание монастыря в XVII-XVIII веках


После осады быстрыми темпами началось восстановление: существенно укреплены стены, башни приобрели вид, дошедший до наших дней. Появились новые сооружения: большая колокольня, церковь Михаила Малеина, царские хоромы, чуть позже — дополнительные кельи из камня, больничный комплекс и еще 2 церкви. Жизнь процветала — владения монастыря стали превышать царские и патриаршие. При Петре I здесь появились трапезная и церковь в честь Сергия Радонежского, а также надвратная церковь. Чуть позже монастырь был укреплен из-за неожиданной возможности захвата шведами. Был выкопан ров, сооружены 2 каменных моста. Земляные укрепления существуют до сих пор. После Петра I интерес к Троице-Сергиевскому монастырю угас, существовал даже вариант переноса его поближе к Петербургу. Однако, в 1738 году управлять жизнью здесь стал Духовный совет.

Новая веха в развитии Лавры

С приходом на трон Елизаветы Петровны начинается следующая эпоха развития. В 1742 году здесь открывается духовная семинария, а в 1744 году монастырю присвоили титул Лавры, руководителем ее становится Митрополит Московский.


Императрица очень любила бывать в Лавре, она способствовала тому, что почти все строения внутри монастыря изменили свой внешний вид по сравнению с первоначальным. Появилась колокольня в 1770 году, для которой отлили огромный колокол, вес его — 4065 пудов. Лавра продолжает оставаться крупнейшим духовно-культурным центром, роль ее еще более усилилось после перевода сюда в 1814 году Духовной академии. Если исключить тот факт, что из-за этого пришлось нарушить общую целостность архитектурного комплекса строений монастыря, то Духовная академия сделала Лавру еще более мощным средством формирования духовного наследия. XVIII — XIX века — время небывалого расцвета Лавры. Богатства монастыря с каждым годом приумножались. Этому способствовало огромное количество принадлежащих ему земель, крестьянских душ, а также активная торговая деятельность. Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей: именно там находились мощи многих святых, в том числе Сергия Радонежского, Никона, митрополита Иосафа и др. К тому же именно стены этого храма украшало самое известное творение Андрея Рублева — икона Святой Живоначальной Троицы.

Лавра в период Советской власти

В начале XX века началось сложное время, отразившееся на всей монастырской жизни. В один из майских дней 1920 года в последний раз здесь встретили прихожан, после чего Лавру закрыли, распустили Духовную академию. В годы Советской власти многие здания были реконструированы и стали выполнять функции хозяйственных и жилых построек. Переплавлена большая часть древних колоколов. В 1940 году начались работы по устройству здесь государственного историко-художественного музея-заповедника, власти пытались полностью изменить территорию, недостаточное внимание уделялось сохранности святынь и объектов, представляющих огромную ценность. После Великой Отечественной войны здесь открыли училище, а годом позже Успенский собор был возвращен Патриархии. В послевоенный период проводились масштабные восстановительные работы по приданию объектам архитектуры вида, максимально приближенного к первоначальному.

Троице-Сергиевская Лавра сегодня

В 1993 году Троице-Сергиевской Лавра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сейчас территория монастыря включает в себя множество архитектурных памятников, подобия которым нет нигде. Современная Лавра — уникальный действующий мужской монастырь, в котором насчитывается примерно две сотни монахов. Приехать в это удивительное место может любой желающий – ежедневно для паломников и туристов со всего мира проводятся интереснейшие экскурсии.

Колокольня Лавры

Колокольня Лавры, годы строительства – с 1741 по 1768. Высота Троице-Сергиевой звонницы – 88 метров, строилась она по проекту архитектора Д. В. Ухтомского. Пятиярусная колокольня считается самой красивой на территории России. Здесь находится самый крупнейший, весом больше 70 тонн, Царь-колокол. Реставрация звонницы была осуществлена лишь к 2014 году, в преддверии празднования 700-летия Преподобного Сергия.

Успенский собор

Успенский собор. Строительство осуществлено в 1585 году по указу Иоанна Грозного. Пяти купольный собор построен в центре Лавры. Центральный золотой купол возведен в честь Спасителя, остальные купола, оформленные как звездное небо – в честь Св. Богородицы. Внешне это самый фундаментальный из соборов Лавры. Внутри, если в него войти – создается удивительное ощущение простора, высоты и обилия света. Храм почти столетие оставался не расписанным и только в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского были приглашены мастера иконописцы и под руководством Дм. Плеханова Собор был оформлен фресками с изображением святых и благоверных лиц княжеского рода. Главной святыней Собора остается погребальная Сергия Радонежского.

Церковь Соловецких чудотворцев

Церковь Соловецких чудотворцев. Время строительства – 1635-1637 гг. Это единственный в Лавре шатровый храм, в котором хранится святыня – древняя икона «Знамение», с изображением Зосимы и Савватия Соловецких, представших перед обликом Богородицы. Храм входит в комплекс сооружений, созданных в разные исторические периоды, в зданиях которого располагается монастырская библиотека, покои наместника Лавры и Соборная палата.

Церковь Святого Иоанна Предтечи

Церковь Святого Иоанна Предтечи (1693-1699) создана на месте главных ворот в Монастырь и возводился в конце 17-го века на средства мецената Г. Строганова. В момент его возведения харам выглядел несколько иначе, пятиглавие было восстановлено в конце прошлого столетия, уже под руководством В.И. Балдина, этим архитектурным решением была подчеркнута стилевая общность всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. Великолепный иконостас в Церкви Святого Иоанна Предтечи хорошо освещен и удивляет своим великолепием.

История Сергиевой Лавры кратко

Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским

. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был «ужасный и великий» Иван Грозный

и
Петр Первый
и многие другие
.
Самая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда
Петр Великий
во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток.

В 1920 году

монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

Подробная история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Трапезная церковь

Церковь Преподобного Сергия с Трапезной палатой (1686–1692).

Это далеко не все храмы и соборы Троице-Сергиевой Лавры. Каждое из сооружений имеет свою историю, особенности и духовно-культурную ценность. А все вместе образуют удивительное место, средоточие истории, духовности, художественных раритетов и центра духовной православной культуры на Руси.

Кроме церквей и храмов, на территории Лавры есть источник с родниковой водой, где каждый желающий может утолить жажду.

Важным представляется сказать несколько слов об основателе этого центра, иеромонахе Русской церкви Сергии Радонежском (1314-1392). Его имя олицетворяет начало русской духовности. Несмотря на то, что письменных свидетельств он не оставил, он сохранил о себе память в своем духовном наставничестве, а также в практическом богоугодном деле – создании монастырей. Считается в духовной сфере покровителем учащихся. В XV веке причислен к ордену святых Православной церковью. В 1969 году, по распоряжению папы Павла VI, его имя включено в календарь служб римско-католического духовенства.

Сергиева лавра – наследие ЮНЕСКО

Троице-Сергиева лавра – действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. Она занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом со входом в лавру установлен памятник ее основателю – преподобному Сергию Радонежскому.

Над Святыми вратами возвышается Красная башня (середина XVI в.). Внутри арка украшена фресковой росписью на темы жития преподобного Сергия. Справа от Святых врат находятся хозяйственные Успенские ворота (вторая пол. XVII в.). Свое название они получили от Успенского собора, напротив которого они и расположены.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи близ Святых врат возведена в 1692–1699 годах на средства знаменитого промышленника Г.Д. Строганова. Слева от нее располагается двухэтажное здание Предтеченского корпуса братских келий (XVII век – 1640 год). Аскетический облик придает зданию его гладкий фасад с небольшими, лишенными обрамлений арочными окнами.

За корпусом расположена Пятницкая башня (1640 г.) – угловая юго-восточная башня монастырской стены. По левую руку от башни расположен Варваринский корпус братских келий. В настоящее время на первом этаже здания располагается монастырская трапезная, на втором и третьем – братские кельи.

Слева от Варваринского корпуса находится церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой, сооруженная по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 годах.

С 1956 года в зимнее время Сергиевская церковь становится главным храмом монастырских богослужений. За церковью находится прямоугольная Луковая башня (XVI–XVIII вв.). А перед ней – Михеевская церковь (1734 г.) над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского.

В юго-западном углу монастыря расположены Митрополичьи (Патриаршие) покои. На верхнем этаже размещается домовая церковь. За Митрополичими палатами находится Водяная башня (XVII в.). Сейчас в башне располагается Издательский отдел лавры.

Справа от Святых врат возвышается Троицкий собор – главный соборный храм, с которого началось формирование архитектурного ансамбля монастыря. Он был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном в честь преподобного Сергия Радонежского.

Главное художественное сокровище храма – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1‑й трети XV века преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. К Троицкому собору примыкает Никоновская церковь (1623 г.). Храм был воздвигнут над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника преподобного Сергия Радонежского.

За Троицким собором находится двухэтажное здание ризницы (1782 г.), сооруженное по проекту архитектора В.С. Яковлева в строгих формах раннего классицизма. В настоящее время здание используется для хранения и экспонирования произведений церковного искусства XIV–XVIII веков. За ризницей, в западной стене монастыря, расположена Пивная башня (XVI– XVII веков).

К востоку от Троицкого собора расположен храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г.) – пример церкви с подкупольной звонницей. Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря в 1608–1610 годах возвещал защитникам обители об опасности.

Справа от храма находится сооруженный по повелению царя Ивана Грозного Успенский собор (1559–1585 гг.) – самый большой храм Троице-Сергиевой лавры. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи.

У юго-западного угла Успенского собора над источником целебной воды устроен Успенский кладезь с часовней (1644 г. – конец XVII в.). Слева от кладезя находится сень над крестом (1872 г.) для освящения воды. Рядом с сенью расположен обелиск (1792 г.), прославляющий исторические заслуги обители перед отечеством.

По правую руку от Успенского собора возвышается колокольня (1741–1768 гг.) высотой 88 м. На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, пострадавшее в 1930 году, когда были разбиты 25 из них, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 64 т. Вес вновь отлитого в 2003 году для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.

Слева от колокольни, вдоль западной стены монастыря, протянулось трехэтажное здание казначейского корпуса братских келий (1743–1745 гг.). Ныне первый этаж здания отведен под административные помещения, а второй и третий – под братские кельи. За корпусом – Келарская башня.

Посетителям Троице-Сергиевой Лавры будет полезно знать

  • Обряды венчания, крещения и отпевания в монастырях запрещены в соответствии с православными канонами, возможен заказ служб за здравие и упокой близких.
  • Фотосъемка на территории монастыря имеет ряд ограничений: нельзя использовать фотовспышку внутри помещений, нельзя снимать монахов.
  • Необходимо соблюдать нормы посещения действующих монастырей, для женщин – головной убор, закрытая одежда (как и для мужчин), недопустимо на территории монастыря употребление спиртного, курение.
  • Для посетителей Троице-Сергиева Лавра открыта с 5 утра до 9 вечера. Круглосуточно можно посетить монастырь в церковные праздники, в Дни памяти преподобного Сергия.
  • Экскурсионное обслуживание проводится в летний период с 9 утра до 18 часов, в период с 11 ноября и до 30 апреля время экскурсионного обслуживания сокращается на час – до 17.00.

Свято Троицкая-Сергиева Лавра интересна, прежде всего, как духовно-культурный русский центр. Это больше, чем великолепный образец русской архитектуры, иконописи, форм и способов осуществления русского православия. Это живой источник мудрости, силы и энергии, это опыт веры, нашедший отражение в творчестве и культурном наследии. Лавра сохраняет традиции веры, готовит себе духовных последователей в Православной гимназии, церковно-приходских школах при Вознесенском и Пятницком подворьях, в военно-историческом клубе «Пересвет».

Духовное напутствие Сергия Радонежского: « …всех молю … имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную…» и есть ключ к великой мудрости жизни, которая далеко не ограничена стенами Лавры, может быть напутствием в мир каждому цивилизованному современному человеку.

Посад Сергия Радонежского

В 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польcко- литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского, стал одним из оплотов второго ополчения Минина и Пожарского.

Русские цари регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.

В 1742 году указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус лавры. В 1920 году монастырь был закрыт и лишь в 1946 году вновь передан в пользование церкви. До конца 1980‑х годов лавра была резиденцией Патриарха. К концу XIV – началу XV века вокруг монастыря появилось несколько самостоятельных поселений.

22 марта 1782 года по указу Екатерины II они были объединены в один посад, который назвали Сергиевым. К 1792 году посад обрел регулярный план. В 1919 году Сергиев получил статус города, а в 1930 году был переименован в Загорск. В 1991 году город был назван Сергиевым Посадом.

Герб Сергиева Посада утвержден в 2006 году и получил следующее описание:

«В лазоревом поле серебряная стена, мурованная лазурью, завершенная золотым краем, вверху стенозубчатым, снизу имеющим под каждым зубцом выемку в виде острого зубца; в стене сквозные ворота с открытыми черными створами, имеющими золотые скрепы и запоры; из-за стены возникает серебряная, о двух черных окнах в один ряд башня с золотым, крытым в виде чешуи церковным куполом, который увенчан шестиконечным (голгофским) крестом; по сторонам башня сопровождена двумя золотыми бердышами на таковых же укороченных древках в столб, лезвиями вправо».

Сергиев Посад – столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки. Начало игрушечного резного промысла в городе относится к первым десятилетиям XVI века.

В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю игрушки.

В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Среди них археологические находки, игрушки разных стран и народов, детская мебель, посуда, детские портреты XVII–XX веков.

Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России.

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, пр. Красной Армии, 123.

Сайт: https://museumot.info

Телефон: +7 496 540–41-01.

Режим работы:

  • Ср-Вс – с 10:00 до 17:00;
  • Пн, Вт – выходной.

В Сергиевом Посаде в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А.В. Лентулов, М.В. Нестеров, писатель- натуралист М.М. Пришвин, знаменитая актриса МХАТа А.К. Тарасова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]